Расширение военно-технического сотрудничества Катара и США и ответные шаги Ирана: оценки китайских специалистов

По данным СМИ КНР, 10 декабря 2016 г. в ходе официального визита в Катар, министр обороны США Эштон Картер объявил о заключении контракта на поставку этому государству Персидского залива самой мощной загоризонтной всепогодной РЛС AN/FPS-132 Block производства американской компании Raytheon. Данная станция работает в УКВ диапазоне и позволяет обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 5500 км. Катарская РЛС, скорее всего, будет состоять из трех приемо-передатчиков, каждый из которых обладает зоной покрытия в 120 градусов.

Станция предназначена для:

– обнаружения пусков баллистических ракет различных типов;

– сопровождения и вычисления траектории полета ракет;

– сканирования околоземного пространства в целях классификации космических аппаратов;

– сопровождения возвращаемых космических аппаратов.

По информации китайских и западных источников, известно, что военно-политическое руководство Катара направляло запрос в Вашингтон на приобретение данной РЛС еще в 2013 г. На протяжении трех лет специалисты Агентства по сотрудничеству в области обороны и безопасности США (Defense Security Cooperation Agency) убеждали американских законодателей дать разрешение на данный контракт, поскольку это выгодно для ОПК США, а также позволит расширить зону покрытия перспективной глобальной системы ПРО, которую Пентагон упорно создает последние десять лет. Стоимость контракта, который подразумевает поставку станции, сменно-запасных частей и обучение персонала из числа военнослужащих ВС Катара, составляет 1,1 млрд долл. США.

Кроме Катара, рассматриваемые РЛС уже размещены и функционируют как на территории США (АБ Cape Cod, шт.Массачусетс; АБ Beale, шт.Калифорния;  АБ Clear, ш.Аляска), так и в Великобритании (АБ Fylingdales), Гренландии (АБ Thule), на Тайване.

Известно, что аппаратное и программное обеспечение создано с расчетом на передачу информации командованию ВС США.

Профессоры института ДРЛОиУ Авиационного университета ВВС НОАК отмечают, что РЛС AN/FPS-132 на максимальной дальности способна обнаружить баллистическую ракету с эффективной площадью радиоотражаемой поверхности 10 кв. м. Для обнаружения и сопровождения 10 000 целей станции необходимо около 582 кВатт электроэнергии, тогда в режиме ожидания она потребляет всего лишь 145 кВатт. Высота станции 32 м.

Очевидно, что размещение подобной станции соответствует устремлениям официального Вашингтона вести более активную радиотехническую разведку деятельности ракетных подразделений Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и ВС Исламской Республики Иран (ИРИ).

По оценкам китайских специалистов, в ответ на подобное усиление возможностей ВС Катара и подразделений ВС США, действующих в регионе, военно-политическое руководство ИРИ, вероятно, предпримет следующие ассиметричные меры.

Во-первых, при содействии специалистов Китайской электронной научно-промышленной корпорации (China Electronics Technology Group Corporation (СЕТС)), которая является лидером в производстве РЛС, систем связи и РЭБ, в Иране возможно строительство центра РЭБ, основное предназначение которого будет состоять в «глушении» продукции американского ОПК. Продукцию данной корпорации можно увидеть как на оружейных выставках, так и на специализированных мероприятиях, посвященных исключительно радиоэлектронной технике военного и специального назначения. Следует отметить, что силами конструкторов и инженеров СЕТС созданы такие мобильные станции, как YLC-8B, SLC-7 и JY-27, которые позволяют обнаруживать такие малозаметные самолеты, как F-22 и F-35 на малых высотах и на удалении от 400 до 500 км. Именно такие самолеты представляют наибольшую опасность для слабой ПВО ИРИ, которую необходимо укреплять за счет приобретения либо российских С-400, либо китайских «Хунци-26».

Во-вторых, китайские конструкторы могут предложить иранским военным построить РЛС стратегической разведки, которая будет засекать момент перехода катарской станции в боевой режим и передавать предупреждение своим подразделениям. По данным китайских источников, максимальная продолжительность бесперебойной работы станции американского производства составляет 500 часов в год, что обусловлено прежде всего климатическими условиями (аппаратура склонна к перегреву) и квалификацией персонала. Самой проблемной (регулярные отказы из-за перегрева) из всех действующих AN/FPS-132 является тайваньская станция, против которой действует специальный центр РЭБ в провинции Фуцзянь. В этой ситуации остается открытым вопрос о реальных возможностях техники американского производства, которой предстоит функционировать в суровых условиях Персидского залива.

В-третьих, в случае вооруженного конфликта между Катаром и Ираном возможно применение официальным Тегераном баллистических ракет серий «Шахаб» или «Саджиль», которые будут оснащены головными частями с детекторами УКВ диапазона. Подобный выбор вполне оправдан с учетом анализа событий, которые имели место в 2016 г. у побережья Йемена, когда хоуситы неудачно применяли ПКР «Нур» (копия китайской С-802) против эсминцев типа «Орли Бёрк» ВМС США. Вероятно, что ВМС США в дальнейшем будут обеспечивать катарской РЛС защиту от ракетного обстрела со стороны Ирана. В случае если баллистические ракеты не обеспечат уничтожение такого важного узла радиолокационной разведки и наблюдения, то иранские военные будут использовать следующие противорадиолокационные ракеты (ПРР) китайского производства с самолетов истребительной авиации:

– «Инцзи-91» (корабельный вариант С-901), фактически является копией российской сверхзвуковой авиационной Х-31П. Имеет длину 4,7 м, общий вес 600 кг, вес боевой части составляет 165 кг, дальность пуска 120 км., скорость полета от 3,5 до 4,5 МАХа. Оснащается активной/полуактивной системой наведения. По данным китайских источников, корабельный вариант под обозначением С-901 имеет все около 800 кг и дальность пуска более 200 км и предназначена для борьбы с РЛС AN/SPY-1, устанавливаемыми на эсминцы «Орли Берк» Flight III;

– «Лэйдянь-10» (англ. LD-10), легкая ПРР малой дальности имеет длину 3,5 м, общий вес 200 кг (все боевой части всего 20 кг) и дальность пуска 80 км. Небольшой вес боевой части предполагает тактику массированного ракетного обстрела, который будет необходим для преодоления рубежей ПРО, а также создания неприемлемого ущерба для самой станции;

– СМ-102, легкая ПРР средней дальности (до 100 км.), является одной из новейших разработок специалистов Китайской авиакосмической научно-промышленной корпорации. Предназначена для уничтожения РЛС противника, работающих в диапазоне от 0,8 до 20 ГГц (по стандарту НАТО диапазоны L, P, S, X, VHF, UHF). Основными объектами для ударов авиации с применением СМ-102 могут стать позиции РЛС кругового обзора, сопровождения или управления огнем таких зенитно-ракетных систем, как  РАС-1,2,3 Patriot.

Однако, не следует выпускать из виду, что иранские и китайские ракетчики приняли к сведению неудачные пуски хуситов и проводят работу по совершенствованию своих ПКР. Вероятно, иранские военные приобретут в КНР обновленную версию ПКР  под обозначением С-802 AKG, система наведения которой обладает высокой помехозащищенностью, а дальность пуска составляет 120 км.

Подводя итог, подчеркнем, что действия официального Вашингтона направлены на нагнетание обстановки на Ближнем Востоке всеми возможными методами. Благодаря «своевременному» решению американских законодателей на Ближнем Востоке начинается новый этап гонки вооружений.

52.22MB | MySQL:103 | 0,552sec