Председатель комитета по делам Вооруженных сил Сената США Джон МакКейн рекомендовал ВВС США рассмотреть предложение профильного комитета о приобретении 300 самолетов ближней огневой поддержки, которые позволят радикально сократить расходы на проведение операции по борьбе с террористическими группировками на Ближнем Востоке.
По информации СМИ КНР, начальник штаба ВВС США генерал Дэвид Годфейн на встрече с сотрудниками American Enterprise Institute 18 января 2017 г. (практически накануне инаугурации избранного президента США Д.Трампа) сообщил, что ВВС страны планируют заменить дорогие в эксплуатации истребители F-22, F-16 и F-15E, которые задействованы в антитеррористических операциях на Ближнем Востоке. Благодаря активной работе китайских военных по сбору информации о финансировании деятельности ВВС США представляется возможным указать стоимость летного часа нескольких типов летательных аппаратов, задействованных в операциях против группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России).
Стоимость летного часа авиационной техники ВВС США, участвующей в операциях против ИГ и применение авиационного вооружения
Тип летательного аппарата | Модель | Стоимость летного часа долл. США | Доля участия
% |
Применение вооружения
% |
БЛА стратегической разведки | RQ-4B | 49 089 | 1 | |
Разведывательно-ударные БЛА | MQ-9A | 4762 | 14 | 4 |
MQ-1B | 3679 | 19 | 3 | |
Бомбардировщики | B1-B | 57 807 | 5 | 35 |
B-52H | 69 708 | |||
Истребители | F-22A | 68 362 | 2 | 2 |
F/A-18 | 24 400 | |||
F-16C | 22 514 | 22 | 16 | |
Истребители-бомбардировщики | F-15Е | 41 921 | 20 | 25 |
Транспортные самолеты | AC-130U | 45 986 | ||
Конвертопланы | CV-22B | 83 256 | ||
Вертолеты | AH-64 | 3851 | ||
Самолеты огневой поддержки | A-10 | 17 716
|
17 | 15 |
OV-10 | 1000 |
С учетом изложенного в таблице представляется возможным отметить, что наименьшей эффективностью обладают самые современные истребители F-22, стоимость их летного часа сопоставима с расходами на обеспечение полетов стратегических бомбардировщиков, которые неоднократно применялись ВВС США в рамках операций на Ближнем Востоке. Следует отметить, что при выполнении полетов в США стоимость летного часа таких летательных аппаратов, как конвертоплан CV-22B составляет 63792 долл. США, истребителя F-22 – 58059 долл. США, а вот бомбардировщиков В-1В и В-52Н – 70380 и 61027 долл.США. соответственно.
Известно, что генерал Дэвид Годфейн предположил, что в качестве экономичных самолетов непосредственной огневой поддержки войск будут рассмотрены такие летательные аппараты, как «Скорпион» (пр-во компании «Текстрон Эйрлэнд», США), АТ-29 «Супер Тукано» (совместное пр-во компании «Эмбрайер», Бразилия и Sierra Nevada Corporation, США) и АТ-6В (пр-во компании Beechcraft, США).
По данным китайского издания «Мир авиации» (март, 2016 г.) ВВС США планируют принять на вооружение современный легкий штурмовик «Скорпион», который создан в рамках проекта штурмового самолета нового поколения А-Х. Кстати, компания «Текстрон Эйрлэнд» имеет богатый опыт по созданию легких штурмовых самолетов во времена войны во Вьетнаме.
Тактико-технические характеристики штурмовика «Скорпион»:
– длина: 13,26 м;
– размах крыла: 14,42 м;
– силовая установка: два двигателя ЕАУ 731 (3628 л.с.);
– максимальная скорость: 0,78 МАХа;
– минимальная скорость полета: 180 км/ч;
– практический потолок: 13716 м;
– максимальная продолжительность полета: 5 часов;
– максимальный взлетный вес: 9660 кг;
– объем топливных баков: 2721,6 л;
– вместительность внутренних отсеков: 1361/1400 кг.
Экипаж – 2 человека.
Под крыльями и фюзеляжем расположены шесть точек внешней подвески, на которых можно разместить вооружение и контейнерные системы весом 2767/2800 кг.
В качестве вооружения планируется применять контейнерную авиапушку GAU-10 (до двух единиц), малокалиберные крылатые авиационные бомбы типа SDB или оперенные управляемые авиабомбы типа JDAM.
Фактически конструкторы компании «Текстрон Эйрлэнд» создали легкий ударный самолет по приемлемой цене.
В отношении винтового одномоторного легкого самолета огневой поддержки АТ-29 «Супер Тукано» известно, что его корпус выполнен из углеволокна, а кабина пилота бронирована. Простая и надежная конструкция позволяет эксплуатировать самолет на передовых аэродромах с грунтовыми взлетно-посадочными полосами или использовать автодороги вместо таковых.
Надежный двигатель РТ-6А-68С (пр-во компании Pratt&Whitney, Канада) мощностью 1600 л.с./1193 кВт обеспечивает небольшому и легкому самолету высокую маневренность, внушительную продолжительность полета – 8 часов 40 минут, максимальную дальность полета 2855 при крейсерской скорости 520 км/ч. Китайские специалисты отмечают низкую тепловую заметность АТ-29, что позволяет действовать в условиях применения ПЗРК с тепловым наведением.
Небольшие размеры и высокая мощность двигателя позволяют пилоту активно маневрировать в условиях применения противником стрелкового оружия.
Максимальная боевая нагрузка АТ-29 составляет 1550 кг и может быть распределена между пятью точками внешней подвески.
По данным китайских источников в состав вооружения самолета могут входить:
– ракеты класса «воздух-воздух» МАА-1 «Пиранья» (пр-во компании Mectron);
– ПТУР с лазерным наведением AGM-114K;
– неуправляемые авиабомбы Мк.81, 82;
– контейнерное орудие NC6 калибра 120 мм (пр-во компании NEXTER).
Кроме того, в корпусе установлены два пулемета калибра 12,7 мм.
Третий вариант – самолет огневой поддержки АТ-6В (он же Т-6 Texan II) – создан на базе учебно-тренировочного винтового самолета Pilatus PC-9, который используется на основном этапе подготовки молодых пилотов ВВС и ВМС США.
В версии для непосредственной огневой поддержки сухопутных подразделений двухместная кабина и двигатель прикрыты броней. Высокую маневренность и приемлемую боевую нагрузку самолету обеспечивает мощный (1600 л.с.) и надежный двигатель PT6A-68D (пр-во компании Pratt&Whitney, Канада).
В состав вооружения данного самолета могут быть включены:
– корректируемые авиабомбы Paveway II, Paveway IV для уничтожения подземных и укрепленных сооружений;
– малокалиберные управляемые авиабомбы SDB;
– оперенные корректируемые авиабомбы JDAM;
– неуправляемые реактивные снаряды калибра 70 мм;
– ракеты Griffin, Hellfire или Maverick (класс «воздух-земля»);
– ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder;
– контейнерная система с пулеметом калибра 14,5 мм.
Обнаружение, классификация цели и наведение всего вышеперечисленного вооружения возможно благодаря многоканальной оптико-электронной станции МХ-15Di (пр-во компании Wescam, США), в составе которой видеокамера дневного света и инфракрасного режима, гиперспектральные датчики.
Также ВВС США планируют использовать самолеты огневой поддержки АТ-802U Блок 1 и 2, которые ранее были поставлены ОАЭ в количестве 24 единиц для участия в операциях против хоуситов в Йемене. Данные самолеты также показывают довольно высокую боевую эффективность при низкой стоимости эксплуатации, поскольку за основу взят знаменитый американский «Воздушный трактор», предназначенный для «повседневного» использования.
С учетом вышесказанного, представляется возможным сделать вывод о том, что ВВС США могут перейти на использование действительно недорогих ударных самолетов, для обслуживания которых необходима группы техников (из расчета три человека на самолет), а применяемое вооружение не относится к дорогостоящим образцам продукции, выпускаемой ОПК США. Однако, следует понимать, что только серьезный секвестр бюджета ВВС США, который может санкционировать новый президент США, будет истинным «драйвером» перехода на экономичные, простые и надежные летательные аппараты, которые вполне эффективны против террористов на Ближнем Востоке.