Парижская международная конференция по урегулированию палестино-израильского конфликта: игра с известным финалом

15 января 2017 г. во французской столице стартовала долгожданная для многих и нежелательная с точки зрения Израиля конференция по палестино-израильскому урегулированию. Данное событие можно считать знаковым, а по некоторым пунктам даже беспрецедентным. Во-первых, до настоящего момента международные отношения характеризовались наличием различных форм участия т.н. «третьей стороны» в разрешении конфликтов. Варьировались они традиционно от посредничества, которое подразумевает под собой содействие в поиске путей выхода из кризиса при согласии сторон противостояния на приглашение медиатора, до «добрых услуг», предполагающих, к примеру, предоставление площадки для проведения переговоров. Французским властям в их стремлении вдохнуть новую жизнь в застарелый конфликт удалось во многом невозможное, а именно созвать на саммит более 70 представителей различных государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, не сумев при этом заинтересовать в личном присутствии на мероприятии непосредственных участников противостояния. Таким образом, по своей сути данная встреча может также лишь создать импульс для переговоров, а не стать отправной точкой нового витка урегулирования. Как следствие, от первого раунда парижской мирной инициативы 3 июня 2016 г. она отличается лишь количеством участников, которых тогда было приглашено 28.

С точки зрения конфликтологии подобрать определение происходящему во французской столице весьма сложно, однако представители израильских правительственных кругов не поскупились на эпитеты, пытаясь охарактеризовать указанный мирный саммит. Так, министр юстиции Израиля А.Шакед уже успела окрестить мероприятие «коктейльной вечеринкой», а глава оборонного ведомства А.Либерман – «современным процессом Дрейфуса». Стоит отметить, что парадоксальность сложившейся ситуации спровоцировала негативную оценку и со стороны ряда французских СМИ, посчитавших, что конференция без участников конфликта вряд ли сможет повлиять на его урегулирование. Воодушевление относительно пусть и не в полной мере, но воплощенной инициативы сохранило лишь французское руководство. Глава внешнеполитического ведомства республики Ж.-М.Эйро за несколько дней до старта саммита заявил: «в то время, когда будущее мирного процесса является предметом спекуляций, наша общая обязанность заключается в подтверждении очевидного факта: одностороннее решение ни в какой мере не может быть совместимо с принципом двух государств для двух народов»[i].

Во-вторых, стремясь трансформировать переговорный процесс, организаторы смогли сделать нечто новое по форме, но не по содержанию. С одной стороны, еще до начала  встречи в мировые СМИ попала информация относительно возможного содержания ее итогового документа. По неподтвержденным данным, в нем должны оказаться пункты, осуждающие поселенческую активность Израиля, а также призывающие стороны конфликта к его разрешению на основе принципа двух государств для двух народов в т.н. «границах 1967 г.». С другой стороны, как видно из приведенных выше формулировок, и без парижской мирной инициативы к аналогичному решению израильское и палестинское руководство уже неоднократно призывали различные посредники.

В-третьих, несмотря на отказ главы израильского правительства и представителей МИД от участия в переговорах, благодаря новейшим технологиям израильская дипломатия все же смогла обратиться к собравшимся в Париже, при этом используя не традиционную для таких случаев видеосвязь, а  Twitter. Более того, дискуссия, развернувшаяся в сервисе микроглобов, оказалась во многом интереснее официальных заседаний, если не по информативности, то, как минимум, по подаче материала. В первой половине дня 15 января 2017 г.  в аккаунте израильского внешнеполитического ведомства появилась запись в духе песни В.Высоцкого «Дорогая передача…» В ней говорилось: «Уважаемая Парижская конференция, пожалуйста, используйте свое сегодняшнее заседание для того, чтобы сказать Аббасу правду: мир требует прекращения ненависти и прямых переговоров с Израилем»[ii]. Сообщение было проиллюстрировано карикатурой, в центральной части которой изображено дерево с сидящим на нем М.Аббасом. Справа от него с лестницей стоит Б.Нетаньяху, а слева с видом на Эйфелеву башню группа людей, под которой, вероятно, подразумеваются делегаты конференции, делают селфи. Ответом на это обращение стала формальная запись о том, что целью события как раз и является восстановление диалога для преодоления ненависти[iii]. Этот ответ спровоцировал волну обсуждения со стороны пользователей, многие из которых задались традиционным вопросом о том, что главе Палестинской национальной администрации не нужно осуждать терроризм и вступать в диалог, т.к. без этого он с большей вероятностью достигнет желаемого результата.

Таким образом, открывшаяся во французской столице конференция в духе постмодернизма создала условия для восприятия мирного процесса как хаоса, в котором с трудом определяются не только действия его непосредственных участников, но и круг посредников, в который, благодаря затее Парижа, так или иначе смогли попасть все желающие. Несмотря на атмосферу новизны, мотивы, лежащие в основе действий Ф.Олланда давно известны. Сняв свою кандидатуру с предстоящих в 2017 г. выборов президента, он, следуя по пути американского контрпартнера Б.Обамы, также решил уйти в историю, сделав заметный шаг на ближневосточном направлении. В этом контексте застарелый палестино-израильский конфликт, который в его спокойной фазе привлекает внимание Москвы и Вашингтона зачастую лишь формально, показался ему наиболее подходящим пространством для демонстрации своего международного влияния.

[i] Цит. по: Op-ed Jean-Marc Ayrault Minister of Foreign Affairs and International Development // France Diplomatie. 13.01.2017. URL: www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/israel-palestinian-territories/peace-process/initiative-for-the-middle-east-peace-process/article/op-ed-be-jean-marc-ayrault-minister-of-foreign-affairs-and-international-development

[ii] Цит. по: Israel Foreign Ministry @IsraelMFA // Twitter.com. 15.01.2017

[iii] Подробнее см.: France Diplomacy @francediplo_EN // Twitter.com. 15.01.2017

52.19MB | MySQL:103 | 0,865sec