Связь, телекоммуникации и IT-сфера ИРИ

За последние десятилетия процесс глобализации и ускоренного развития технологий привел к повышению значимости роли IT-сферы, связи и телекоммуникаций для мировой экономики. Об этом говорит то, что в 2015 году IT-сфера (продажа оборудования, программного обеспечения и технологий) принесла своим компаниям доходов на 2,25 трлн долл. США, что на 6% больше уровня предыдущего года. Более того, этот рост составляет 3% от мирового значения номинального ВВП 2015 года[i] и неуклонно поднимается.

Другим, говорящим за себя, фактом является рейтинг лучших компаний мира американских финансово-экономических журналов Fortune и Forbes. Согласно их данным среди ТОП-20 компаний мира 7 и 6 компаний соответственно ведут свою деятельность в IT-сфере.

Безусловно, ИРИ также стремится преуспеть в этой стремительно развивающейся отрасли. Однако сначала рассмотрим – административную структуру данной сферы, после чего можно было бы перейти к ее современному состоянию.

Телекоммуникационная отрасль и IT-сфера являются, по сути, закрытыми сферами и развиваются большей частью под контролем правительства в лице Министерства телекоммуникаций и связи Ирана. Деятельность данного министерства, представлена 4 структурными подразделениями: «Подразделение IT-технологий», «Подразделение телекоммуникации и связи», «Подразделение по предоставлению почтовых услуг» и «Подразделение по надзору и развитию спутниковых технологий радиосвязи и телевещания». Наибольшее число компаний представлено в двух подразделениях – «Подразделение телекоммуникации и связи» и «Подразделение по предоставлению почтовых услуг» -, всего таких компаний семнадцать. Среди основных компаний, предоставляющих услуги связи, следует выделить Mobile Telecommunication Company of Iran (государственная форма собственности), доля рынка которой около 70% или 66 млн абонентов, Irancell (смешанная форма собственности: 51% принадлежит государственной компании Iran Electronic Development Company и 49% южноафриканской компании MTN) с приблизительной долей рынка в 25% и консорциум RighTell (частная форма собственности, в 2013 году была куплена китайским консорциумом EN Group)  с долей рынка от 2 до 5%. Остальные десять компаний являются региональными дочерними предприятиями (провайдерами связи и мобильных услуг), большая часть из которых принадлежит государственной Mobile Telecommunication Company of Iran[ii].

Также хотелось бы отметить и «Почтовый Банк Ирана» с несколькими дочерними предприятиями (государственная форма собственности), который является активным инвестиционным игроком на рынке связи и IT-технологий, способствующий развитию start-up проектов и всей отрасли в целом.

Данная отрасль в Иране развивается достаточно активно, и по некоторым показателям страна занимает лидирующие позиции в регионе: количество абонентов, обладающих стационарным телефоном, выросло с 9,486 млн чел. в 2000 г. до 30,413 млн чел. в 2015 г. (показатель увеличился за 15 лет в 3,2 раза); количество абонентов, обладающих мобильным телефоном и пользующихся услугами сотовой связи, увеличилось с 0,962 млн чел. в 2000 г. до 74,219 млн чел. в 2015 г. (показатель увеличился за 15 лет в 74 раза); процент населения, имеющего доступ к  интернету, вырос с 0,93% в 2000 г. до 44% в 2015 г. (показатель вырос в 44 раза); количество пользователей, имеющих ШПД (WCDMA) выросло с 176 чел. в 2000 г. до 8,663 млн чел. в 2015 г[iii]. В целом, в течение прошлого иранского года (2014/15) нагрузка на сети мобильной связи выросла в Иране в 2 раза, а число активных пользователей мобильного интернета достигло 21 млн чел. Технические характеристики мобильной связи ежегодно улучшаются: в 2014/15 г. скорость стандарта GSM в среднем по стране составляла 2670 КБ/с, стандарта WCDMA внутри страны 2400 КБ/с, на международные линии 280 КБ/с[iv].

В 2014 г. в IT-сфере было занято 150 тыс. чел[v]. А технологический экспорт страны (продажа оборудования, программного обеспечения и технологий) вырос с 50 млн долл. США в 2008 г. до 400 млн долл. в 2014 г. (показатель вырос в 8 раз)[vi]. Активно развивается сфера E-Commerce, доход которой в 2015 г. составил 17,4 млрд долл. США[vii]. Кроме того, следует отметить и активный рост start-up проектов в стране. На сегодняшний день любое популярное приложение на платформе iOS или Android имеет свой аналог в Иране: eBay-Mozando: Uber-Taxi Yaab; PayPal-ZarinPal; Youtube-Aparat. Такое положение дел привело к тому, что 72% иранцев (вероятно, данный показатель несколько выше) в возрастной группе от 18 до 29 лет имеют аккаунт в социальных сетях и различных мессенджерах (Viber, WhatsApp, Telegram) и в среднем проводят в сети 5-8 часов в день[viii]. Среди наиболее часто используемых приложений, можно также выделить мобильные игры, за которыми в Иране проводят время 33 млн пользователей в среднем по 79 мин. в день[ix].

2016 год можно обозначить, как год возвращения иностранного капитала в эту сферу иранской экономики, правда с определенной оговоркой. Данная оговорка будет заключаться в позиции избранного президента США Д.Трампа по Ирану и результата предстоящих президентских выборов в самом Иране. Эти два фактора оказывают значительное влияние на сегодняшнее развитие инвестиционной деятельности ТНК в IT-cфере ИРИ. Однако уже в этом году иностранные компании делали первые попытки на данном поприще[x].

Во-первых, еще в начале года иранские банки были вновь подключены к системе Swift, что несомненно облегчило проведение коммерческих сделок в стране[xi].

Во-вторых, началось постепенное вхождение на иранский рынок иностранных компаний. Первой компанией, кто это сделал, была корейская компания «Тэхан», которая в рамках выставки Telecom 2016 подписала протокол о сотрудничестве и инвестициях в области производства оптического волокна  с компанией Mobile Telecommunication Company of Iran[xii]. После чего в середине октября выйти на иранский рынок приняли  решение две компании с мировым именем – французская Orange и британская Vodafone, — через иранские компании MCI и HiWeb соответственно. Иностранные компании подписали партнерское соглашение с иранской стороной на оказание технической помощи по усовершенствованию инфраструктуры, мощностей фиксированной связи и услуг мобильного интернета. Также отмечается, что данное партнерское соглашение в настоящее время не предусматривает покупку или передачу доли вышеупомянутых иранских компаний в распоряжение Orange или Vodafone[xiii].

В-третьих, поощрение и поддержка правительством start-up проектов. К примеру, в ближайшем будущем может быть воплощен в жизнь такой проект, как доставка почтовых грузов посредством дронов, изначально частично реализованный американской компанией Amazon[xiv].

Среди проблем, которые негативно сказываются на развитии IT-сферы, связи и телекоммуникации ИРИ, можно выделить следующие:

— Во-первых, «утечка мозгов». Огромное количество потенциально талантливых молодых специалистов технических специальностей, по возможности, уезжают заграницу. По неподтвержденным данным, 8 из 10 студентов, выигравших предметную олимпиаду государственного уровня в Иране, после окончания обучения уезжают из страны.

— Во-вторых, технологическая отсталость страны в этой сфере на 3-5 лет от мировых лидеров, вызванная воздействием экономических санкций[xv].

Анализируя все «за» и «против», следует отметить, что в ближайшее десятилетие инвестиционная привлекательность данной отрасли в Иране будет расти не только по причине глобального развития IT-сферы, но и по причине государственной политики страны. Правительством ИРИ поставлена долгосрочная цель, сделать Иран к 2025 году региональным лидером в области современных технологий. Уже к 2021 г. связь и IT-сектор по вкладу в экономику должны достичь 19% ВВП, что превышает в 2-3 раза настоящее значение[xvi]. Особое развитие, вероятно, получит международное сотрудничество и участие иностранных компаний на национальном рынке ИРИ в области информационных, нано-, био-, ядерных технологий и робототехники. Таким образом, наибольшую выгоду для себя получат иностранные компании, первыми вошедшие на внутренний рынок ИРИ.

[i]                       Составлено автором на основе данных с сайтов: http://www.tadviser.ru/index.php и http://www.data.worldbank.org

[ii]                      «Ежеквартальный обзор ситуации в информационной сфере». Министерство телекоммуникаций и связи Ирана. Стр. 6. Тегеран, 2016 г.

[iii]                     https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/stat/default.aspx

[iv]                    из исследовательского центра парламента, газета Мир экономики.

[v]                     http://www.eiu.com/industry/telecommunications

[vi]                    http://presstv.com/detail/2014/02/27/352546/iran-software-industry-communication-information-technology-it/

[vii]                   http://presstv.com/Detail/2016/09/16/484992/Online-Shopping-Internet-Cyber-police-Cybercrime-Post-Company-Iran-National-Information-Network

[viii]                  со ссылкой на руководителя центра цифровой информации Министерства культуры, агентство современный Иран.

[ix]                     из национального клуба компьютерных игр, газета Мир экономики.

[x]                      со ссылкой на американское энергетическое агентство «Фактс», электронное агентство бартаринха.

[xi]                     http://www.iran.ru/news/politics/99862/Ryad_iranskih_bankov_podklyucheny_k_SWIFT

[xii]                    из центра статистики ИРИ, электронное агентство бартаринха

[xiii]                   http://presstv.com/Detail/2016/10/19/489712/Iran-telecom-Vodafone-service-deal-Orange

[xiv]                        http://www.iran.ru/news/economics/103110/V_Irane_razrabatyvaetsya_proekt_dostavki_pochtovyh_gruzov_posredstvom_dronov

[xv]                   Обухова А.Н. Сборник ИВ РАН 2016 «ИРАН во втором десятилетии XXI века: вызовы и перспективы» с.227. Москва, 2016 г.

[xvi]                  из организации по технологиям связи, ИРНА.

62.92MB | MySQL:105 | 0,662sec