Состояние и развитие морских портов Саудовской Аравии

Портовая инфраструктура Королевства Саудовская Аравия (КСА) характеризуется ее руководством как самая развитая в регионе Ближнего Востока, хотя по ряду показателей, в том числе Logistic Perfomance Index, ее логистический сектор уступает Турции, Катару, ОАЭ. Порты удовлетворяют 95 % потребностей внешней торговли страны. При этом 55 % от портового грузооборота приходятся на экспорт.

В настоящее время в КСА функционируют 10 портов:

— Исламский порт Джидда;

— Порт имени короля Абдель Азиза в городе Даммам;

— Промышленный порт имени короля Фахда в городе Янбу-эль-Бахр;

— Промышленный порт имени короля Фахда в городе Эль-Джубейль;

— Торговый порт в городе Эль-Джубейль;

— Торговый порт в городе Янбу-эль-Бахр;

— Порт Джизан;

— Порт Дхиба;

— Порт Рас-эль-Хейр;

— Порт имени короля Абдаллы.

Функционирование всех портов, за исключением порта имени короля Абдаллы, регулируется государственным органом Saudi Ports Authority (основано в 1976 году), регламент их деятельности осуществляется по единым правилам и стандартам, сами порты в собственности королевства, однако эксплуатация и модернизация осуществляются силами частных компаний  (такой порядок принят законодательно в 1997 году). Общее количество причалов в этих портах – 214, ежегодно через них проходит более 5 млн TEU контейнерного грузооборота, а порты посещают около 11 тыс. судов. Общий объем грузооборота портов КСА – около 200 млн тонн в год. По утверждению руководства Saudi Ports Authority, 97 % рабочих портов – подданные королевства, подготовка осуществляется в учебных заведениях в Джидде и Даммаме. Последнее преподносится как предмет особой гордости, так как еще в 1990-х годах положение дел было иным из-за недостатка квалификационных кадров в стране, в связи с чем правительство провозгласило соответствующую цель по укомплектованию должностей саудовскими поддаными.

Исламский порт Джидда основан в 1976 году, имеет 58 причалов, максимальная глубина обслуживаемых судов – 16 м. Функционирует 2 контейнерных терминала (после расширения в 2015 году их общая мощность достигла 2,5 млн TEU в год), терминал для перевозок грузов на колесной технике, два терминала для грузов общего назначения, два судоремонтных дока и иная вспомогательная инфраструктура. Обеспечивает 55 % от морского импорта в КСА. Это самый крупный порт в КСА. Помимо саудовских компаний, эксплуатацию одного из терминалов осуществляет DP World (ОАЭ). В стадии реализации несколько проектов по улучшению качества обслуживания, созданию вспомогательной инфраструктуры, но капитального расширения не планируется.

Порт имени короля Абдель Азиза в городе Даммам является третьим по величине (после Джидды и порта им. короля Абдаллы) и вторым грузообороту портом в стране. Обслуживает потребности столичного региона, западные и восточные части королевства, а также экспорт нефти. Имеет терминалы для обслуживания обычных грузов, грузов на колесной технике, насыпной и два контейнерных терминала. Последние в настоящий момент в стадии расширения, после завершения которой общая мощность составит 1,8 млн TEU в год. Работы по расширению мощностей осуществляет сингапурская PSA International. Владельцами являются саудовские компании.

Промышленный порт имени короля Фахда в городе Янбу-эль-Бахр расположен на Красном море к 300 км к северу от Джидды. Удобное географическое расположение ввиду близости к Суэцкому каналу и Баб-эль-Мандебскому проливу. Крупнейший нефтеналивной терминал в стране, способен обслуживать все виды нефтяных танкеров. Инфраструктура разделена на две части: для обслуживания судов, следующих в направлении Суэцкого канала, и для обслуживания судов, следующих в направлении Баб-эль-Мандебского пролива. Оборудован терминалами для обслуживания грузов общего назначения, контейнерным терминалом, терминалом для обслуживания насыпных грузов, терминалом для экспорта сырой нефти, терминалом для экспорта продуктов нефтихимического производства. Эксплуатацию осуществляют саудовские компании.

Промышленный порт имени короля Фахда в городе Эль-Джубейль (Восточная провинция) обслуживает потребности предприятий нефтеперерабатывающей и химической промышленности, включая импорт необходимых материалов и экспорт готовой продукции. Оборудован терминалами для обслуживания насыпных и наливных грузов, продукции нефтехимического производства. Эксплуатация осуществляется саудовскими компаниями.

Торговый порт в городе Эль-Джубейль состоит из 16 причалов, в том числе 8 для обслуживания грузов общего назначения, 4 для обслуживания контейнерных перевозок и 4 для обслуживания насыпных грузов. Максимальная глубина обслуживаемых судов – 12 м. Мощность контейнерного терминала – 1 млн TEU в год.

Торговый порт в городе Янбу-эль-Бахр считается самым близким портом королевства к Европе. Традиционно служил основным пунктом въезда страну морским транспортом для паломников, совершающих хадж, но в 1970-х проведена модернизация. Способен обслуживать около 3 млн тонн грузооборота в год. Обеспечивает импорт товаров промышленного назначения для нужд индустрии, и также экспорт цемента и клинкера. Контейнерный терминал отсутствует.

Порт Джизан предназначен ля обслуживания грузов общего назначения, максимальная глубина обслуживаемых судов 12 м. Контейнерный и насыпной терминалы отсутствуют. Обслуживает потребности местного значения.

Порт Дхиба состоит из трех терминалов, в том числе двух общего назначения и одного для обслуживания грузов на колесной технике. Обслуживает потребности местного значения.

Порт Рас-эль-Хейр расположен в 135 км к северу от Джубейля. Работы по строительству порта начались в 2008 году, первое судно вошло в него в 2011 году. Работы по строительству выполняла China’s Harbor Engineering and Contracting Co Ltd (Китай). Функционирует 4 причала для обслуживания грузов общего назначения, в стадии строительства еще два. Инвесторы – государство и частные компании.

Порт имени Короля Абдаллы на Красном море тесно связан с проектом Экономический город имени короля Абдаллы, а также должен стать перевалочным пунктом на пути из АТР в Европу. Отличительная особенность этого порта в том, что если в финансировании строительства всех предыдущих принимало участие государство, то сооружение этого финансируется за счет частных инвестиций. В настоящий момент функционирует контейнерный терминал мощностью 3 млн TEU в год, хотя загрузка составляет около 1,3 млн TEU по итогам 2015 г. Составляет конкуренцию порту Джидда. Инвестиции были привлечены за счет частного сектора из КСА. Меморандум о взаимопонимании был подписан с эмиратской DP World, однако информация об инвестициях со стороны этой компании отсутствует. Согласно замыслу, представленному на официальном сайте, мощность контейнерного терминала должна составить 20 млн TEU в год, насыпного терминала – 15 млн тонн в год, однако эти инвестиции не выглядят оптимистичными в плане самоокупаемости.

52.29MB | MySQL:103 | 0,465sec