В Части 1 речь шла о краткосрочных планах Исламской Республики интенсифицировать производство «черного золота» сверх квоты, согласованной с Организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК) в ноябре 2016 года; приведена актуальная информация относительно перспектив развития проекта «Южный Азадеган».
Что касается экспорта иранской нефти, то следует отметить серьезный прогресс в этом области на азиатских рынках.
Так, в 2016 году Китай увеличил закупки иранского сырья почти на 18%, доведя объем импорта до рекордных 624,26 тыс. баррелей в сутки.
Напомним, что в 2015 году китайский импорт составил 529 тыс. баррелей нефти из Ирана[i].
Примечательно, что в 2016 году наше государство обошло Саудовскую Аравию, став крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Российские поставки выросли почти на четверть с 2015 года до 1,05 млн баррелей в сутки. Саудовская Аравия опустилась на второе место с показателем 1,02 млн баррелей в сутки, в прошлом году увеличив поставки на 0,9% по сравнению с 2015 годом.
Напомним, Китай является вторым по величине в мире покупателем нефти и наиболее быстрорастущим крупным импортером. Независимые заводы Китая, прозванные «чайники» из-за их меньшей мощности по переработке, увидели в России более гибкого поставщика.
Для «чайников» поставки из восточных портов России являются более легким процессом из-за более короткого транспортного плеча (другими словами, грузы транспортируются по менее протяженному маршруту).
Стоит подчеркнуть, что наше государство в состоянии удержать первое место и в текущем году, поскольку Россия расширяет экспорт нефти по трубопроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан».
В свою очередь, Саудовская Аравия в рамках соблюдения венских договоренностей Организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК) добровольно обязалась уменьшить добычу сырья почти на 500 тыс. баррелей в сутки, что повлекло за собой сокращение экспортных поставок королевства.
Справедливости раде необходимо отметить, что Китай вступил в сезон ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и потому существенно снизит импорт нефти в первой половине текущего года. Такой вывод содержится в докладе, подготовленном исследовательской компанией BMI Research.
По подсчетам аналитиков, производственные мощности на китайских государственных нефтеперерабатывающих заводах сократятся из-за ремонтных работ на 900 тыс. баррелей в сутки. Это 6% совокупного объема перерабатывающих мощностей в стране. Исследовательская компания нашла подтверждение данным цифрам у экспертов в китайской нефтяной отрасли.
Загрузка менее крупных независимых нефтеперерабатывающих заводов во время «сезона ремонтов» не повысится, что было бы логично, а снизится. Почему?
Во-первых, из-за вялого спроса на дизельное топливо. Во-вторых, из-за объявленного властями сокращения на 6,7% импортных квот для частных нефтеперерабатывающих заводов и полного запрета на экспорт топлива. Это окончательно лишит частников энтузиазма загружать свои перерабатывающие предприятия на полную мощность.
Правда, в дальнейшем специалисты BMI Research прогнозируют постепенный рост зарубежных поставок «черного золота» на китайский рынок. Как ожидается, перелом случится в середине 2017 года и во второй его половине объем поставок сырья в страну останется на стабильно высоком уровне.
Тому будет содействовать сочетание трех факторов, среди которых:
- сокращение объемов добычи нефти в КНР;
- традиционное пополнение китайских стратегических запасов;
- прирост перерабатывающих мощностей (ведь сезон ремонтов на НПЗ к лету завершится).
Прошлый год оказался для Ирана весьма урожайным не только на китайском, но и на индийском нефтяном рынке.
Экспортные поставки иранской нефти в Индию в 2016 году достигли максимума за всю историю энергетического сотрудничества двух стран. Так, Исламская Республика экспортировала индийским потребителям около 473 тыс. баррелей «черного золота» в сутки.
Для сравнения: в 2015 году этот показатель составлял 208,3 тыс. баррелей в сутки[ii].
Нефтеперерабатывающие заводы Индии (Reliance Industries, Hindustan Petroleum, Bharat Petroleum и HPCL-Mittal Energy) стали первыми предприятиями среди тех, кто нарастил закупки сырья сразу же после отмены антииранских санкций в начале 2016 года.
Кроме того, в прошлом году сообщалось, что инвестиции Индии в газовое месторождение Farzad-B в Персидском заливе могут достигнуть 20 млрд долларов[iii]. Об этом заявил министр нефти и газа Индии Д.Прадхан во время иранско-индийского экономического форума, который проходил в Нью-Дели.
Напомним, индийские энергетические компании пытаются договориться с Тегераном по этому месторождению с 2009 года. Причем Индия уже давно заявляет, что готова инвестировать в иранские проекты, если взамен получит из дешевое «голубое топливо» из Исламской Республики.
Согласно оценкам экспертов, запасы природного газа месторождения Farzad-B составляют 607 млрд куб. м, из них порядка 358,4 млрд куб. м извлекаемые.
Индийская сторона также изучает возможность инвестирования примерно 20 млрд долларов в порт Чабахар, который находится на юго-востоке Ирана.
Примечательно, что этот проект – главный элемент индийских планов обойти Пакистан и открыть маршрут в Афганистан. В планах Индии построить завод по сжижению природного газа (СПГ) в порту Чабахар. Еще весной прошлого года МИД Индии сообщил, что индийская и иранская стороны согласовали контракт по развитию порта Чабахар.
Порт, расположенный на берегу Оманского залива, находится недалеко от границы с Пакистаном и имеет значительные экономические возможности.
В январе с.г. поступила информация о том, что семь соглашений о привлечении иностранных инвестиций были подписаны в Чабахаре. Соглашения на сумму 3 млрд долларов были подписаны индийскими, оманскими, китайскими, южнокорейскими инвесторами[iv].
Для справки: весной 2016 года по итогам визита индийского министра нефти и газа Д.Прадхана в Исламскую Республику индийская государственная компания Oil and Natural Gas Corporation сообщила, что Индия хочет построить завод по сжижению природного газа в порту Чабахар в Иране.
Индийский министр выразил интерес государства в строительстве завода по сжижению газа и установки по крекингу газа в иранском порту, попросив у Ирана «благоприятного обращения в вопросе цены газа для Индии, а также поставок конденсатного газа по конкурентоспособной цене на долгосрочной основе на время всего жизненного цикла совместных проектов, в создании которых заинтересованы индийские компании».
Индийский министр напомнил, что компании Индии заинтересованы сделать инвестиции в Иран и готовы вложить примерно 20 млрд долларов в развитие порта Чабахар, а также строительство нефтеперерабатывающего завода и завода по производству удобрений как с государственными, так и с частными иранскими предприятиями.
Ранее МИД Индии сообщил, что индийская и иранская стороны согласовали контракт по развитию порта Чабахар на юге Ирана, также индийские власти одобрили кредит на этот проект в 150 млн долларов. Его предоставит индийский EXIM Bank.
Весной же 2014 года министры транспорта Ирана и Индии подписали меморандум о взаимопонимании: Индия обязалась взять в лизинг на 10 лет два терминала первой фазы порта Чабахар в Иране. Индия инвестирует в проект 85,21 млн долларов с ежегодными траншами 22,95 млн долларов.
Не так давно управляющий директор иранского нефтехимического завода «Карун» А.Седекизаде заявил, что предприятие является единственным поставщиком толуола (TDI) в Иране и на Ближнем Востоке.
Для справки: нефтехимический комплекс «Карун», на котором производят метилендифенилдиизоцианат и толуол, позволил Ирану бросить вызов компаниям Royal Dutch Shell и BASF на международных рынках. Исламская Республика стала первой страной в регионе Ближнего и Среднего Востока, сумевшей обеспечить производство MDI и TDI.
TDI представляет собой органическое соединение с формулой CH3C6H3(NCO)2.
Данная продукция широко используется в производстве губчатых веществ и различных пен, в частности, тех, которые применяются в производстве автомобильных деталей, изоляции и мебели.
Завод экспортирует TDI в такие страны, как Индия, Пакистан, Турция, Азербайджан, Россия, Италия, Германия, Греция, Перу, а также ряд африканских стран (например, Нигерия).
На строительство второго этапа проекта потребуется 350 млн долларов инвестиций. Завод работал на 111% от своей установленной мощности в первой половине текущего 1395 иранского календарного года, который начался 20 марта 2016 года[v].
Стоит подчеркнуть, что нефтехимическая промышленность является крупнейшим источником валютных поступлений Ирана после экспорта «черного золота». В прошлом году иранские компании экспортировали нефтехимических продуктов на сумму около 12,8 млрд долларов[vi].
Государство значительно расширило диапазон и объем своей нефтехимической продукции в течение последних нескольких лет. Страна является вторым по величине производителем и экспортером нефтехимической продукции на Ближнем и Среднем Востоке после Саудовской Аравии.
В настоящее время Иран производит 60 млн т нефтехимической продукции в год. Как ожидается, производство увеличится на 8,5 млн т к марту 2017 года, когда целый ряд новых проектов вступит в строй[vii].
[i]China’s Iran crude imports up nearly 18% // Iran Daily, 23.01.2017 со ссылкой на Reuters. Интернет-ресурс.
URL: http://www.iran-daily.com/News/176281.html
[ii]Iran’s Oil Exports to India Surge to Record High in 2016: Report // Tasnim News Agency, 01.02.2017 со ссылкой на Thomson Reuters Oil Research and Forecast. Интернет-ресурс.
[iii]India ready to invest 20 billion USD in offshore field Farzad-B // Maritime Herald, 11.04.2016. Интернет-ресурс.
URL: http://www.maritimeherald.com/2016/india-ready-to-invest-20-billion-usd-in-offshore-field-farzad-b/
[iv]Foreign investment deals signed in Chabahar // Iran Daily, 23.01.2017 со ссылкой на Islamic Republic News Agency. Интернет-ресурс.
URL: http://www.iran-daily.com/News/176282.html
[v]Iran Eyes Saving $300m/y by Supplying TDI, MDI Domestically // FARS News Agency, 24.01.2017. Интернет-ресурс.
URL: http://en.farsnews.com/newstext.aspx?nn=13951105000474
[vi]Iran attains self-sufficiency in petchem // Iran Daily, 24.01.2017 со ссылкой на Press TV. Интернет-ресурс. URL: http://www.iran-daily.com/News/176349.html
[vii]Ibid.