Китайские специалисты о некоторых поставках ВВТ для ВС Ирака в 2016 г.

По информации СМИ КНР, ВВС Ирака 30 декабря 2016 г. получили очередные два одномоторных легких истребителя Т-50 «Золотой Орел» совместного производства компании Korea Aerospace Industries (Республика Корея) и корпорации Lockheed Martin (США). Согласно контракта стоимостью 2,1 млрд долл. США официальный Багдад получит от южнокорейского предприятия 24 истребителя Т-50, южнокорейские специалисты проведут подготовку иракского летного состава и персонала наземных служб, а также будут предоставлять сервисное обслуживание в течение последующих 20 лет. В настоящее время темп производства на заводе в г.Сачон (Sacheon) самолетов составляет 2,5 машины в месяц. Кроме двух указанных компаний участие в разработке Т-50 принимали специалисты Daewoo Heavy Industries и Hyundai Space and Aircraft Company.

Известно, что данный боевой самолет победил в иракском тендере таких конкурентов, как Як-130 (РФ), Hawk Mk128 (BAE, Великобритания), М-346 (Alenia Aermacchi, Италия) и L-159 (Aero Vodochody, Чехия). Следует отметить, что иракская сторона приобрела южнокорейские самолеты, невзирая на самую высокую стоимость в 593,4 млн долл.США по сравнению с 577 млн долл. США за продукцию компании ВАЕ и 384 млн долл. США за партию итальянских самолетов.

Известно, что по требованию ВВС Ирака улучшены возможности самолета для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям.

ТТХ Т-50IQ (модификация для ВВС Ирака):

длина: 12,98 м;

размах крыльев: 9,17  м;

высота: 4,78 м;

вес без орудия и топлива: 6441 кг;

максимальный вес топлива: 2655 кг;

максимальный вес вооружения: 4500 кг;

максимальный взлетный вес: 11985 кг.

В качестве силовой установки южнокорейские конструкторы использовали турбореактивный двигатель F404-GE-102 (совместное производство американской General Electric и южнокорейской Samsung Techwin), который позволяет самолету развивать максимальную скорость в 1,5 МАХа и обеспечивает практический потолок в 16764 м. По данным китайских источников межремонтный интервал указанного двигателя составляет 350 часов налета, а общий ресурс планера 10000 часов налета.

Максимальная дальность полета составляет 1851 км. Для увеличения боевого радиуса/продолжительности полета самолет может быть оснащен дополнительным топливным баком объемом 568 л.

В состав вооружения Т-50 «Золотой орел» могут быть включены следующие образцы:

трехствольная автоматическая пушка калибра 20 мм;

ракеты класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder модификаций L, M, N, P, S;

универсальная ракета класса воздух-поверхность AGM-65 Maverick модификаций A, B, D, G;

корректируемые авиабомбы GBU-31, 32, 39/B;

кассетная авиабомба CBU-58/B;

кассетная авиабомба с лазерным наведением CBU-105;

свободнопадающая авиабомба Мк.82 (вес 227 кг);

пусковая установка LAU-3/A для 19 НУРС калибра 70 мм.

По данным китайских источников на девяти точках внешней подвески возможно размещение как вышеуказанных образцов авиационного вооружения, так и более тяжелых боеприпасов типа Мк 83 (454 кг), Мк.84 (908 кг) и даже бетонобойных бомб BLU-109.

Авионика самолета разработана специалистами компаний Honeywell и Rocwell Collins. Первая компания проставляет на сборочное предприятие навигационную систему Н-764/G и радиовысотомер HG9550, вторая – системы посадки «под шторкой» VIR-130 и  тактической радиосвязи ARN-153V. Компания Raytheon предоставила свою радиостанцию УКВ-диапазона ARC-232.

По мнению китайских специалистов, возможности радиолокационного и прицельно-навигационного комплекса Т-50 «Золотой Орел» позволят пилотам ВВС Ирака эффективно наносить удары по укрепленным и подземным объектам исламистов. Подобное стало возможным после установки в корпусе самолета комплексной системы наведения Spice производства израильской корпорации Rafael. По данным китайских источников, Spice состоит из модулей оптико-электронного, инерциального и инфракрасного наведения, а также получает данные от датчиков ветра. В случае необходимости повышения точности бомбометания на Т-50 можно установить контейнерную систему наведения Lightening II.

Следует отметить определенный вклад израильского ОПК в программу создания данного самолета. Так, компания Elta поставляет для данного самолета РЛС EL/M-2032, которая позволяет выполнять пуски ракет по целям вне зоны видимости, однако в перспективе данная станция будет заменена на более современную EL/M-2052, оснащенную активной электронной решеткой.

Известно, что продукция израильских специалистов по своим характеристикам превосходит станцию Х-диапазона AN/APG-67(V)4 производства американской корпорации Lockheed Marti, а также позволит применять более современные ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120. При наличии столь мощного радиоэлектронного оборудования Т-50 обладает рядом конкурентных преимуществ перед более дорогими американскими
F-16, F-35; французским Rafale и Eurofighter Typhoon – продуктом кооперации специалистов из Великобритании, Германии, Франции и Италии.

 

Внимание китайских специалистов к поставке данных самолетов в Ирак объясняется тем, что предприятия ОПК КНР выпускают одномоторный истребитель JF-17 «Гром», который массово приобретает только Пакистан и в Пекине надеются, что данный самолет станет первым продуктом китайского ОПК, который будут приобретать другие страны мира. Совершенно очевидно, что страны, которые уже приобрели Т-50 у РК, стремятся не попасть в зависимость от поставок ВВТ из КНР, даже если за это приходится платить более высокую цену. Конечно,  истребители южнокорейского производства вполне могут быть использованы как «летающие парты» при переходе на истребители пятого поколения, тогда как китайские машины для этой задачи не подходят в силу особенностей конструкции планера.

В настоящее время в эксплуатации ВВС РК находится около 40 истребителей Т-50 «Золотой орел», планируется принять на вооружение около 105 самолетов данной модели. По словам члена Комитета по обороне и безопасности Парламента Ирака Маджеда аль-Гавари (Majed al-Ghawari), легкие истребители будут размещены на авиационных базах: Эссаурия (Essaouria) (район г. Мосул) и Имам Али (район Ан-Насирия). По информации СМИ КНР, поставка данных истребителей будет полностью завершена к середине 2017 г.

Благодаря высокой надежности самолета им заинтересовались представители иностранных государств.  К настоящему моменту Индонезия, Филиппины и Таиланд уже приобрели 16, 12 и 4 самолета Т-50 соответственно. Кроме того, к данному самолету проявили интерес представители ВС таких стран, как Хорватия, Азербайджан, Пакистан, Вьетнам, Тайвань и Испания, а переговоры о поставках ведут делегации из  Чили, Ботсваны и ОАЭ.

Одновременно с получением новой авиационной техники ВС Ирака подписали контракт на поставку колесных бронетранспортеров Patria c одноименной финской фирмой – производителем бронетехники. Известно, что данные БТР уже поставлены в ВС Финляндии, Польши, Швеции, Норвегии, Эстонии, Хорватии, ЮАР, ОАЭ и даже США (всего около 1900 машин).

Внимание китайских специалистов приковано к данной бронемашине как раз по причине ее популярности среди столь разных государств-заказчиков, чьи климатические и дорожные условия имеют мало общего. Кроме того, благодаря доступной стоимости, высокому качеству изготовления и модульности конструкции финская бронемашина является прямым и очень серьезным конкурентом китайскому колесному БТР ZBL-09.

Следует отметить, что как для действующих эксплуатантов, так и для будущих покупателей БТР Patria доступны экономичные решения израильских оружейников. Так, компания Elbit Systems уже подписала два контракта стоимостью 40 и 15 млн долл. США соответственно на поставку безэкипажных оружейных модулей для ВС Словении и Румынии. Данные модули оснащены оптико-электронными модулями, которые позволяют обнаруживать и автоматически сопровождать цель практически при любых погодных условиях. В качестве системы вооружения могут быть установлены пулеметы калибров 12,7 и 14,5 мм, а также автоматические пушки калибров 23, 30 и 40 мм производства американских и европейских оружейных компаний.

Подводя итог вышесказанному, следует согласиться с оценками некоторых китайских аналитиков, что иракские военные выбирают вооружение в разных ценовых категориях, при этом учитывают возможности перспективной модернизации и высокие темпы развития военных технологий.

21.86MB | MySQL:65 | 0,501sec