О выводе военного контингента Эфиопии из Сомали

Как мы уже сообщали ранее, Эфиопия и  Кения начали выводить свои военные контингенты из сельских районов Сомали, тем самым демонстрируя руководству Африканского союза (АС) необходимость смены формата АМИСОМ с чисто регионального на ооновский. Это является своеобразной формой давления на мировое сообщество с точки зрения демонстрации очень скорых негативных последствий в самом Сомали в случае, если проблема смены формата миротворческой операции начнет буксовать из-за бюрократических проблем в ООН и пассивности Совета Безопасности. Начиная с октября прошлого года, Аддис-Абеба начала и к настоящему дню уже завершила вывод из Сомали своего военного контингента, который организационно не входил в структуру АМИСОМ, а также иррегулярных вооруженных формирований т.н. «полиции Лийю». Последняя набирается в основном из уроженцев эфиопского Сомалийского федерального штата. Он граничит с территорией бывшей Сомали, а если еще точнее — с неспокойным регионом Огаден. Премьер-министр  Хайлемариам Десалень еще в сентябре прошлого года планировал распустить это иррегулярное формирование, основной задачей которого было выполнение функций некого «санитарного барьера» на предмет попыток проникновения в Эфиопию боевиков «Аш-Шабаб». Но в конце концов внял аргументам президента Сомалийского федерального штата Абди Махамуда Омара (Абди Иллай). Последний доказал эфиопскому премьеру необходимость сохранить финансирование милиции и ее нужность не только с точки зрения противодействия боевикам из Национального фронта освобождения Огадена (НФОО), но и с точки зрения минимизации последствий экспансии «Аш-Шабаб». Более того, Х.Десалень принял решение по итогам своего секретного визита в провинцию Ситти Сомалийского федерального штата и встреч с местным руководством увеличить финансирование на нужды указанного подразделения и увеличить его численность еще на тысячу человек. Это решение эксперты напрямую связывают с тем, что за несколько дней до этого лидер НФОО Мохаммед Омар Осман подписал на встрече в Осло с руководителем военного крыла сепаратистов из Фронта освобождения Огадена Давудом Ибса соглашение об образовании единого фронта оппозиции. В самой краткосрочной перспективе это может быть как в 1980-е годы стать мощным оружием Могадишо или иных сомалийских сил для того, чтобы вновь начать предъявлять территориальные претензии к Эфиопии по вопросу воссоединения традиционных «сомалийских» земель в Огадене по обе стороны границы. Это вынуждает Аддис-Абебу не только увеличивать финансирование специальных иррегулярных вооруженных формирований, в которые рекрутируются те же самые представители племени огаден, но и серьезно вкладываться в развитие экономики Сомалийского федерального штата. В частности, эфиопские власти готовы начать строительство ГЭС Хамаро и сахарного завода в Годе.
Возвращаясь к тем вывода эфиопских войск из Сомали и переформатирования АМИСОМ, отметим, что министр обороны Эфиопии С.Фегесса еще в октябре прошлого года намекал, что сроки вывода эфиопского контингента из Сомали будут напрямую увязаны с темпами и ростом финансирования этой миссии со стороны АС. Это требование было озвучено эфиопскими властями руководству АС еще до того, как Аддис-Абеба направила в Сомали 4400 своих военных. Еще 6000 эфиопских военных находились в Сомали до последнего времени вне мандата АМИСОМ. К этому же надо добавить и иррегулярные подразделения «милиции Лийю» в составе трех тысяч человек. Таким образом, Эфиопия дислоцировала в Сомали вне и в рамках мандата АМИСОМ около дивизии полного состава. Теперь в Сомали остается только 4400 военных как минимум до 2018 года, когда истекает мандат АМИСОМ и планируется, что «эстафетную палочку» подхватит ООН. Главная причина такого требования африканских стран крайне прозаична — дефицит финансовых средств в бюджете самого Афросоюза. Пока эти попытки натыкаются на молчание со стороны ООН, что может быть связано в том числе и со сменой генерального секретаря в этой организации. По крайней мере, на встрече 30 октября с.г. , которая состоялась по инициативе министра планирования и международного сотрудничества Сомали Абди Айнте, представители НПО и ООН на призывы о срочном рассмотрении вопросов безопасности отреагировали сдержанно. При этом эксперты сомневаются, что если даже эта процедура планируемого перехода командования операцией миротворцев в руки ООН затянется, а мандат АВИСОМ уже истечет, то Эфиопия окончательно уйдет из Сомали. В качестве довода они приводят заинтересованность Аддис-Абебы держать под контролем сомалийский  порт Кисмайо, дабы не дать возможность получать через него помощь исламистам из «Аш-Шабаб». 30 октября с.г. на уже упомянутой встрече командование эфиопского и кенийского контингентов обратились с просьбой к командованию АМИСОМ добавить 2000 военных для того, чтобы создать и уверенно контролировать второй логистический коридор на Кисмайо. Руководство АМИСОМ идею поддержало, но согласилось погасить расходы только на питание и топливо для этой группы войск, а вот финансы на зарплату военным выделять отказалось. Тем не менее, Эфиопия начала операцию по созданию такого коридора за свой счет. При этом в покинутые эфиопскими войсками сомалийские территории в провинции Бакулл уже вошли боевики «Аш-Шабаб», которые первым делом обезглавили всех торговцев, которые снабжали прежде эфиопских военных на покинутых ныне ими базах. Этот очень быстрый военный прогресс вроде бы уже разгромленной «Аш-Шабаб» наталкивает на одну очень простую мысль: она опирается не на пришлых бойцов, а на местное население ряда регионов Сомали, которое в своей массе эту организацию поддерживает. Отсюда соответственно следует простой вывод о том, что решение проблемы Сомали лежит в сфере создания справедливой системы распределения национального продукта, но никак не в чисто военном решении. Что в общем-то безуспешные многолетние попытки Афросоюза и мирового сообщества навести там порядок убедительно и доказывают.

52.28MB | MySQL:103 | 0,469sec