О плане США по созданию с рядом арабских государств антииранского военного союза

Администрация президента США Дональда Трампа проводит консультации с рядом арабских государств по поводу возможности создания ими военного союза, который был бы направлен против Ирана и обменивался информацией с Израилем. Об этом говорится в статье, опубликованной 15 февраля в электронной версии газеты «Уолл-стрит джорнэл». По словам источников издания из числа официальных лиц ближневосточных стран, речь идет о включении в данный союз, в частности, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Египта и Иордании, а позже, возможно, и других государств. Официальные лица сообщили, что для арабских стран в союзе имелось бы положение о взаимной обороне, подобное тому, которое существует в НАТО, согласно ему, нападение на одного из участников считалась бы нападением на них всех, однако детали пока прорабатываются, говорится в публикации. В статье также отмечается, что США и Израиль не являлись бы частью указанного объединения. Вместе с тем американская сторона оказывала бы союзу поддержку в военной и разведывательной сфере, подчеркивает газета. «Они (представители администрации США. — Прим. ТАСС) спрашивали дипломатические ведомства в Вашингтоне о том, готовы ли мы будем объединить силы при наличии израильского компонента, — приводит газета слова дипломата из арабского государства. — Роль Израиля заключалась бы в обмене разведданными,  не в проведении подготовки или участии в наземной операции. Они бы предоставляли разведывательную информацию и данные о целях». В последнее время американские средства массовой информации, в общем-то, грешат откровенным «фейком», но в данном случае указанные сведения, по всей видимости, являются истинной. И дело даже не в четко акцентированной антииранской риторики, которая звучит на всех уровнях нынешней американской администрации. Хотя признаем честно, что в ее подтекст четко укладывается вышеописанный сценарий, поскольку ссориться сразу со всеми грандами Ближнего Востока не под силу даже США. Информация о том, что во главу угла новая администрация ставит, в отличие от предыдущей, именно возобновление полномасштабного союза с Эр-Риядом и его союзниками, косвенно подтверждается многими фактами. Это и награждение наследного принца и министра внутренних дел КСА Мухаммеда бен Наефа медалью ЦРУ США за борьбу с терроризмом, и четкие сигналы об изменении политики США на йеменском направлении с точки зрения укрепления альянса с саудовцами именно с антиранского угла; и попытки внести иранский КСИР в список террористических организаций. Другими словами, можно сделать четкий вывод о том, что Вашингтон возвращается (или пытается это сделать) к прежней политике опоры на КСА в регионе, как основного стратегического партнера. Риски такой политики очевидны, поскольку американцы уже обжигались на таких отношениях. Особенно в рамках своей борьбы с «Аль-Каидой» (запрещена в России), за которой незримо стояли все тот же Эр-Рияд. Нас в данном контексте больше волнуют последствия такой политики для России, и в частности ее присутствия в Сирии. Дело в том, что если Вашингтону удастся реализовать свои намерения по созданию фактически второго аналога СЕНТО с заменой Ирана на Саудовскую Аравию, то это сразу же может оказать влияние на развитие ситуации в Сирии. А если быть более точным — на уровень поддержки на всех уровнях просаудовских групп вооруженной оппозиции уже с ярко выраженным американским компонентом. В данном случае обратим внимание на два момента.

  1. В списках указанных в публикации стран-кандидатов мы не видим Турцию и Катар. Это принципиально важно, особенно с учетом недавних попыток администрации США внести «Братьев-мусульман» в список террористических организаций (Турция и Катар являются основными спонсорами этого движения, и именно по этой причине остаются за бортом предполагаемого блока), а также возникших между Анкарой и Вашингтоном непониманий по вопросу дальнейшей ставки на курдов и будущего зон безопасности. Это важные предпосылки для того, чтобы всеми способами (в том числе и через астанинский формат) дискредитировать в глазах прежде всего Анкары такой альянс. Объявление турецкими властями просаудовской «Джебхат ан-Нусры» (ныне переименована в «Тахрир аш-Шам», запрещена в России) террористической организацией, безусловно, отрадный факт в этом контексте. Теперь важно эту тенденцию всячески стимулировать и укреплять: региональное противостояние Эр-Рияда и Анкары никто не отменял (та же переговоры Астане и Женеве это прекрасным образом демонстрирует), тем более на турецкой границе Анкара сама хочет быть монополистом в области оказания патронирования сирийских оппозиционеров, что она явно начинает реализовывать.
  2. Включение в состав участников алянса АРЕ вообще пока плохо просчитывается в силу его нынешнего жесткого конфликта с Эр-Риядом, и разным видением ситуации в разных странах региона (в той же Сирии, например). Одной из подводных мин будущей структуры является как раз нежелание ни Абу-Даби, ни Каира принимать командный диктат Эр-Рияда, который в Вашингтоне хотят сделать в данном случае ведущим. И существующие противоречия между этими арабскими странами в составе т.н «аравийской коалиции» в Йемене это хорошо иллюстрирует.

Что же касается присутствия Израиля на «заднем плане» в качестве поставщика развединформации, то это как раз не является никаким препятствием. В первую очередь потому, что интересы арабских стран и Израиля в данном случае совпадают. Это решение проблемы Ирана и его доминирования в регионе. У тех же иорданских спецслужб хорошо налаженные отношения с израильскими коллегами. Эр-Рияд используют израильские компании, которые монтируют станцию радиоэлектронной борьбы. Египете и Израиль совместно анализируют данные с израильских станций радиоразведки применительно к Синаю. Без египетских переводчиков местных диалектов в данном случае не обойтись. Так что основная проблема будущего блока не в присутствии израильтян, а в самих арабах, которые тут же найдут способ поссориться.

По сведениям американского издания, Саудовская Аравия и ОАЭ в качестве одного из условий за их согласие взаимодействовать с Израилем добиваются от Д.Трампа отмены закона, который дает право семьям жертв атак, организованных международными террористическими организациями, подавать иски против поддерживающих их государств. В первую очередь, он позволяет подать в суд на Саудовскую Аравию тем американцам, которые потеряли родных во время терактов 11 сентября 2001 года. В данном случае, как на восточном базаре — проси больше, получишь, сколько хотел. Но в сложившееся ситуации Эр-Рияд пойдет на условия Вашингтона и без отмены закона. По многим причинам. И первая — то, что США вновь превращаются в гаранта безопасности Саудовской Аравии и стратегического партнера. И вторая — то, что Вашингтон предложил Эр-Рияду именно тот план создания некого подобия «панарабских сил» (в сильно усеченном, правда, варианте, но при этом с поддержкой США), который последний безуспешно пытался реализовать последние три года. И за перспективу превратиться «в регионального жандарма» саудовское руководство готово забыть про неудобный закон. Особенно если он не будет иметь юридической практики.

21.88MB | MySQL:65 | 0,505sec