Конституционный процесс в Турецкой Республике выходит на финишную прямую

10 декабря 2016 года – это дата, которая, вне всякого сомнения, войдет в новейшую турецкую историю. Внесение в Меджлис Партией справедливости и развития (ПСР), после достижения соответствующих договоренностей с Партией националистического движения (ПНД), пакета конституционных поправок венчает пятилетние усилия президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по переводу страны к президентской форме правления.

В качестве краткого экскурса напомним, что впервые в официальной риторике вопрос перехода от «военной» к «гражданской» конституции зазвучал после проведения 12 сентября 2010 года (в 30-летнюю годовщину военного переворота в Турции) референдума по пакету конституционных поправок и парламентских выборов, состоявшихся 12 июля 2011 года. Именно тогда, как можно заключить из последующих действий правящей партии, было решено, что завершена необходимая подготовительная работа для вынесения на повестку дня главного вопроса.

В период 24-го созыва Меджлиса (с 2011 по 2015 год) с целью принятия нового текста Основного закона страны была сформирована смешанная межпартийная Конституционная комиссия, в которой было представлено по три представителя от каждой парламентской фракции – правящей партии, республиканцев и националистов и  курдов. Первое заседание было проведено 19 октября 2011 года и перед ней была поставлена задача по совместной разработке новой конституции к сроку 31 декабря 2012 года.

В дальнейшем, невзирая на интенсификацию усилий ПСР и возросшую частоту заседаний Комиссии, этот срок неоднократно переносился на более поздние периоды. Представляется, что этот четырехлетний опыт в итоге сформировал у Р.Т.Эрдогана убеждение в том, что:

1.Невозможно достичь межпартийного консенсуса по всем конституционным вопросам, невзирая на принципиальное согласие оппозиции на новый текст конституции.

2.Невозможно достичь даже в двухпартийном формате договоренностей по принципиально новому тексту Основного закона.

Результатом стал поиск стратегического партнера, коим для ПСР стала ПНД. Безусловно, этот альянс, наряду с успехами на внутриполитической арене прокурдской Партии демократии народов (ПДН), внес свою лепту в изменение позиции руководства Турции по текущим методам решения застарелого и болезненного курдского вопроса. Говорим — «текущим» по той причине, что другого способа, кроме как мирного, для решения национального вопроса не существует. И ПСР не может этого не понимать. А национальный вопрос, в свою очередь – в ряду главых факторов, сдерживающих развитие страны, и «черная дыр» для бюджетных средств.

Итак, 10 декабря в 18-00 на совместной пресс-конференции с участием представителей ПСР и ПНД было официально объявлено о внесении проекта поправок к конституции страны в Великое национальное собрание (Меджлис) Турции.

Отметим два несвязанных между собой обстоятельства, но связанных каждое по своему, как представляется, с этим знаковым для Турции событием.

В Турции вот уже не один месяц анонсируется выход на экраны художественного фильма «Раис» (от арабского «глава»). Именно это слово является неофициальным обращением к президенту Р.Т.Эрдогану. Именно его детству и становлению в качестве «политика мирового значения» (цитируем анонс-авт.) и посвящена кинолента. Первоначально планировалась осень, потом начало декабря. Теперь же срок перенесен на 3 марта 2017 года, что в известной мере коррелируется с предполагаемым временем проведения всенародного голосования по тексту Основного закона (апрель 2017 года). Разумеется, в том случае, если квалифицированное большинство (свыше 3/5 или 330 голосов) в Меджлисе будет достигнуто. Впрочем, мало кто сомневается в том, что это произойдет.

О втором, трагическом событии, террористическом акте в Стамбуле – широко известно. Согласно последним официальным данным в результате погибло 44 человек (из них 36 – стражи правопорядка) и свыше 160 человек было ранено. Вряд ли, произошеднее в тот же день с внесением конституционных поправок можно считать совпадением.

Тут же стоит оговориться по поводу термина «конституционные поправки». Несмотря на то, что в документе, внесенном в Меджлис всего 21 пункт, это не должно наводить на мысль о том, что он затрагивает 21 статью действующей Конституции. На самом деле подход «один к одному» сохраняется лишь в первых 18 пунктах. А в 19-м по счету пункте идет сквозное изменение большого объема статей под новую турецкую модель. Пункт 20 посвящен добавляемым временным статьям Конституции переходного периода, а 21-й по счету — порядку вступления тех или иных изменений в силу. То есть, будущая конституция даже уже с этой точки зрения будет иметь мало общего с документом 1982 года.

Касательно основных изменений, их можно резюмировать следующим образом (останавливаемся лишь на самых главных):

  1. Президент сможет быть партийным, причем начиная с момента вступления конституционных поправок в силу. Должность премьер-министра устраняется. Президент может себе назначать одного и более вице-президентов.
  2. Количество депутатов Меджлиса увеличивается с 550 до 600. Выборный возраст депутатов уменьшается с 25 до 18. Вводится институт запасных парламентариев (из той же партии, что и выбывший по тем или иным причинам народный избранник).
  3. Срок полномочий Меджлиса увеличивается до пяти лет. Выборы в Меджлис и президентские выборы проходят одновременно.
  4. Из полномочий Меджлиса убран контроль за деятельностью Совета министром и министерств.
  5. Президент сможет выбираться из числа только турецких граждан по рождению (ранее оговорки не было) прямым народным голосованием. Он сможет избираться лишь два раза на этот пост (в этом смысле не совсем ясно, будут ли следующие выборы для действующего президента первыми или вторыми по счету, поскольку модель – новая-авт.).
  6. Полномочия президента больше не разделены на подгруппы – в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Из чего можно сделать заключение, что президент – в центре системы правления Турецкой Республики, в качестве надсистемного фактора.
  7. Если раньше президент был верховным главнокомандующим от имени Меджлиса, то теперь он представителем законодательного собрания не является.
  8. Президент назначает высших государственных лиц и увольняет со службы (перечень не приводится). Впрочем, впоследствии прямо указывается на вице-президента (-ов) и министров. Равно как определяет своими указами всю систему власти: создание, обязанности, полномочия и ответственность всех органов центрального аппарата.
  9. Президент разрабатывает и передает в Меджлис проект бюджета.
  10. Значительно расширено понятие чрезвычайного положения, по сравнению с исходным вариантом. Если до сих пор речь шла о постановлениях чрезвычайного времени, которые принимает правительство, то теперь соответствующие полномочия будут у президента.
  11. Президент сможет издавать указы в тех сферах, которые не регулируются положениями соответствующих законов.
  12. Ликвидируются военные суды и военное судопроизводство (в мирное время).
  13. Реформируется Высший совет судей и прокуроров из названия которых исчезнет оборот высший: число постоянных членов уменьшится с 22 до 12, при этом в их составе число судей назначаемых непосредственно президентом вырастет с 4 до 5. Возглавляет Совет, по-прежнему, министр юстиции.
  14. Очередные президентские и парламентские выборы пройдут в положенный срок – то есть 3 ноября 2019 года. Срок, который дается на приведение всего законодательства в соответствие данному пакету поправок – шесть месяцев с момента их вступления в силу (то есть приблизительно осень 2017 года-авт.).

Подводим черту: конституционный пакет из 21 пункта является серьезнейшим изменением действующей конституции, переводящим систему правления в Турецкой Республике на принципиально новую основу, в которой президент – центральная фигура, обладающая значительными, несопоставимыми с прежними, полномочиями.

52.24MB | MySQL:103 | 0,506sec