Иран: реакция на кончину А.А. Хашеми-Рафсанджани

8-го января с.г. в тегеранской больнице Шохода в возрасте 82 лет от острого сердечного приступа скончался председатель Совета по целесообразности и бывший президент Ирана аятолла Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани. Действующий президент ИРИ Хасан Роухани посетил больного сразу же после госпитализации, однако вскоре врачи сообщили о смерти политика. Его тело было позже доставлено в молельный зал Хосейние Джамаран, где множество иранских политиков и религиозных деятелей собрались, чтобы отдать последний долг покойному. Тысячи людей появились перед больницей и молельным залом, выкрикивая имя бывшего президента, собравшиеся плакали.

В СМИ появилось фото сына Хашеми-Рафсанджани., которого конвой сопровождал из тюрьмы Эвин, чтобы принять участие в похоронах отца. Мехди Хашеми-Рафсанджани был обвинен в преступлениях против национальной безопасности, связанных с массовыми беспорядками в 2009 году после президентских выборов, и финансовых махинациях.

Как сообщает государственное агентство IRNA, в Иране был объявилен общенациональный трехдневный траур. Похороны бывшего президента пройдут во вторник в Тегеране. Хашеми-Рафсанджани.будет захоронен в Мавзолее Имама Хомейни. День похорон объявлен нерабочим.

Одним из первых свои сожаления выразил президент Х.Роухани в своем микроблоге в «Твиттере», написав: «Душа великого человека революции и политики, символа терпения и выносливости взмыла в небо».

Верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи направил послание иранскому народу, в котором говорится: «Потеря товарища, соратника, с которым мы сотрудничали и были близки в течение целых пятидесяти девяти лет, является трудной и подавляющей. Было так много трудностей и сложных моментов, которые мы пережили за последние десятилетия. И было столько сочувствия и сопереживания друг к другу в различные периоды, которые вели нас к реализации усилий, практике терпения, и заставляли идти на риск на общем пути».

Свои соболезнования выразили аятолла Сейед Махмуд Хашеми Шахруди, назвав Хашеми-Рафсанджани истинным последователем линии Имама Хомейни, председатель Совета экспертов аятолла Ахмад Джаннати, Совет стражей конституции. Министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф обратился со словами сочувствия к верховному Лидеру ИРИ, иранской нации и, в частности,  семье аятоллы Хашеми-Рафсанджани. Из иностранных политиков первыми свои соболезнования выразили министр иностранных дел Бахрейна Халид бин Ахмед Аль Халифа (в «Твиттере)», эмир Кувейта Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах, палестинская организация «Исламский джихад». Премьер-министр Индии Нарендра Моди и глава ливанского движения «Хизбалла» Хасан Насралла также направили сообщение с соболезнованиями.

Один из самых влиятельных иранских политиков и богословов Али Акбар Хашеми-Рафсанджани стал четвертым президентом Исламской Республики после действующего Верховного лидера Аятоллы Али Хаменеи, и занимал эту должность с 1989 по 1997 год. После окончания президентского срока он не ушел из политики и до последнего дня принимал в ней активное участие.  С 2007 по 2011 год аятолла возглавлял Совет экспертов, уполномоченных назначать верховного лидера.  На должность главы Совета по целесообразности принимаемых решений Хашеми-Рафсанджани вступил в 1989 году, и занимал эту должности вплоть до своей кончины. В 1980-1989 гг возглавлял законодательную власть – Меджлис.

Хашеми-Рафсанджани сыграл важную роль в антишахском движении и формировании Исламской Республики после исламской революции 1979 года и был одним из идейных соратников основателя ИРИ Имама Хомейни. В годы ирано-иракской войны 1980-1988 гг. он занимал пост заместителя главнокомандующего вооруженных сил ИРИ.

Будучи главой кабинета министров Хашеми-Рафсанджани отличался своими реформистскими взглядами, за что неоднократно подвергался критике со стороны консервативного крыла иранских политиков. Благодаря своим прагматичным взглядам, экс-президент вывел Иран из международной изоляции, установив торговые отношения с СССР, Китаем, Саудовской Аравией и ОАЭ. Он также намеревался установить контакты с США. На последующих должностях аятолла оставался преданным своим идеям, тем самым став негласным лидером реформаторского движения.

В июле 2009 года, после победы Махмуда Ахмадинежада на президентских выборах и избрания его на второй срок, массы недовольных граждан требовали пересчитать бюллетени и признать выборы недействительными. Бывший президент написал письмо на имя аятоллы Хаменеи, поставив под сомнение результаты выборов. Хашеми-Рафсанджани, воспользовавшись трибуной для пятничной молитвы в тегеранской мечети, призвал признать демонстрации законными. После этого он сразу же попал в немилость к верховному лидеру, которому идеи М.Ахмадинежада показались ближе, и правящей консервативной элиты. Это была его последняя пятничная молитва. Вскоре он лишился поста главы Совета экспертов, но сохранил за собой председательство в Совете по целесообразности.

Уголовное преследование началось по отношению к его деттей. Как уже сказано, Мехди Хашеми-Рафсанджани был арестован в 2012 году, а дочь Файезе Хашеми-Рафсанджни активная защитница прав женщин и журналистка, подверглась аресту на шесть месяцев за подстрекательства к беспорядкам. Попадал в руки к правоохранителям и ее сын Хасан.

Вся семья подвергалась нападкам и критике со стороны крайних консерваторов, сторонников «жесткой линии». Среди активистов даже появился лозунг «смерть Рафсанджани». Неслучайно после известия о кончине бывшего президента корреспондент американской газеты Washington Post иранского происхождения Джейсон Резаян, который был арестован в Иране за обвинения в шпионаже, в своем микроблоге в «Твиттере» написал: «Где-то в Тегеране мои допрашивающие и другие приспешники КСИР танцуют этой ночью. Они считали Рафсанджани своим главным конкурентом и угрозой».

Экс-президент навлек на себя гнев сторонников «жесткой линии» и офиса Хаменеи своим предложением о том, что верховный лидер, после его смерти, должен быть заменен пятью священнослужителями Совета экспертов с ограниченным сроком нахождения у власти. Таким образом, Хашеми-Рафсанджани продвигал идею консультативного рахбариата, который по своей сути менял основы политической системы ИРИ и лишал силы  принцип «велаят-е факих» в ее современной трактовке.

Его попытки в деле продвижения примирения с Саудовской Аравией были подорваны в результате разрыва отношений между Эр-Риядом и Тегераном в январе 2016 года.

После долгой конфронтации с правительством М.Ахмадинежада, Хашеми-Рафсанджани решил вернуть себе пост главы кабинета министров и выдвинулся на выборах в 2013 году, однако Совет стражей отверг его кандидатуру, одобрив кандидатуру Х.Роухани от реформаторского крыла. Победа последнего позволила создать центристский блок умеренных сил, с преимуществом реформаторов, в котором Хашеми-Рафсанджани занял центральное место. Аятолла вместе с другим бывшим президентом и лидером реформаторского течения Мохаммадом Хатами поддерживали кандидатуру ходжат оль-ислама доктора Х.Роухани.

Учитывая роль и влияние аятоллы Хашеми-Рафсанджани среди народа, его смерть станет тяжелым ударом для реформаторов в преддверии очередных президентских выборов в мае 2017 года. Хотя большинство экспертов предсказывают победу действующего президента, поддержка такой фигуры, как Хашеми-Рафсанджани, была важной частью предвыборной кампании.

Похороны «гиганта иранской политики», как называли Хашеми-Рафсанджни пользователи «Твиттера», еще не состоялись, а уже возникает вопрос – кто сможет заменить его на оставленных им трех позициях – на посту председателя Совета по целесообразности, в качестве члена Совета экспертов и в рядах руководства реформаторского движения.

Как пишет агентство Ghatreh.com, внезапная смерть одного из влиятельных  политических деятелей, подвергла в шок всю общественность, оставив вышеназванные вакансии свободными. Согласно Конституции ИРИ, председателя Совета по целесообразности назначает верховный лидер ИРИ.

Второе свободное место – это не просто место, а весь курс Хашеми-Рафсанджани в Совете экспертов. В соответствии со статьей 79 Устава Совета экспертов о выборах в Совет, промежуточные выборы должны быть проведены в Тегеране, пока не будет избран заменяющий его представитель. Как пишет агентство, избиратели, возможно, отдадут голоса за того, кто набрал наибольшее число голосов на выборах в Совет экспертов в феврале прошлого года после Хашеми Рафсанджани, и кто наиболее близок к его идеям, и сможет продолжить его курс. Таким человеком может стать внук Имама Хомейни Хасан Хомейни, который является одним из лидеров и активистов реформаторского крыла. Примечательно, что на церемонии прощания с бывшим президентом в молельном зале Хасан Хомейни сидел у гроба вместе с сыном и дочерью Хашеми-Рафсанджани.

Однако, помимо официальных должностей, Хашеми-Рафсанджани имел добрую славу в народе. Его называли «старейшина реформ и умеренности» — особенно в условиях, когда ряд реформаторских лидеров Ирана (например, Мир Хуссейн Мусави и Мехди Карруби) сталкивались с многочисленными ограничениями. По мнению агентства Ghatreh, на сегодняшний день по своим политическим взглядам, стремлению к реформам, управленческому мышлению и подходам, среди всех политических деятелей ИРИ покойному аятолле больше всех близок президент Хасан Роухани, его давний соратник и помощник. Неслучайно, после снятия кандидатуры на прошлых выборах, Хашеми-Рафсанджани сразу же поддержал Х.Роухани и продолжал поддерживать до последнего дня.

Следует отметить также, что Хашеми-Рафсанджани был не только одним из самых влиятельных политиков ИРИ, но и одним из богатейших. Как писал журнал Forbes, после исламской революции клан Рафсанджани, в лице его братьев, сыновей, племянников и т.д., стал владельцем таких крупных компаний, как завод сборки автомобилей Daewoo, частная авиакомпания Ирана, компания по строительству метрополитена в Тегеране, одна из нефтяных компаний, государственная телевизионная сеть. Члены его семьи заняли высокие посты в правительстве. При этом все они отрицают владение указанными активами.

Есть мнения, что у Х.Рафсанджани существуют банковские счета в Швейцарии и Люксембурге на миллиарды долларов, накопленные, благодаря контролю огромных участков иранских свободных экономических зон в Персидском заливе, и курортов на пляжах Дубая, Гоа и Таиланда. Но доказательств тому нет.

53.57MB | MySQL:105 | 0,589sec