Как повлияет смерть Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани на иранскую политику?

8 января в 18.00 в одной из элитных клиник Тегерана в результате сердечного приступа в возрасте 82 лет скончался один из высших руководителей Ирана Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани. Умер один из основателей Исламской Республики, политический лидер, стоявший у истоков государственности современного Ирана.  Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани прожил долгую и нелегкую жизнь, полную как побед и триумфов, так и падений и разочарований. В начале 1960-х годов, будучи предпринимателем (строительным подрядчиком) в Ширазе и не имея духовного образования, он примкнул к исламскому движению сопротивления шахскому режиму. Отсутствие религиозного бэкграунда не помешало ему позже стать ходжат-оль-эсламом, а затем и аятоллой.

Его политическая биография началась с участия в политических протестах 1963 года. В конце 1960-х-начале 1970-х годов А.А.Хашеми-Рафсанджани неоднократно арестовывался шахским режимом, несколько лет провел в тюрьмах. С самого начала массовых антишахских выступлений в 1978 году Хашеми-Рафсанджани стал их активным организатором. Это позволило ему в 1979 году стать наиболее приближенным к имаму Хомейни политиком-исламистом. В 1980-1988 годах Хашеми-Рафсанджани занимал важный пост спикера парламента (Меджлиса) Исламской Республики и одновременно являлся главнокомандующим иранской армией в годы ирано-иракской войны. Несмотря на очевидные военные провалы, деятельность покойного политика на этом посту можно оценить скорее положительно, учитывая полный кадровый разгром иранской армии после свержения шаха и эмиграции либо физического уничтожения большей части шахского офицерского корпуса. Новые вооруженные силы приходилось создавать фактически с нуля. Летом 1988 года Хашеми-Рафсанджани удалось убедить аятоллу Хомейни начать мирные переговоры с Ираком. По словам самого лидера иранской революции, для него это было равносильно тому, чтобы «выпить чашу с ядом».

После смерти имама Хомейни в 1989 году А.А.Хашеми-Рафсанджани становится президентом Исламской Рспублики. Этот пост он занимал в течение двух сроков (1989-1997 годы). Несмотря на приоритетность должности верховного лидера (рахбара) согласно иранской конституции, вплоть до 1995 года влияние Хашеми-Рафсанджани на иранскую политику перевешивало влияние его «друга-соперника» Али Хаменеи. Однако к середине 1990-х годов после сложных аппаратных игр А.Хаменеи и поддерживавшему его духовенству удалось склонить чашу весов в свою сторону. Годы президентства А.А.Хашеми-Рафсанджани стали «оттепелью» в культурном и экономическом отношении после сурового десятилетия революционного террора и ирано-иракской войны. Впрочем, настоящей демократизации политической жизни в ИРИ так и не произошло. Хашеми-Рафсанджани был не реформистом, а скорее прагматиком, осуществлявшим по китайскому образцу экономические реформы при консервации цензуры и старой политической системы. Экономические реформы Хашеми-Рафсанджани привели к снятию ряда социальных гарантий и началу имущественного расслоения в иранском обществе. В результате к концу второго срока А.А.Хашеми-Рафсандждани стал одним из самых непопулярных иранских политиков. В сфере внешней политики усилия президента были направлены на вывод Ирана из международной изоляции. Главным  в его доктрине было налаживание добрых отношений с Россией и с Западом «за вычетом Америки». В результате в 1990-е годы Германия на какое-то время стала проводником нормализации отношений с ИРИ в Европе.

В президентство М.Хатами (1997-2005 годы) А.А.Хашеми-Рафсанджани, занявший важный пост председателя Совета экспертов, вовсе не был союзником реформаторов (эслахат талабан) и наоборот подвергался с их стороны суровой критике. В определенной степени это было связано с тем, что политические истоки иранских реформистов лежат в левом движении Ирана. Сторонники  М.Хатами упрекали А.А.Хашеми-Рафсанджани в проведении либерального экономического курса и насаждении капитализма в Иране. Немаловажным здесь был и то, что сам Хашеми-Рафсанджани превратился в крупного предпринимателя (по некоторым данным, самого богатого человека Ирана), бизнес-империей которого управляли его дети.

Расхождения «шаха Акбара» с консерваторами начались в 2009 году, когда Совет стражей конституции с подачи Али Хаменеи отвел кандидатуру Хашеми-Рафсанджани от участия в президентских выборах. Кроме того, тогдашний президент Махмуд Ахмадинежад открыто обвинил Хашеми-Рафсанджани в коррупции, что было неслыханным ударом по имиджу «пламенного революционера». Все это толкнуло бывшего президента в лагерь реформаторов. Во время противоречивых выборов 2009 года он из-за кулис поддержал оппозиционное «Зеленое движение». Однако позже, когда протестующие стали выдвигать лозунги отказа от Исламской Республики, дезавуировал свою поддержку. В последующие годы влияние А.А.Хашеми-Рафсанджани в иранской политике неуклонно падало. Последней государственной должностью, которую он занимал, стал пост председателя Совета по целесообразности принимаемых решений. Осенью 2015 года его сын Мехди Хашеми-Рафсанджани был приговорен к 10 годам тюремного заключения за участие в противоречивых нефтяных сделках. Тем не менее, престиж «шаха Акбара» продолжал оставаться весьма высоким. В 2013 году он оказал на президентских выборах (к которым опять-таки не был допущен) существенную поддержку Хасану Роухани. За несколько месяцев рейтинг популярности Роухани благодаря усилиям Хашеми-Рафсанджани и его сторонников вырос с 4% до 50%.

Представители иранской политической элиты из разных лагерей проявили редкое единодушие в оценке личности Хашеми-Рафсанджани, руководствуясь принципом  «о покойном только хорошо». Верховный лидер ИРИ Али Хаменеи не только посетил похороны Хашеми-Рафсанджани, но и выступил с соответствующим заявлением. В нем он охарактеризовал покойного как своего «друга, товарища и близкого соратника». «Не стало моего друга и соратника, с которым нас связывали 59 лет совместной борьбы. От этой горестной новости сжимается сердце», — отметил в своем заявлении верховный лидер Ирана. Хаменеи упомянул о том, что их дружба с Хашеми-Рафсанджани началась в иракском городе Кербела, где оба они принимали участие в шиитском паломничестве. «Иногда между нами возникали разногласия, мы по-разному смотрели на некоторые вещи и явления, но ни наши временные разногласия по теоретическим вопросам, ни попытки сил зла ими воспользоваться, не могли подорвать нашу дружбу», — отметил Хаменеи.

Президент ИРИ Хасан Роухани написал 8 января: «Ислам потерял ценного кадра, Иран утратил великого человека, революция – храброго лидера, государство – мудрого и ни с кем несравнимого деятеля». Хасан Роухани также добавил: «Хашеми-Рафсанджани никогда не боялся войны, но всегда искал мира. Он одинаково успешно был отважным командиром джихада и  героем мирных переговоров 1988 гола (закончивших ирано-иракскую войну –авт.)». Свои соболезнования по случаю смерти А.А.Хашеми-Рафсанджани выразили даже религиозные и политические деятели, традиционно считавшиеся его противниками. С выражениями «искреннего соболезнования» выступили консервативные аятоллы Мохаммад Таги Месбах Йазди, Ахмад Джаннати, бывший президент М.Ахмадинежад. Официальное заявление с соболезнованием выпустил Корпус стражей исламской революции (КСИР). Генерал Касем Сулеймани лично посетил дом А.А.Хашеми-Рафсанджани, чтобы выразить соболезнование его семье. Консервативная газета «Кейхан», часто критиковавшая Али Акбара Хашеми-Рафсанджани при жизни, опубликовала 10 января статью с призывом к иранцам «попрощаться со столпом исламской революции». В статье, в частности, говорилось: «82 гола его плодотворной жизни были отданы службе революции и Исламской Республике. Он ответил на Божественный призыв оставит нашу землю  с тем, чтобы отойти в райскую обитель». Газета «Ватан-э-эмруз», являющаяся рупором сторонников М.Ахмадинежада, опубликовала некролог умершего политика. В нем говорилось о вкладе, который внес А.А.Хашеми-Рафсанджани в победу исламской революции и создание Исламской Республики. «Несмотря на неоднозначную некоторых его поздних политических инициатив, в нашей памяти он останется как шахид, беззаветно преданный делу революции и один из создателей нашего государства», — было написано в статье.

Сотни тысяч иранцев присутствовали на похоронах государственного деятеля. При этом в рядах похоронной демонстрации можно было различить как сторонников лагеря реформаторов, так и консерваторов. Первые скандировали «О Хусейн, Мир Хусейн», намекая на кандидата на выборах 2009 года Мирхосейна Мусави, находящегося под домашним арестом. Вторые несли транспаранты «Мы разделяем твою боль, о Хаменеи» и «Хода хафез, рафик (До свидания, товарищ)». Тем не менее, никаких столкновений между сторонниками разных фракций зафиксировано не было.

В целом можно сказать о том, что Али Акбар Хашеми-Рафсанджани пережил свое время. В течение ближайших двух-трех лет по естественным причинам произойдет смена высшей политической элиты Ирана, и судьбу страны будут определять «революционеры второго поколения». Собственно уже сейчас они активно участвуют в принятии политических решений. К этой генерации относятся нынешний президент Хасан Роухани, его бывший коллега Махмуд Ахмадинежад, спикер парламента ИРИ Али Лариджани, который также произнес прочувствованную речь на похоронах Хашеми-Рафсанджани. Это люди с глобальным мышлением, хорошо знающие современный мир. Многие из них, например Х.Роухани или М.Д.Зариф получили образование за границей, другие как А.Лариджани прекрасно владеют европейскими языками. На их фоне покойный А.А.Хашеми-Рафсанджани выглядит все-таки достаточно провинциально. Не стоит переоценивать и его влияние (особенно в последние годы) на Хасана Роухани. Последний трансформировался в самостоятельного и вполне зрелого политика. В его багаже – реальные политические достижения, такие как ядерное соглашение 2015 года. Некоторые эксперты впадают в преувеличение, полагая, что смерть Хашеми-Рафсанджани является поражением для реформаторского лагеря, лишившегося высокого покровителя. Если под реформистами подразумевать сторонников «Зеленого движения», то они давно уже деморализованы и организационно разгромлены, поэтому никакой покровитель не смог бы радикально улучшить их ситуацию. В любом случае А.А.Хащеми-Рафсанджани уже отошел в историю, а его молодым преемникам предстоит решать сложные задачи, стоящие перед Ираном.

52.27MB | MySQL:103 | 0,593sec