О развитии ситуации в Ливии

Лояльные властям на востоке Ливии вооруженные формирования 24 января с.г. выбили боевиков из последнего крупного района на западе, второго по величине города страны — Бенгази. Об этом сообщил телеканал «Скай ньюс – Арабия» со ссылкой на официального представителя Ливийской национальной армии (ЛНА) полковника Ахмеда аль-Мисмари. «Район Канфуда полностью освобожден», — указал он, отметив при этом, что экстремисты вынуждены были сдать позиции под мощными артиллерийскими обстрелами и ударами с воздуха. Подразделения ЛНА под командованием маршала Халифы Хафтара, поддерживающего власть на востоке — Палату представителей (избранный парламент), — уже долгое время ведут в Бенгази (1 тыс. км к востоку от Триполи) борьбу против экстремистов, среди которых немало боевиков из террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) и связанных с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) формирований. В середине ноября проправительственная группировка начала решающее наступление на западные кварталы города, которые еще удерживали радикалы.

16 января командование ЛНА объявило о начале новой операции по зачистке Бенгази, получившей название «Право мученика», обещав, что «боевые действия продолжатся до тех пор, пока вся территория города не будет освобождена от террористов». Тогда же военные сообщили о том, что им перешел контроль над стратегическим районом Бу-Сним, после чего боевики оказались полностью окружены в единственной — на тот момент — остававшейся в их руках Канфуде.

Таким образом, Х.Хафтар окончательно поставил под свой контроль крупнейший портовый город Бенгази и тем самым очень серьезно укрепил свои позиции во внутриливийском диалоге по вопросу разделения власти между основными противоборствующими группировками. Помимо сильного оплота исламистов и традиционных противников централизованной власти, Бенгази еще и один из основных центров нефтеналивных портовых терминалов. А кто контролирует экспорт нефти, тот контролирует ситуацию в стране. К тому же именно сейчас начинается основной раунд попытки внутриливийского урегулирования, который на этот раз патронируют Тунис, Алжир и Египет. Безусловно, за Каиром видна и тень ОАЭ, которые стараются официально не участвовать в посреднических операциях по организации переговоров, но при этом самым принципиальным образом влияют на них. В том числе и военной поддержкой сил Х.Хафтара. Теперь можно определенно сказать, что именно отставные американские летчики, нанятые Абу-Даби через бывшего руководителя частной охранной компании «Блеквотерс» Э.Принса, собственно и оставляют костяк боевой авиации Х.Хафтара. Таким образом египетские военные летчики окончательно отведены от участия в поддержке сил Х.Хафтара. При этом ОАЭ не планирует сворачивать свое военное присутствие в Ливии, а наоборот предполагает его нарастить. Основной военной базой эмиратовцев является база ВВС Аль-Кадим, на которой они дислоцируются с марта 2016 года. Сейчас там находятся шесть фронтовых бомбардировщиков AT-802 Air Tractor и два дрона, предположительно китайского производства. С ноября по декабрь прошлого года на базу прибыло пять фронтовых бомбардировщиков. Также было построено четыре ангара для них. Это позволяет сделать вывод о том, что шесть машин базируется вне укрытий и еще два-три самолета в ангарах. Кроме того, в ангарах укрываются и дроны. Пятый ангар сооружен для укрытия тяжелого транспортного самолета. Несколько новых сооружений появились и на дороге из аэропорта. Вообще вся система организации базы, ее инфраструктуры, системы охраны и даже состав летного парка, как под копирку повторяет аналогичную базу ВВС ОАЭ в Ассэбе (Эритрея). Это позволяет сделать вывод, что их обустройством занимаются одни и те же специалисты. И, по нашим данным, это опять же специалисты Э.Принса. Интересно, что сооружение ангаров в принципе не имеет какой-то чисто технической нагрузки, кроме как сокрытия от средств спутниковой разведки. Это означает, что эмиратовцы не очень хотят показывать истинное количество своей техники перед Москвой и западными странами.

Что же касается переговоров на внутриливийской площадке, то бесспорно знаменательным фактом является заявление премьера правительства национального согласия (ПНС) Ф.Сараджа 25 января с.г. о том, что он готов встречаться и разговаривать с Х.Хафтаром. Само по себе это заявление означает очень серьезный удар по всей деятельности специального представителя ООН по Ливии М.Коблера, который просил Ф.Сараджа от такой встречи воздержаться. Безусловно, что на позицию премьера самым серьезным образом оказала влияние позиция Туниса и Алжира, которые в своих попытках реанимации внутриливийских переговоров под своей (а не марокканской) эгидой, фактически игнорируют усилия специального представителя ООН. 22 января с.г. в Хаммамете (Тунис) при посредничестве лидера исламистской партии Туниса «Ан-Нахды» Р.Ганнуши состоялись консультации с Ф.Сараджем, после чего он публично и оформил свое желание пойти на договоренности с Тобруком. М.Коблер вообще был в принципе против этих консультаций. Но в данном случае его сделали статистом. Со стороны Алжира переговорный процесс курирует лично президент А.Бутефлика, а непосредственным исполнителем задуманного является министр по делам Магриба Абделькадер Месахель. Он на днях встречался с представителем Мисураты для обсуждения условий вхождения мисуратовцев в новый формат государственного управления Ливии. Его основные контуры обсуждались на консультациях в Хаммамете, они же будут обсуждаться и во время личной встречи Х.Хафтара и Ф.Сараджа. Предварительно достигнута договоренность о серьезном сокращении членов Президентского совета с девяти до трех, а также образования военного совета под руководством Х.Хафтара, который, собственно, и должен командовать объединенными вооруженными силами. При этом М.Коблер ранее публично охарактеризовал эти трансформации как «неприемлемые».

52.25MB | MySQL:103 | 0,657sec