О поставках иракской нефти в Египет

После того, как осенью прошлого года саудовская нефтяная компания АРАМКО в нарушение обязательств по контракту, предусматривавшему поставки нефти в Египет сроком на пять лет, приостановила ее отгрузку, власти АРЕ столкнулись с угрозой дефицита нефти в стране. Выходом из положения стала договоренность с Ираком о начале прямых поставок легкой иракской нефти марки «Басра». По заявлению министра нефти АРЕ Тарика аль-Маля, Египет рассчитывает получать из Ирака от миллиона до двух миллионов баррелей нефти в месяц.

Подписанное ранее с АРАМКО соглашение, действие которого остановлено по решению саудовского руководства, и предусматривавшее поставки 700 тысяч тонн ежегодно, в течение 5 лет, оценивалось в 23 млрд долларов США, — отметил Т. аль-Маля, высказав озабоченность решением Эр-Рияда. Финансовые условия соглашения предусматривали, что под поставки египетской стороне должен был быть предоставлен кредит под 2% годовых с выплатой в течение 15 лет.

Реализация новых соглашений между Каиром и Багдадом не заставила себя долго ждать и в среду, 11 января посол Ирака в АРЕ Хабиб ас-Садр заявил, что иракские поставки вплотную приблизились к миллиону баррелей нефти марки «Басра» в месяц. По словам дипломата, ратификация соглашения между Министерством нефти Ирака и Генеральной нефтяной организацией Египта «ожидается в ближайшие дни». Выступая перед журналистами в Каире, Х.ас-Садр отметил, что соглашение предусматривает поставки миллиона баррелей сырой нефти в месяц, с возможностью увеличения этого количества в дальнейшем и по льготным схемам оплаты. Дипломат подчеркнул важность укрепления и развития двусторонних отношений с АРЕ, выделив роль египетской поддержки Ираку в его борьбе против терроризма и экстремизма.

Ранее, в декабре 2016 года, делегация Генеральной нефтяной организации Египта во главе с ее исполнительным директором Мухаммедом Ахмедом аль-Мысри посетила Багдад и провела в Министерстве нефти Ирака переговоры, касавшиеся кроме упомянутых поставок еще и вопросы переработки, складирования нефти, осуществления геолого-изыскательских и сервисных работ, а также сотрудничества в области производства и поставок природного газа.

Быстрая и эффективная замена саудовских поставок на иракские позволила Каиру минимизировать отрицательный эффект для своей экономики, вызванный саудовским нефтяным эмбарго. При этом прямой характер поставок и гибкая схема расчетов, с возможной отсрочкой платежа выгодна для стесненных сейчас в средствах египтян, которые наверняка не замедлят воспользоваться опционом по увеличению объемов поставок и доведут их до двух миллионов баррелей в месяц. В условиях нынешней не простой конъюнктуры на нефтяных рынках и сохраняющегося превышения предложения над спросом можно «поздравить» АРАМКО с потерянным египетским рынком, на который ей будет крайне сложно вернуться в обозримой перспективе, особенно, принимая во внимание тот факт, что ценовая политика Саудовской Аравии всегда отличалась в сторону демпинга и, скорее всего, ресурс скидки  был исчерпан при подписании злополучного египетского контракта во время последнего по времени визита короля Сальмана в Каир. Ирак же, сделает все чтобы не упустить такую возможность. Тем более, что она позволяет присутствовать на египетском рынке до той поры, когда войдет в строй новый иракско-иорданский нефтепровод  Неджеф-Акаба,  который легко можно продлить до египетских портов. И, наконец, Египет избавляется от нефтяной саудовской зависимости, лишая Эр-Рияд одного из своих весомых аргументов давления во внешних отношениях. Не следует забывать, что растущие иракские поставки подкреплены и договоренностями Египта с Ираном, что делает шансы возобновления саудовского нефтяного экспорта в Египет еще более эфемерными. По нашей оценке, реализация эффективных экономических проектов в двустороннем сотрудничестве по вектору Каир – Амман – Багдад еще больше укрепляет вероятность формирования нового альянса в регионе и не сулит ничего хорошего для нынешних властей в Эр-Рияде.

52.34MB | MySQL:105 | 2,070sec