О переброске американского военного контингента в Сирию

В Министерстве обороны США рассматривают целесообразность предложения о переброске боевых частей на север Сирии. Об этом сообщила в 15 февраля телекомпания Си-эн-эн. «Возможно, что регулярные силы появятся в Сирии на какой-то определенный срок», — указал источник телекомпании. Он, однако, оговорился, что окончательное решение за президентом США Дональдом Трампом. Воинский контингент США в Сирии, по разным данным, составляет порядка 300 бойцов спецназа, которые выступают в качестве военных советников, занимающихся подготовкой сирийской оппозиции. По другим данным, американцев там не менее 500, не считая союзников по НАТО в лице французов и немцев. Ранее в Пентагоне в воскресенье отказались предоставить какую-либо информацию по поводу военного присутствия США в Сирии. «Изменений в политике (по вопросу нахождения воинского контингента США в Сирии. — Прим. ТАСС) не было, и мы не обнародуем информацию, касающуюся планирования или внутренних обсуждений», — ответили в ведомстве на просьбу прокомментировать возможные планы расширения присутствия ВС США в Сирии, а также предоставить актуальные сведения о контингенте в этой стране в настоящее время. На позапрошлой неделе заместитель командующего Корпусом морской пехоты США генерал-лейтенант Джон Дэвис, отвечая на вопрос ТАСС, заявил, что активизация американской кампании по противодействию террористической группировке «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) потребует не только увеличения числа ударов с воздуха по ее живой силе и технике. Так он прокомментировал перспективы дальнейшего развития американской операции против ИГ в связи с подписанием Д.Трампом 28 января меморандума о необходимости подготовки Вашингтоном в течение 30 дней пересмотренного плана разгрома данной группировки. Эти факты свидетельствуют только о том, что мы уже сообщале ранее. Пентагон спешно старается подготовить в отведенный ему президентом срок — один месяц — несколько вариантов своих действий в Ираке и Сирии. С учетом решимости военных использовать вариант непосредственного участия американских наземных сил в операциях по взятию Ракки, рискнем предположить, что предыдущие переговоры с турецкими партнерами, в том числе и по линии ЦРУ, окончились совсем не так, как планировалось ранее. По крайней мере, Пентагон сейчас не рассчитывает на турецкие войска и лояльные Анкаре группировки сирийской оппозиции в качестве основного острия проведения совместных операциях. Вообще, судя по всему, речь не идет именно о совместных операциях с турецким партнерами в классическом понимании этого слова: для этого не надо было наращивать воинский контингент, а можно было обойтись исключительно поддержкой с воздуха. Если мы, конечно, не предположим варианта абсолютной слабости турецкой армии, которой необходима силовая поддержка на земле. Но если бы дело и обстояло именно так, Анкара бы в этом никогда не призналась. И не столько из чувства национальной гордости, сколько из-за трудно предсказуемых последствий такого шага. Все предложения Пентагона президенту Д.Трампу будут включать помимо собственно чисто военных вариантов взятия Ракки и возможно, что и большей части провинции Дейр эз-Зор, и участие американских военных в создании т.н. «зон безопасности». А позиция Анкары по этому вопросу сейчас не подразумевает участие американских военных в таких мероприятиях именно на земле. Турки будут приветствовать опять же американское воздушное прикрытие таких зон, но не более. Достаточно вспомнить срочную эвакуацию с помощью турецких военных в прошлом году американских инструкторов из расположения одной из протурецких оппозиционных группировок под улюлюканье боевиков. Этот спектакль понадобился Анкаре ровно для того, чтобы четко показать США, что в присутствии их военнослужащих в зонах своих интересов в Сирии она не нуждается. Призывы турецкого руководства в прошлые времена к Вашингтону о совместных усилиях в плане создания «зоны безопасности» также в основном преследовали две цели: заручиться американской поддержкой с точки зрения присутствия их авиации и прикрытия таких зон с воздуха; использовать США, как основного гаранта невмешательства в этот процесс России. После того, как отношения между Москвой и Анкарой стали улучшаться и демонстрируют на сирийском направлении безусловный прогресс, необходимость в гарантиях США по второму вопросу отпала. Анкара сама теперь в состоянии договориться с Москвой по этим вопросам, что собственно уже и делает. Безусловно, Анкара крайне недовольна планами Пентагона оставить в силе свой курдский компонент присутствия и даже сделать его главной силой будущих наступательных операций. Есть большие сомнения, что США смогут убедить курдов уйти затем из Ракки, Манбиджа, и вообще «зачистить» от своего присутствия западный берег Евфрата. Что сможет предпринять турецкая сторона, если американцы начнут реализовывать это план? Ровным счетом ничего. Состязаться с американцами они не смогут и противопоставить им что-либо — тоже.

Таким образом, выясняется, что Пентагон пока остается неудовлетворенным общей позицией турецких партнеров. И прежде всего потому, что они потребовали жесткой капитуляции американцев по курдскому вопросу. В случае реализации такого сценария США, в общем-то, остаются без всякой опоры на местные силы и вынуждены будут идти в фарватере Турции. Отсюда проработка схемы усиления наземной группировки в Сирии, которая, видимо, не будет предполагать переброску дивизий и корпусов. Речь в первую очередь идет о спецназе, артиллерии и возможно тяжелой технике. То есть ровно о том, что должно подпирать идущих в первом эшелоне курдов и их союзников из проамериканской коалиции. Такая подпорка обеспечивает сравнительно быстрый прогресс на поле боя и гарантирует от ненужных действий Анкары. Взамен на такие неудобства турецкие партнеры получают содействие в рамках создания «зон безопасности». Для определения границ будущего театра военных действий и «зон безопасности», в общем-то, и инициирована встреча на уровне начальников генштабов США и РФ в Баку. В этом собственно, помимо системы безопасности полетов, и будет заключаться «взаимодействие между Россией и США» (правильнее сказать — разделение зон ответственности). Ни на что большее рассчитывать в сложившейся ситуаии не надо. В данном случае необходимо поддержать стремление американцев решить вопрос Ракки и большей части провинии Дейр эз-Зор окончательно (это деморализует ИГ на севере страны и фактически разрушит единую структуру этой группировки. Одновременно начнутся центробежные тенденции и отход иракских боевиков на родину). При этом важно четко очертить границы их присутствия. Согласиться на зоны безопасности с четким подтверждением границ таких зон. Они все равно будут созданы, это отвечает интересам Анкары, а не только Вашингтона. По вопрсу очерчивания границ зон надо идти вместе с турками. При этом присутствия американских военных на севере Сирии бояться не надо, они и так там присутствуют. Здесь важно чужими руками (своих явно не хватает) ликвидировать оплот ИГ на севере Сирии, что развяжет руки для более продуманных действий в Идлибе и под Пальмирой. Одновременно в случае реализации планов американцев с использованием курдов в отношениях между Анкарой и Вашингтоном вбивается перманентный клин, что крайне важно с точки зрения недопущения возникновения между ними тесного альянса на сирийском направлении.

62.83MB | MySQL:102 | 0,622sec