Обзор отчета SETAV, посвященного месту СПГ в мировой торговле (часть 6)

Продолжаем рассмотрение Отчета турецкого Фонда политических, экономических и социологических исследований (SETAV) под заголовком «Место сжиженного природного газа (СПГ) в мировой энергетической торговле» и, в частности, раздела, посвященного лидирующим экспортёрам СПГ. Разобравшись с Тринидадом и Тобаго, а также с Алжиром, переходим к следующей стране, упомянутой в списке лидирующих экспортеров СПГ – к Российской Федерации.

Как отмечают авторы Отчёта, будучи одной из лидирующих стран мира по поставкам трубопроводного газа, Россия в последние годы артикулировала своё намерение занять должное положение и на рынке сжиженного природного газа. В 2015 году Россия экспортировала 14,5 млрд куб. м СПГ. Однако, даже при вхождении в первую десятку стран-экспортёров СПГ сохраняется огромная дистанция между Россией и занявшим первое место Катаром – 89,9 млрд куб. м.

В качестве самой главной причины, по которой России не удается занять подобающего места на рынке СПГ, авторы отчеты называют проблемы финансового свойства. Введенные по отношению России американские и европейские санкции, участие в военной операции в Сирии, заметное падение цен на нефть и природный газ приводят к затруднениям в реализации проектов, причем как с точки зрения обеспечения финансирования под них, так и в вопросе импорта необходимых оборудования и технологий из-за рубежа.

Занимая восьмую строчку в списке стран-экспортёров СПГ, больших изменений в объеме поставок за рубеж с 2010 года у России не наблюдается. Так, экспорт в 2010 году составлял 13,4 млрд куб. м. В то же самое время, объем поставок в 2015 году возрос чисто символически до 14,5 млрд куб. м. Разумеется, главным сдерживающим фактором являются ограниченные российские производственные мощности – наличие всего двух действующих терминалов по сжижению газа (терминалы Сахалин-1 и Сахалин-2) общей производственной мощностью 12,8 млрд куб. м. Однако, те мощности, которые, как можно ожидать, будут введены в строй к 2019 году способны серьезно поднять российские позиции на рынке СПГ.

Первое место в списке стран-потребителей российского СПГ значится Япония. В 2015 году Россия поставила в это островное государство 10,5 млрд куб. м СПГ. За ней следует Южная Корея с 3,5 млрд куб. м. Авторы Отчёта отмечают наличие у России планов по наращиванию уровня поставок СПГ в азиатско-тихоокеанский регион – в частности, в Китай (в 2015 году – 0,2 млрд куб. м), Таиланд и Тайвань (в 2015 году – 0,3 млрд куб. м).

Помимо трёх завершенных терминалов СПГ, авторы Отчёта указывают на наличие планов по сооружению ещё трех терминалов. Развитие СПГ для России, как отмечают авторы Отчёта, является альтернативой для проблемного европейского направления с возможностью сбалансировать её поставками в Азиатско-тихоокеанский регион.

Касательно тех терминалов, которые Россия планирует вводить в эксплуатацию в ближайшие годы, авторы Отчёта указывают на проект «Ямал» стоимостью в 20 млрд долл. США, расположенный в непосредственной близости к месторождению «Южное Тамбовское», резервы которого оцениваются на уровне 1,3 трлн куб. м, что составляет около 20% общих российских запасов газа. Годовая производственная мощность Ямала составит 21,9 млрд куб. м и, как ожидается, продукция будет поставляться в Китай, Южную Корею, Индию и Тайвань. Вторичным рынком для российского СПГ может стать и Европа. Как запланировано, поставки с «Ямала» должны начаться в 2017 году.

На западе от Ямала реализуется проект строительства терминала «Печора», который должен быть завершен к 2018 году. Его общая стоимость составляет 6,6 млрд долл. с годовой производственной мощностью в 4 млрд куб. м с перспективой наращивания до 8 млрд куб. м.

Последний, третий из упомянутых терминалов – это «Владивосток», главной особенностью которого, что указывают авторы Отчёта, является его геополитическое положение. Терминал «Владивосток» находится в центре треугольника между важными и объемными китайским, южно-корейским и японским рынками сбыта. Как планируется, терминал «Владивосток» будет введен в эксплуатацию в 2019 году. Его начальная производственная мощность должна составить 5 млрд куб. м СПГ ежегодно. Кроме того, в перспективе предусматривается наращивание производственной мощности до 15 млрд куб. м. Таким образом, терминал «Владивосток» должен стать вторым по величине терминалом Российской Федерации после «Ямала».

В дополнение к изложенному выше отметим, что Российская Федерация занимает свыше половины турецкого рынка закупок природного газа, который используется в энергосистеме страны для выработки электроэнергии и тепла. Поставки осуществляются по так называемому Западному коридору и по трубопроводу «Голубой поток» через акваторию Черного моря. Реализация проекта строительства «Турецкий поток», если не исключит, то существенно снизит роль Западного коридора и, впервые в истории, Турция может стать страной-транзитером российского газа в страны Европы. Однако, данное обстоятельство не исключает настойчивых попыток Турции диверсифицировать свои закупки газа из-за рубежа и уйти от своей пресловутой газовой зависимости от одного поставщика – Российской Федерации. И здесь сдерживающим фактором является ограниченность турецкого финансового рычага и невозможность в обозримой перспективе быстрого наращивания мощностей по регазификации СПГ.

52.18MB | MySQL:103 | 0,513sec