О военной ситуации в Сирии (21 — 28 января 2017 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня (далее – российская и турецкая части), в течение прошедшей недели было зафиксировано  42 подтвержденных нарушения режима прекращения огня. Обстрелы отмечались в провинциях Дамаск, Латакия, Хама. Это примерно на 20%  ниже показателя предыдущей недели (53). Подобное снижение, как представляется, было во многом обеспечено тщательной работой сотрудников российской части, проверявших данные турецкой стороны, в результате которой ряд сообщений об ударах не подтвердился.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/«Джебхат Фатх аш-Шам»/«Тахрир аш-Шам» (запрещены в РФ) в провинциях Алеппо, Дейр эз-Зор.

В частности, 23 января 6 дальних бомбардировщиков Ту-22М3, взлетевших с одного из аэродромов на территории России, нанесли удар по объектам ИГ в провинции Дейр эз-Зор. При выполнении задачи над территорией Сирии их сопровождали истребители Су-30СМ и Су-35С, вылетевшие с авиабазы «Хмеймим». 24 и 25 января удары с использованием аналогичного числа дальних бомбардировщиков повторялись, что косвенно указывает на очень сложную ситуацию, сохраняющуюся вокруг г.Дейр эз-Зор и находящейся рядом с ним авиабазы.

23 января совместные удары по позициям боевиков ИГ в районе г.Эль-Баб в провинции Алеппо нанесли самолеты ВКС России и ВВС Турции. В них участвовали фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34 от ВКС России и истребители F-16 и F-4 ВВС Турции. Было поражено 22 цели ИГ. При этом в Минобороны РФ утверждалось, что координаты целей были получены от американцев и доразведаны различными средствами разведки. Пентагон эту информацию опроверг.

26 января самолеты ВКС России и ВВС Турции вновь нанесли совместный удар по позициям боевиков ИГ в районе населенного пункта Эль-Баб в провинции Алеппо. От российской стороны к удару привлекались фронтовые бомбардировщики Су-24М и истребители Су-35С, от турецкой – истребители F -16 и F -4.

В Минобороны РФ отметили, что при планировании совместных действий был осуществлен обмен разведывательной информацией между пунктом управления ВКС РФ в районе авиабазы «Хмеймим» и центром управления ВВС Турции. Кроме того, была произведена доразведка целей с использованием беспилотников и средств космической разведки.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Алеппо, Дамаск, Дейр эз-Зор, Хама, Хомс.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.

На северо-востоке провинции Алеппо в ходе наступления правительственных войск на г.Эль-Баб 22 января освобождена деревня Савран, что к востоку от г.Аззаз. В тот же день освобождены города Ат-Танбур и Аль-Мантаф.

Там же продолжилась гонка между сирийскими и турецкими военными за право первыми занять город Эль-Баб. 24 января сирийский войска установили контроль над господствующей высотой, позволяющей держать под огнем южный въезд в город.

25 января в районе Эль-Баб освобождены города Аль-Харабш и Аш-Шаала.

В течение 26 и 27 января формирования Свободной сирийской армии (ССА) и подразделения турецких войск вели ожесточенные бои за город Эль-Баб в ходе операции по его освобождению, начатой 10 декабря 2016 года. К тому  времени в ходе этой операции погибли по меньшей мере 49 турецких солдат. 26 января внезапной контратакой боевики ИГ отбили у турок деревню Кабр аль-Мукри.

На юго-востоке провинции 24 – 25 января действия сирийских военных были направлены на пресечение путей снабжения боевиков ИГ из провинции Ракка. Там освобождены деревни Ум Майял, Джабб аль-Али и Аль-Атшана.

Там же 26 января формирования ИГ из района к югу от озера Аль-Джабуль атаковали позиции правительственных войск. При отражении этой атаки уничтожены до 20 джихадистов. Там же освобождены несколько территорий к востоку от г.Ханассер.

В провинции Хомс в течение 22 – 23 января  шли бои местного значения вокруг осажденной авиабазы Т-4, где правительственные силы отбили у боевиков ИГ ряд высот, нависающих над авиабазой.

25 января освобожден район Баар аль-Фаваара к югу от авиабазы Т-4.

В течение недели правительственные силы постепенно продвигались от авиабазы Т-4 в направлении захваченного боевиками ИГ Тадмора. 26 января они вышли на рубеж, отстоящий от авиабазы на 20 км.

В провинции Дейр эз-Зор в ходе боев за провинциальный центр 22 января правительственные силы выбили боевиков ИГ с ряда позиций в районе цементного завода на юго-западе города.

22 января подтвердились предположения о том, что воспользовавшись затишьем на фронте с «Силами демократической Сирии» (СДС) на севере провинции Ракка, командование ИГ перебросило сотни боевиков в провинцию Дейр эз-Зор.

В ходе боевых действий в провинции Дейр эз-Зор 24 января ИГ объявило о захвате квартала «Панорама» на юге провинциального центра. Однако командование сирийской армии опровергло эту информацию.

В провинции Дамаск в Восточной Гуте 26 января правительственные силы освободили 33 жилых квартала в районе Арабайн. В тот же день освобожден город Аль-Касимия.

В Западной Гуте по согласованию с представителями вооруженной оппозиции правительственные силы заняли район Вади аль-Барада. 28 января в этом районе они вошли в деревню Айн аль-Фиджа, где находится главный водозабор, питающий сирийскую столицу.

На севере провинции Эль-Кунейтра 26 января правительственные силы уничтожили один из самых крупных в регионе полевых лагерей группировки «Джебхат Фатх аш-Шам», находившийся к югу от деревни Хадер. При этом уничтожены десятки боевиков.

В провинции Идлиб на границе с провинцией Алеппо 24 января вспыхнули бои между формированиями группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» и отрядами оппозиционной (по отношению к правящему режиму) группировки «Джейш аль-Муджахидин».

24 января группировка «Джебхат Фатх аш-Шам» объявила, что вычеркивает группировку «Джунд аль-Акса» из списка своих союзников.

26 января стало известно, что пять повстанческих группировок, ранее действовавших в альянсе с джихадистской группировкой «Джебхат Фатх аш-Шам», объединились вокруг организации «Ахрар аш-Шам». Среди них были, в частности, «Джейш аль-Муджахидин» и «Джунд аль-Акса».

С другой стороны также образовался новый альянс, в который вошли «Джебхат Фатх аш-Шам» и 4 группировки повстанцев, включая влиятельную «Нуреддин аз-Зинки», а также «Лива аль-Хак», «Джебхат Ансар ад-Дин» и «Джейш ас-Сунна». Их объединяет то, что их представители отсутствовали на переговорах в Астане. Они заявили 28 января о самороспуске и образовании группировки «Тахрир аш-Шам». Стоит напомнить, что для связанной с «Аль-Каидой» группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» это уже не первая попытка сменить «кожу». Ранее она перелицевала ставшее одиозным название «Джебхат ан-Нусра» в «Джебхат Фатх аш-Шам».

На западе провинции Ракка в ходе возобновившегося наступления формирований СДС курды 24 января штурмом взяли город Ас-Свейдия аль-Кабира. Там в ходе боев формирования ИГ потеряли убитыми и ранеными свыше 110 человек.

В целом представляется очевидным, что для дальнейшего продвижения мирного процесса в Сирии надо сделать все возможное, чтобы углубить раскол между джихадистскими и повстанческими группировками.

52.24MB | MySQL:103 | 0,457sec