МИД Кувейта о ситуации, связанной с демаркацией иракско-кувейтской границы

На фоне парламентских слушаний по вопросу демаркации границы Ирака с Кувейтом и судоходства в заливе Кхор Абделла в Багдаде и активного общественного и информационного обсуждения этого вопроса, Кувейт, разумеется, не мог остаться в стороне. В понедельник эмират объявил о «своей приверженности обязательствам по соблюдению расположения водных пограничных знаков во время их обновления и обслуживания, о не нарушении иракской границы и следованию положений решения Совета Безопасности ООН № 833». Это заявление сделал заместитель министра иностранных дел Кувейта Халид аль-Джаралла, выступив во время приема в посольстве Австралии, посвященному национальному празднику пятого континента.

Отвечая на вопрос представителей СМИ о «якобы имеющих, согласно заявлениям некоторых парламентариев в Ираке, нарушениям Кувейтом линии государственной границы» и «заступе» на иракскую часть залива Кхор Абделла, чиновник пояснил: Кувейт не нарушал и не изменял существующего положения дел в этом районе.

«Утверждается, что мы присвоили себе воды залива, нарушив морскую границу с Ираком. Все это не соответствует действительности. Мы ни на пядь не вступали на иракскую территорию. И не потерпим такого в отношении нас», — объявил Х.аль-Джаралла.

Он также напомнил журналистам, что решение Совета Безопасности ООН № 833, касающееся демаркации наземной и части морской границы между двумя странами, обязательно к исполнению и Ираком и Кувейтом, «согласно его духа и буквы».

Заместитель министра разъяснил, что ведущиеся сейчас работы по обновлению пограничных знаков в Заливе корреспондируются с выверкой карт и уточнением координат морской и сухопутной границы на этом участке в «их окончательном виде», и, завершением их явится не изменение их начертания, а его обновление. «Мы договорились с нашими иракскими братьями и с ООН о проведении таких работ и о том, что обе стороны будут нести расходы по этим работам, ООН согласилась на выпуск обновленных демаркационных карт и мы лишь ожидаем решения наших иракских соседей, касательно этого вопроса» — добавил Х.аль-Джаралла. Он также обратил внимание на то, что залив Кхор Абделла является общим для мореплавания и соглашение между Ираком и Кувейтом об организации навигации в нем восходит еще к 1912 году, чего и придерживались обе стороны.

Чиновник подтвердил, что 24 и 27 января состоялся ряд консультаций между экспертными группами обеих стран по вопросу формирования режима судоходства в заливе, и о «согласии с иракской стороной о различных дополнениях, касающихся навигации в нем».

Комментируя сложившуюся ситуацию, заместитель парламентской фракции «Государство закона» иракского парламента, Абд аль-Хади ас-Саадави, считает, что поднятая по поводу демаркационных работ в заливе Кхор Абделла, шумиха, есть ни что иное чем, «политические инсинуации и элементы предвыборной компании». По мнению политика, ссылки на детали соглашения, озвученные рядом иракских СМИ, не имеют ничего общего с действительностью. Кроме того, по его мнению, все эти вбросы инициированы как раз теми, кто в прошлом составе парламента голосовал за предыдущее соглашение по границе.

Очевидно, что факт проведения работ по обновлению пограничных знаков, вполне логичный из-за самой гидрографии района, где фарватер часто меняет свое расположение, намываются и размываются отмели, согласованный на уровне исполнительном, мог бы и остаться не замеченным, зайди речь о подобном, скажем на ирано-иракской границе на реке Шатт эль-Араб. Да и то, вряд ли. Но, в этом вопросе сплелись разные интересы и обстоятельства, лишь подчеркивающие основную проблему: вопросы двусторонних отношений Ирака и Кувейта, включая и этот, пограничный эпизод, очень чувствительны и требуют тщательной дипломатической работы по их поддержанию на должном уровне. И внимания со стороны международного сообщества. При этом, нисколько не умаляя значимости суверенитета Кувейта, мы еще раз обратим  внимание на то, что «удельный вес» в плане обеспечения свободного судоходства (водопользования и рыболовства, ведения добычи полезных ископаемых на шельфе и др.) смещен в сторону эмирата, и, скажем, выстрой обе соседние страны договорной режим, учитывающий географическую уязвимость Ирака в этом смысле, придающий ему гарантии свободного доступа в Персидский залив, это стало бы самым сильным фактором в укреплении добрососедских отношений между ними в современной истории. Возможно, благополучный исход истории, связанной с уточнением и обновлением пограничных знаков в заливе Кхор Абделла, станет одной из предпосылок для принятия такого соглашения в будущем.

52.2MB | MySQL:103 | 0,463sec