Об иракско-египетских переговорах в Каире

Министр иностранных дел Ирака Ибрагим аль-Джаафари, находящийся с официальным визитом в Египте, встретился в среду с премьер – министром АРЕ Шарифом Исмаилом и обсудил с ним положение дел в Ираке. И.аль-Джаафари приехал в Каир в рамках проходившей там министерской ассамблеи организованной между арабскими странами и Евросоюзом.

В начале встрече египетский премьер подтвердил важность и глубину двусторонних отношений, присутствующих в самых различных областях, носящих системный и упорядоченный характер и направленный на благо народов двух стран.

Ш.Исмаил подчеркнул приверженность руководства Египта соблюдению территориальной целостности и суверенитета Ирака в пределах его границ, а также выразил поддержку усилиям Ирака, направленным на борьбу с террористами, во имя безопасности и блага иракского народа.

Премьер-министр Египта подробно проинформировал иракского гостя о происходящих в Египте событиях и новостях, указав на то, что программа экономических реформ, осуществляемая в настоящее время, касается всех сфер и отраслей и направлена на обеспечение постоянного развития. Эта практика, указал Ш.Исмаил, положительно воспринята международными организациями, поддерживающими усилия египетского правительства.

Также, он рассказал своему визави о ряде законотворческих инициатив, направленных на улучшение инвестиционного климата и привлечение новых инвестиций, как внутренних, так и внешних.

По словам египетского премьера, правительство его страны поддерживает усилия Ирака по восстановлению страны, в этом многие египетские компании стремятся принять участие: в работах по восстановлению инфраструктуры и жилого фонда, в промышленных проектах, что, в итоге, положительно скажется на благосостоянии иракцев, а следовательно, и на двустороннем сотрудничестве.

В свою очередь, И.аль-Джаафари в начале встречи принес от лица иракского народа соболезнования народу Египта по поводу недавней террористической атаки на коптскую церковь. Он отметил, что терроризма нет ни родины, ни религии и что странам необходимо сплотится плечом к плечу в противостоянии этому злу, «несущему раздор между народами». Ирак поддерживает усилия Египта по борьбе с терроризмом, подчеркнул министр, и согласился с утверждением Ш.Исмаила о «исторической долгосрочности, глубине и всеобъемлющем характере» двусторонних отношений между дружественными народами». «Мы приветствуем неизменную поддержку Египтом нашей территориальной целостности и государственного суверенитета», — заявил И.аль-Джаафари, отметив необходимость увеличения контактов на различных уровнях и двусторонних визитов для интенсификации экономического сотрудничества, продвижения всего того, что пользуется спросом на рынках стран, а также, для развития инвестиционных программ.

В тот же день иракского министра иностранных дел принял президент АРЕ А.Ф. ас-Сиси. Его канцелярия распространила заявление, в котором выражается поддержка египетского руководства усилий Ирака, направленных на восстановление стабильности и безопасности в стране, ее суверенитета и нерушимости границ. «Египет решительно осуждает и отвергает попытки вмешательства во внутренние дела Ирака», — говорится в заявлении. «Кроме того, мы неприемлем попытки расколоть братский иракский народ по этническому или религиозному признакам и поддерживаем курс властей Ирака на сохранение всех завоеваний народа», — подчеркнул представитель президентской канцелярии Ала Юсеф.

Что стоит за рутиной дипломатических клише и обмена взаимными признательными формулами? По нашей оценке, интенсификация двусторонних контактов между крупными региональными игроками в конце уходящего года свидетельствует о начале переформатировании межгосударственных арабских политических образований. Созданные в прошлом веке, в свете совершенно других угроз и побуждающих обстоятельств, они оказались неспособны ни к трансформации, ни к геополитическому, политологическому,  многоуровневому вакууму, который начал образовываться в регионе Персидского залива по мере структурной деградации политики США в регионе. Этот надлом произошел в период между Первой и Второй войнами в Заливе, и ознаменовался приходом в американской администрации двух «играющих» на ближневосточном поле команд: крайних реакционеров, «ястребов», сторонников прямых военных действий «а-ля Шварцкопф», с одной стороны, и представителей троцкистски ориентированных, «нео-империнтернационалистов». Эти группы, то объединяясь, то соперничая, были схожи в одном: в абсолютной утрате представления о реальных процессах, происходивших в странах Магриба и Машрика, и последствия их внешнеполитических решений мы видим воочию. Вакуум, образованный их, не побоимся этого слова, тотальным идиотизмом, был заполнен усилившимися региональными державами: прежде всего Ираном и Саудовской Аравией. И маленьким, но «удалым» Катаром. Собственно, в случае с саудовцами, «хвост» начал  пробовать вилять «собакой» (США) еще в конце 1980-х гг. А Иран, когда его еще можно было, остановить в его военном развитии, то ли побоялись трогать, то ли, скорее всего, махнули рукой, а, потом разберемся, «что там того Ирану…».  Вот отсюда и происходит все нынешнее бессилие Госдепа США. И московская встреча руководителей МИД и МО России, Ирана и Турции. ЛАГ и ССАГПЗ по большому счету изжили себя, и последние новости из этих организаций подтверждают это. Поэтому Ирак и выстраивает новую ось: Багдад – Амман – Каир. Что примечательно, формирование этого альянса отвечает интересам всех этих стран и может стать своего рода поясом, или забором, вдоль границ все более превращающейся в изгоя Саудовской Аравии. Процесс этот не будет быстрым и ему присущи некоторые входящие противоречия, но, тенденция налицо. У всех членов троицы есть свои очевидные взаимные выгоды от союза, и свои счеты к Эр-Рияду. Когда-то, трудно было себе представить создание такой организации как ШОС, или БРИКС. Тем не менее, это произошло. Как знать, не возникнет ли на Ближнем Востоке новый альянс?

52.29MB | MySQL:103 | 0,649sec