Ирак: о состоянии дел в промышленном (не нефтяном) секторе провинции Басра

Ирак, переживающий системные экономические трудности, прилагает значительные усилия для диверсификации источников дохода в бюджет, в том числе, и за счет развития местной промышленности. При этом решается и важная социальная задача — создание новых рабочих мест.

Недовольство жителей провинции Басра своим экономическим положением, на днях чуть не стоило если не жизни, то внешнего вида одному из видных иракских политиков, бывшему премьер—министру Нури аль-Малики, вынужденному ретироваться после того, как демонстранты взяли штурмом здание, где он находился. Политик прибыл в провинцию после посещения соседних регионов.

Во вторник, 12 декабря администрация по инвестициям провинции Басра объявила о скором запуске первого завода по выпуску синтетических моющих средств, построенных на средства инвесторов. Производство общей мощностью в 43 тысячи тонн будет включать три производственных линии.

В коммюнике, переданном в иракские СМИ, говорится, что завод стоимостью 10 миллионов долларов США был построен в промышленной зоне Аль Хамдан, занимает площадь в 16 гектар и оборудован тремя производственным линиями итальянского производства, две из которых будут выпускать мыло, а одна  — стиральный порошок. Степень готовности объекта составляет 95% и он будет запущен в течение ближайших трех месяцев. Новое производство обеспечит 150 рабочих мест для жителей провинции и уменьшит зависимость от импорта синтетических моющих средств, кроме того, по заверению компании-инвестора, исходные материалы и сырье, предполагаемые для выпуска продукции являются экологически безопасными.

Администрация по инвестициям провинции Басра была открыта в октябре 2008 г. с целью определения и регулирования инвестиционных проектов и оформления инвестиционных лицензий для местных и иностранных инвесторов. Инвестиции могут относиться к любым сферам деятельности или производства, оценочная стоимость которых не превышает 1 миллиард долларов США и не связана с нефтяным сектором или банковской сферой. Для подобных отраслей требуется оформление разрешения через федеральное правительство.

По словам бывшего директора Генеральной компании по выпуску химических удобрений в южном регионе Халида аль-Хасана, предприятие компании находится на грани остановки. Завод затоварен готовой продукцией, мочевиной, которой скопилось уже около 4.5 тысяч тонн. Отгрузки практически прекращены из-за того, что Министерство сельского хозяйства, основной заказчик продукции закупило в прошлом году крупные партии импортных удобрений. Завод же не имеет возможности самостоятельно продавать те же излишки продукции, так как связан эксклюзивным контрактом на поставку с Минсельхозом Ирака.  Депутаты местного законодательного собрания ожидают возвращения министра из Нью-Йорка для разговора с ним по этой проблеме. Заместитель спикера парламента провинции Халаф Абд Эль Самд прокомментировал ситуацию так: у Минсельхоза есть контракт на закупку удобрений у Катара. Похоже, оно больше рассчитывает на импортируемую продукцию, тогда как должно бы в первую очередь выкупать местную продукцию и распределять ее между крестьянами и фермерами. Этот завод, — подчёркивает парламентарий, в состоянии обеспечить потребности Минсельхоза, который может закупать удобрения за рубежом, только в случае нехватки местных удобрений. Тем более, что цена местного продукта в два раза дешевле импортного. Члены парламента Басры уверены, что Минсельхозу следует организовать сеть торговых представителей, компаний – агентов и через нее заняться реализацией отечественных удобрений на местном рынке.

Халаф Абд Эль Самд обратил внимание на цену местных удобрений. При стоимости 450 тысяч динар за тонну местная продукция гораздо привлекательнее для фермеров по сравнению с 800 тысячами динар за импортную. Цена же отдельных, высококачественных импортируемых удобрений доходит до 1 000 долларов США за тонну. Разумеется, иракский сельхозпроизводитель, имей он возможность купить мочевину по дешевой цене, предпочтет ее импортной, что позволит реализовать продукцию местного завода без каких-либо сбытовых осложнений.

23 августа 2016 года Министерство промышленности Ирака уже останавливало работу завода по выпуску удобрений, мотивируя это тем, что существует нехватка газа. Спровоцированные этим акции протеста жителей провинции Басра вынудили чиновников отменить свой запрет на следующий же день. По мнению председателя комиссии по планированию и учету правительства Басры Нишаата аль-Мансура, завод по выпуску удобрений является объектом постоянных инсинуаций со стороны центральных министерств и ведомств, вмешивающихся в его работу. Останавливая под различными предлогами его работу, федеральные чиновники открываю дорогу импортным катарским удобрениям. Случайно ли это происходит, и чем так привлекательна катарская мочевина для чиновников Минсельхоза — задается вопросом Н.аль-Мансур.

Сам завод по выпуску мочевины находится в районе Хор Зубейр, недалеко от резиденции Генеральной компании по выпуску химических удобрений в южном регионе и был построен в 1979 году. Это самофинансируемое, как у нас говорится, хозрасчетное предприятие с проектной мощностью в 3 200 тонн мочевины в год. Однако, по указанным выше причинам, выпуск составляет примерно лишь 1 000 тонн. Три года тому назад Японское агентство по международному сотрудничеству (JICA) объявило о выделении 156 миллионов долларов из общей суммы предоставленного Токио займа как раз на модернизацию и перезапуск этого завода, который обеспечивает 3 200 рабочих мест и является одним из крупнейших работодателей региона не относящимся к нефтегазовой отрасли. Казалось бы, привлекательный и важный для экономики страны проект, по сути, саботируется, и кем? Тем, на кого и был рассчитан. Увы, это реалии сегодняшнего «демократического» Ирака и особенности формирования и функционирования его рыночной экономики.

Ирак не был социалистической страной с плановой экономикой, однако, по степени забюрократизованности и вымороченности процедур регистрации и осуществления бизнеса до сих пор может поспорить с некоторыми печально известными отечественными примерами ведения экономического хозяйства. Усилия, прилагаемые правительством для либерализации бизнеса и привлечения инвестиций, для развития частно-государственного партнерства значительны и приносят свои плоды. Но на указанном примере мы можем сделать вывод, что местным чиновникам и их коллегам из контролирующих и надзорных органов еще предстоит много работы.

52.29MB | MySQL:103 | 0,605sec