О перспективах развития нефтеперерабатывающей промышленности Ирана

Отмена экономических санкций в отношении Исламской Республики Иран начинает приносить свои плоды. Например, не так давно стало известно о заключении Ираном одного из крупнейших контрактов с консорциумом Airbas на поставку десятков новых пассажирских самолетов. Но основные события разворачиваются в нефтяной отрасли страны. Как заявил в среду, 1 февраля, помощник министра нефтяной промышленности Ирана, Аббас Казми, объем пакета инвестиционных контрактов, подписанных с корейскими, китайскими и японскими компаниями и касающихся модернизации нефтеперерабатывающего сектора, составляет 8, 6 млрд долларов США. А. Казми, исполнительный директор Национальной компании по переработке и распределению нефтепродуктов сообщил на пресс-конференции, что текущий объем поставок нефтепродуктов составляет 500 тысяч баррелей в сутки, и что в течение этого года Иран рассчитывает выйти на 600 тыс. баррелей.

А.Казми рассказал журналистам, что выпускаемые в настоящее время мазут и сжиженный газ отгружаются наземным транспортом в Ирак, Афганистан и Пакистан, тогда как крупнейшими покупателями сжиженного газа и нефти, отгружаемых морем, являются Индия и Китай.

План по модернизации перерабатывающих мощностей уже обеспечен финансированием в 1,3 млрд долларов США и, в первую очередь, касается расширения и модернизации НПЗ в Абадане, на юго-западе страны, где уже в текущем месяце начнутся работы при участии представителей энергетического сектора Ирана и китайских представителей, включая руководителей компании «Синопек».

Проект в Абадане, стоимостью в 3 млрд долларов США, начнется с реализации его первого этапа, где предстоит освоить 1.7 млрд долларов, — пояснил А. Казми. В результате модернизации поставлена задача снизить выпуск тяжелых видов моторного топлива с нынешних 40% до 20-22% от общей продукции НПЗ.

Помощник министра рассказал о ратифицированном с южнокорейской компанией «Дайлим» контракте на модернизацию НПЗ в Исфахане, расположенном в центральной части страны. Положительный пример этого контракта отразился на намерении еще трех японских компаний: «Марубени», «Чиода» и «Митцуи» принят участие в этом проекте, оцениваемом в 3.6 млрд долларов. По оценке А. Казми, подписание с ними итоговых документов ожидается в самое ближайшее время.

Всего же, инвестиционный пакет по модернизации НПЗ в Иране, по словам помощника министра, оценивается в 14 млрд долларов США и его реализация позволит уменьшить выпуск низкооктановых видов топлива и солярки с нынешних 24 % от общего числа производимой продукции, до 10%, увеличив тем самым выпуск высокооктановых бензинов и ряда сырьевых продуктов, востребованных в нефтехимических производствах.

Первая очередь по выпуску бензина на НПЗ «Звезда Залива» в портовом городе Бендер-Аббас будет запущена нынешней весной, — отметил А. Казми, и ее мощность составит 12 млн литров в сутки. Вторая очередь на том же НПЗ рассчитана на производство 11 млн литров высокооктановых марок бензина в сутки, что позволит Ирану приступить к поставкам бензина на внешний рынок. К ним также добавится НПЗ в Абадане, с производительностью от 3 до 3.5 млн литров бензина в сутки, — подвел итог чиновник.

В настоящее время Иран производит 63 млн литров бензина основных марок, и до сих пор, этого топлива не хватало для полного удовлетворения местного потребления. НПЗ страны перерабатывают ежесуточно 700 тыс. баррелей нефти, производя из них кроме бензина, 90 млн литров мазута и 64 млн литров «тяжелого» дизельного топлива. Производство СПГ оценивается в 66 тысяч тонн.

Очевидно, что первоочередной задачей Министерства нефти Ирана является именно модернизация перерабатывающих мощностей, а не экстенсивное наращивание добычи нефти. Нефтепереработка с ее современными и крайне дорогостоящими технологиями каталитического крекинга не всегда по карману даже ведущим нефтяным производителям, не случайно, и Иран, и та же Ливия (с ее единственным, по сути, НПЗ в Аз-Завии) были вынуждены импортировать значительные объемы бензина высокооктановых марок, и, зачастую не знали куда деть ту же солярку достаточно низкого качества, которую не мог выбрать даже бездонный рынок Юго-Восточной Азии.  Увеличение в готовой продукции иранских НПЗ удельного веса высокооктановых видов бензина, авиационного топлива, в перспективе, позволит расширить экспортные возможности Ирана, не нарушив равновесия на хрупком рынке нефти-сырца, что и объясняет усилия страны, направленные на привлечение иностранных инвесторов в этот важнейший сегмент нефтегазовой промышленности Ирана.

52.21MB | MySQL:103 | 0,571sec