В чем преимущество переговоров по урегулированию сирийского конфликта в Астане перед переговорами в Женеве

Одним из главных достижений предстоящих переговоров по внутрисирийскому урегулированию в Астане следует полагать сам факт их проведения. В общем-то, совершенно оправданно был снижен уровень присутствия с министерского до оперативно-рабочего, и в центр повестки вынесены вопросы не политического урегулирования, а соблюдения условий достигнутого перемирия. Именно вопрос соблюдения перемирия на фоне кооперации с Анкарой на этом направлении на настоящий момент времени является основным. Партнерами сирийского правительства в Астане будут исключительно протурецкие группы, которые в принципе имеют под своими знаменами 60 тысяч штыков. Это крайне весомая сила. Соответственно из этого вытекает и очевидная цель: заключение с ними достаточно эффективного соглашения не только о прекращении огня, но и (что во много раз важнее) условий совместного, по возможности мирного сосуществования с ними в рамках единого пространства. Имеется в виду необходимая рабочая кооперация в рамках возобновления каналов подвозки продовольствия из одного района в другой, бесперебойная подача энергии или восстановление ЛЭП с этой целью, совместный контроль над работой ирригационных сооружений, торговля, и т.п. То есть ровно то, что определяет жизнь местного населения на той или иной территории. Именно решение этих насущных вопросов надо ставить во главу угла предстоящих консультаций, используя при этом лучшие наработки, которые были использованы ранее для того, чтобы умиротворить юг Сирии. Именно тот самый юг, с которого, собственно, сирийский кризис и начался. Теперь важно повторить этот опыт на севере страны. В данных соглашениях на самом деле вырабатывается та самая модель сосуществования и кооперации по оси центр-регионы, по которой Сирия будет жить далее. Дамаск может что угодно в этой связи заявлять и призывать сохранить верность старым традициям управления, но суть останется будет именно такой. Через указанные форматы перемирия и сопутствующие им системы административного управления с сильной степенью хозяйственно-социальной автономии местного населения и устанавливается единый алгоритм будущего устройства страны. И такие переговоры становятся возможными только тогда, когда противоборствующие стороны и их внешние спонсоры начинают отчетливо для себя осознавать одну очевидную вещь: физически уничтожить противника невозможно, а значит необходимо искать общие точки для строительства новой модели совместной жизни. Пока такое осознание пришло к Турции. Значит надо договариваться персонально с Анкарой, а при ее помощи — с подконтрольными ей в той или иной степени отрядами вооруженной оппозиции.

В переговорах в Астане участвуют пока только протурецкие оппозиционные группировки, и в этом есть свое преимущество. Некая консолидированная, пусть и по признаку ориентированности на одного внешнеполитического куратора сила, безусловно, более удобна для достижения компромисса, чем несколько разновекторных сил, которые замыкаются на разные политические центры. Женевский формат, под знамена которого настойчиво требуют вернуться и в ООН, и в США, и в КСА, просто обречен на хождение по кругу. Там за столом переговоров собираются противники режима Б.Асада, которые мало того, что испытывают друг к другу ревность на уровне полевых командиров, но и еще замыкаются на разных внешних игроков. Такие форматы изначально обречены на неудачу, поскольку по своему уровню их участники начинают замахиваться на геополитические задачи, которые в любом случае означают проигрыш одного из участников, а поэтому они бесплодны по определению. Собственно по этой причине США, Саудовская Аравия, Катар приглашены в Астану в качестве только наблюдателей. Это необходимо расценивать, как дипломатическую оплеуху, и рискнем предсказать, что никто из их высокопоставленных представителей в столице Казахстана не появится, за исключением, может быть, только послов этих стран в Астане. К тому же из женевского формата автоматически выведена Саудовская Аравия со своей «Джебхат ан-Нусра» и Катар с «Исламским государством» (обе организации запрещены в России). А это означает, что в лучшем случае противников режима Б.Асада будут представлять опять те же протурецкие группы, которые согласились приехать в Астану. Формально существующий женевский формат можно и должно поддерживать на плаву чисто дипломатическими средствами и присутствием, только вот уделять ему какое-то повышенное внимание не стоит. Это абсолютно бесполезно. В данном случае это просто дань «верховенству ООН» в рамках решения локальных и региональных конфликтов, которые отстаивает Москва. И правильно делает. Но провозглашать — одно, а вот достигать реальных результатов — это другое. Последнее, как показала практика тех же мирных локальных примирений в той же Сирии, наиболее правильный и эффектный алгоритм действия. Некоторые политологи считают, что женевский формат в какой-то степени имеет значение в рамках выстраивания координации с США. Но с Вашингтоном, если и будут выстраиваться отношения, то в рамках двусторонних контактов, не размывая их рыхлым женевским форматом.

Переговоры и достижение компромисса с протурецкими группами несет в себе еще и безусловное движение в сторону раскола некогда единого союза Анкара — Эр-Рияд-Катар. Астана в принципе демонстрирует, что этот процесс уже пошел. Турция  старается автономно и сепаратно решать свои проблемы без оглядки, прежде всего, на Эр-Рияд. На этом фоне в Идлибе вновь вспыхнули бои между протурецкими и просаудовскими полевыми командирами. Причем воюют они за контроль над КПП, что означает в данном случае контроль над поступающей из Турции материально-технической помощью. Этот раскол надо всячески стимулировать, в том числе и посредством переговоров В Астане.

52.24MB | MySQL:103 | 0,577sec