Обзор результатов социологического опроса, проведенного стамбульским университетом «Кадир Хас». Часть 13

Завершаем обсуждение результатов социологического опроса, проведенного стамбульским университетом «Кадир Хас», разделом, посвященным предпочтениям турецких избирателей. И здесь организаторы Опроса начинают разбираться в том вопросе, почему турецкие избиратели «хотят» или же «не хотят» перехода к новой системе власти в стране – от парламентской к президентской республике. Заметим, что за 2 месяца до всенародного волеизъявления вопрос этот является отнюдь не праздным, потому что всем участникам процесса хотелось бы так или иначе повлиять на то, чтобы голосующие больше «захотели» или, напротив, чтобы напрочь «расхотели».

Итак, организаторы Опроса делают чуть уловимый жест в сторону властей, начиная разбираться, прежде всего, в том, почему граждане не хотят президентской системы.

33,0% опрошенных ответило, что президентская форма правления будет способствовать поляризации общества. 24,9% — в пользу того, что она нанесет урон демократии. 19,7% высказалось в том смысле, что президентская форма правления открывает путь к узурпации власти одним человеком. 19,0% посчитали, что сама по себе президентская республика не подходит к турецким условиям. А ещё 2,7% — просто потому, что являются противниками Р.Т.Эрдогана. Иными словами, можно этот «послание» прочитать в том духе, что противники реформы побуждаемы не эмоциями, то есть — чувством личной неприязни к главному бенефициару реформы, а логическими доводами.

Здесь стоит отметить два обстоятельства: во-первых, данная картина плюс-минус не изменилась с предыдущего опроса, проведенного в конце 2015 года. Главной причиной, почему люди не хотят президентской власти тогда тоже оказалась угроза поляризации общества с голосами 32,2% опрошенных. Да и остальное распределение оказалось более-менее похожим. Разве что, про «узурпацию власти одним человеком» высказывалось не 19,7% опрошенных, а некоторым образом больше – 27,1%. Таким образом, можно говорить о том, что если страх в обществе перед единоличным правлением президента Р.Т.Эрдогана удалось заметным образом «сбить», то с поляризацией общества – ещё «работать и работать».

И второе обстоятельство: большинство противников реформы из рядов самой правящей Партии справедливости и развития (как мы писали в предыдущем материале, имеются и такие) также напирают на поляризацию общества – 38,8%. Другая же заметная часть сторонников ПСР говорит про неприемлемость суперпрезиденства, в принципе. Это – ещё одна тенденция, которая должна беспокоить турецкое руководство. В погоне за чужим электоратом – не растерять бы свой собственный.

Что же до оппозиционных партий, то их сторонники также напирают на поляризацию общества, однако не менее популярными версиями у них являются «вред демократии» и «узурпация власти». Главным сторонником и  той и другой версии является прокурдская Партия демократии народов – 32,6% и 30,4% соответственно. Очень характерно, что если в 2015 году про узурпацию власти говорило 41,2% националистов, то в 2016 году этот показатель оказался заметно ниже – 26,0%. И здесь, собственно, и кроется, как представляется, главный расчет президента Р.Т.Эрдогана. Ни кемалистов, ни, тем более, курдов на свою сторону привлечь невозможно. Однако, надо а) консолидировать свой электорат, б) заручиться поддержкой заметной доли националистов. И то и другое требует вдумчивой работы с потенциальной фрондой. Если эти цели окажутся достигнутыми, то свои 50% «да» получить более чем реально. Тем более, что квалифицированного большинства на референдуме не требуется.

Почем же люди могут хотеть президентскую форму правления? В ответ на данный вопрос были получены следующие результаты. 44,0% высказалось в пользу того, что это облегчит управление страной. 21,6% — из-за любви к президенту Р.Т.Эрдогану. 21,2% — это позволит снизить градус политического противостояния. 13,2% — это обеспечит развитие страны. Переводя эти цифры в «диагноз» отметим, что у президента Р.Т.Эрдогана есть большая доля своего электората, который «готов за него в огонь и в воду» и мобилизация этого электората до сих пор позволяла ему решать все поставленные задачи. И более того, большинство считает, что нужно облегчить управление страной и тоже понятно для кого. Иными словами, опять возвращаемся к тому факту, что сторонники реформы движимы больше не логическими, а эмоциональными доводами.

И как финальный аккорд Опроса: каков был бы результат, если референдум состоялся бы сегодня? И здесь опять устроители вопроса зачем-то дробят вопрос на два: 1) переход к президентской форме правления (о которой речь идёт сейчас), 2) переход к партийному президенту (является лишь частью нынешнего пакета поправок). И там и там был получен отрицательный результат голосования:

По первой опции: «за» высказалось 34,7% опрошенных, против – 39,7%, в нерешительности пребывает 19,6%, не будут голосовать – 6,0%.

По второй опции наблюдается приблизительно схожая картина: «за» оказалось 34,1% опрошенных, против 35,4%, нерешительны – 24,8% и не стали бы голосовать 5,7%.

То есть, на сегодняшний день, как показал Опрос, у правящей партии всё ещё пока очень сыро. Есть большая доля нерешительно настроенного электората, которому, очевидно, недостаточно лишь эмоций, а нужны и доводы рассудка. В последнем слайде, опрошенных спросили, кого бы они хотели видеть партийным президентом и у Р.Т.Эрдогана оказался «рейтинг» ниже 50,0%, а именно – 47,0%. Что также говорит в пользу того, что личного рейтинга президента для решения поставленной задачи оказывается недостаточным.

Поводя черту, ещё раз заметим, что непрерывная череда внутриполитических побед Партии справедливости и развития ни в коем случае не означает бессрочную гарантию и на последующие периоды. Это касается и главного вопроса турецкой повестки дня – перехода к президентской форме правления.

52.26MB | MySQL:103 | 0,479sec