О попытках нормализовать саудовско-оманские отношения

Как мы уже сообщали ранее, на последнем по времени саммите ССАПГЗ состоялась организованная по инициативе Саудовской Аравии жесткая обструкция Султаната Оман за его «предательскую роль» в вопросах усилий «аравийской коалиции» в Йемене. Если взять в «сухом остатке», то суть претензий Эр-Рияда можно обозначить следующим перечнем: Маскат имеет с Тегераном «особые отношения», которые привели к тому, что иранские спецслужбы свили себе «гнездо» в Омане и используют его территорию для того, чтобы снабжать йеменских хоуситов оружием и боеприпасами. В случае продолжения такой практики Эр-Рияд вправе инициировать исключение Омана из членов ССАПГЗ. Одновременно КСА надавило на ОАЭ в попытках заблокировать строительство газопровода из Ирана в Оман через эмиратовскую территорию, а также пригрозило исключить Оман из единого таможенного пространства ССАПГЗ. В результате этого давления Маскат 29 декабря прошлого года направил через посредника в указанном конфликте в лице эмира Кувейта Сабаха аль-Ахмеда ас-Сабаха письмо в Эр-Рияд, в котором обозначил свою готовность стать членом аравийской коалиции. Как предполагают эксперты, сам факт такого письма являлся условием организации личной встречи между королем КСА Сальманом и султаном Омана Кабусом с целью урегулирования всех возникших противоречий. На настоящий момент времени, опять же при посредничестве эмира Кувейта, наследник наследного принца и министр обороны КСА Мухаммед бен Сальман вырабатывает для Омана алгоритм его участия в усилиях аравийской коалиции. При этом французские эксперты утверждают, что, несмотря на неудовлетворительное состояние здоровья, султан Кабус лично следит и контролирует ход указанных переговоров, отстранив от ведения этого процесса министра иностранных дел Юсефа бен Алави бен Абдуллаха и начальника своей канцелярии Султана бен Мухаммеда аль-Наамани. Рискнем высказать в этом сомнения. Скорее всего, речь идет о публичном, но не фактическом дистанцировании, дабы успокоить и не раздражать министра обороны КСА, который считает эти две фигуры членами «иранским лобби». На сегодняшний день султан Кабус уже пообещал «не культивировать свои отношения с Тегераном» и «усилить пограничный контроль в Дофаре с целью недопущения контрабанды оружия». При этом не идет речи о прямом военном участии оманских войск в наземных операциях в Йемене. Султан Кабус сумел, опять же через эмира Кувейта, выторговать себе довольно привлекательный формат участия в действиях в составе аравийской коалиции. Это наделение оманской разведслужбы полномочиями по мониторингу ситуации в регионе Махра и восточной части Хадрамаута, которые примыкают к оманской границе. Причем в данной области они будут действовать в тесной кооперации с коллегами из ОАЭ. Абу-Даби имеет полную свободу действий в этом регионе и планирует создать здесь лояльную себе местную племенную милицию. Одновременно эмиратовские компании планирует принять участие в нескольких проектах по поиску и добыче углеводородов в этом районе. Таким образом, предположим, что ОАЭ и Кувейт смогли найти оптимальную для себя форму примирения Эр-Рияда и Маската «де-юре», что совсем не означает примирения «де-факто». По итогам окончательного согласования всех параметров участия Омана в действиях аравийской коалиции Мухаммед бен Сальман должен посетить Маскат, и тем самым окончательно подготовить встречу между КСА и Оманом на высшем уровне.

Помимо всего прочего, у Маската существует и еще одна важная причина принять условия ультиматума Саудовской Аравии. Это резко возросшие риски для многомиллиардных депозитов в Центральном банке Омана. В последние недели идут активные негласные переговоры между банкирами Омана, КСА, ОАЭ и Кувейта по вопросу минимизации рисков девальвации оманского риала в результате биржевых и валютных спекуляций. Сравнительно низкий по сравнению с КСА и ОАЭ уровень золотовалютных запасов Омана делает его самым уязвимым звеном среди остальных стран ССАПГЗ с точки зрения атак биржевых спекулянтов. Такие риски стали ощутимыми в результате спекуляций с американским долларом, к которому оманская валюта привязана с 1986 года. Сейчас идет планомерная атака биржевиков на риал, и авуаров Центрального банка Омана может не хватить для создания устойчивой системы страховки поддержания курса. В этой ситуации страны ССАПГЗ в лице, прежде всего, КСА, ОАЭ и Кувейта вырабатывают систему дополнительной страховки путем заключения с Оманом договоров о валютном свопе. По образцу и подобию того, который сейчас существует между КСА и ОАЭ с 1998 года. Такое соглашение избавило бы Маскат от необходимости оголять свои суверенные фонды, «вытаскивая» из них для поддержания курса риала примерно 40 млрд долларов США. Естественно, что КСА и ОАЭ в первую очередь волнует не судьба оманского риала или доходность оманских суверенных фондов, а реальная опасность «эффекта домино» для их валют в случае массированной девальвации оманского риала. Но в любом случае, эта ситуация на валютном рынке Омана еще один повод, вынудивший Эр-Рияд смягчить свою риторику в диалоге с Маскатом.

53.42MB | MySQL:103 | 0,505sec