Обострение ирано-турецкого противостояния: взгляд из Ирана

Перед тем, как переговоры о дальнейшей судьбе Сирийской Арабской Республики вступят в свою завершающую фазу, резко обострилось противостояние между двумя гарантами данных переговоров – Ираном и Турцией. С самого начала конфликта в Сирии две региональные державы имели крайне противоположные позиции, однако в конце 2016 года Турция, казалось, сменила свою тактику в конфликте, что позволило действовать совместно с Россией и Ираном, и достичь режима прекращения огня. Теперь же Анкара, опасаясь упустить свои дивиденды от переговоров, начала антииранскую кампанию.

Находясь с официальным визитом в Бахрейне, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Иран во вмешательстве во внутренние дела стран региона, дезинтеграции в Сирии и Ираке, с целью увеличить свое влияние. Во время визита в Саудовскую Аравию президент Турции сказал: «Мы не хотим видеть развал Сирии. Но вы знаете, что есть лица, которые как в Сирии, так и в Ираке стремятся использовать сектантские разногласия».

Подтвердил отношение Анкары к Ирану и премьер-министр Бинали Йылдырым во время Мюнхенской конференции по безопасности. Он отметил, что политика Ирана в регионе направлена против Бахрейна и Саудовской Аравии, а также обвинил Тегеран в построении шиитских государств в Сирии и Ираке, в разжигании межрелигиозной розни.

МИД ИРИ сразу же отреагировал на подобные заявления, вызвав посла Турции в министерство и вручив ему ноту протеста. Иранское национальное телевидение в своем репортаже показало, как посол Реза Хакан Текин приезжает в МИД, но его не встречает ни один из сотрудников министерства, как принято по протоколу.

В ходе брифинга официальный представитель МИД ИРИ Бахрам Касеми заявил, что Иран считает замечания Б. Йылдырыма в Мюнхене «неконструктивными» и считает, что никто не виноват в нестабильности и отсутствии безопасности в регионе, кроме некоторых стран региона и иностранных государств. «Те, кто мечтают о возвращении к своей древней империи, незаконно вторгаются (в другие государства), и их незаконные действия привели к кровопролитию в регионе», — отметил Б.Касеми.

По данным информационного департамента МИД ИРИ, пресс-секретарь Б.Касеми заявил, что страны, которые поддерживают террористические группы и повышают напряженность и нестабильность в регионе, не могут уклоняться от выполнения своих обязательств, перекинув вину на других. «Обеспечение стабильности и безопасности всех стран региона всегда было политикой Ирана», — подчеркнул пресс-секретарь.

Как цитирует официального представителя МИД ИРИ агентство Mehr, он отметил: «Надеемся, политические деятели Турции будут более внимательными и взвешенными в своих заявлениях относительно Ирана. В вопросе Турции Иран еще будет терпеть, однако терпение тоже имеет пределы».

В ответ на заявления иранского МИДа, официальный представитель МИД Турции Хусейн Муфтиоглу обвинил Иран в отправке на войну в Сирии людей, которые нашли убежище в Иране, и призвал страну сменить свою региональную политику. Об этом пресс-секретарь написал на своей странице в «Твиттере». Очевидно, что речь идет об афганских беженцах. Иран неоднократно обвиняли в этом. Доказано, что Тегеран отправляет афганцев в Сирию в качестве наемных военных.

О сложившейся ситуации информационное агентство Tabnak пишет, что учитывая происходящие на сегодняшний день процессы, как активная гонка вооружений на юге Персидского залива, события в Сирии, сигналы с другого конца Атлантического океана, и важнее всего, маневры Турции вокруг Саудовской Аравии, могут представлять угрозу для безопасности Ирана. Каждый из этих процессов требует отдельного анализа для оценки его воздействия на регион и на роль Ирана в регионе. Ясно, что ни один из этих процессов не нужно недооценивать, дипломаты и центры принятия решений должны учитывать все указанные факторы. Однако, наиболее актуальной и важной является напряженность между Ираном и Турцией, которая в краткосрочной перспективы может иметь разрушительные последствия для позиции ИРИ в регионе.

В первую очередь, Tabnak пишет, что нужно обратить внимание на быструю смену позиции Турции по Сирии после дипломатических контактов турецких официальных лиц и членами правительства Дональда Трампа. Анкара открыто пытается снять с повестки дня вопрос о дальнейшем политическом устройстве Сирии накануне переговоров, так как никоим образом не заинтересована в политическом будущем арабской республики.

Операция турецких вооруженных сил «Щит Евфрата» продолжается быстрыми темпами. Анкараа использовала достигнутое перемирие, чтобы укрепить свои позиции в Сирии, особенно в районах, контролируемых курдами. Несмотря на пропагандистские заявления Р.Т.Эрдогана, Турция несет большие потери в ходе данной операции, как финансовые, так и человеческие. Тем не менее, Анкара стремится достичь своих основных целей в арабской республике: первое – последовать примеру Ирана и России в Алеппо и укрепиться в Сирии, чтобы получить право голоса на переговорах в Женеве, и второе – ограничить и при возможности уничтожить курдов на севере Сирии, чтобы предотвратить их укрепление на своих границах, пишет агентство Tabnak. Неизвестно, насколько будут США поддерживать подобные действия с учетом того, что Вашингтон является главным  оюзников курдов, как в Сирии, так и в Ираке.

Однако, эксперты Tabnak считают наиболее опасным для Ирана, «соскальзывание Турции в объятия Саудовской Аравии» и создание антииранской коалиции. Эта позиция отчетливо проявляется в недавних антииранских заявлениях турецких официальных лиц. Нужно признать, что после некоторого периода внутриполитического кризиса, обострившегося после неудавшегося военного переворота в Турции, страна вновь вступила в ось вместе с КСА против Ирана. Недавние визиты Р.Т.Эрдогана в страны Залива являются сигналом для Ирана, однако, как пишет источник, иранские правительственные круги не уделяют должного внимания данному факту. Эта поездка возобновила временно остановившийся процесс, направленный против ИРИ. Она создает для Тегерана ряд дипломатических сложностей и ставит под угрозу безопасность, и, возможно, приведет к изоляции Ирана.

Координация и сотрудничество Анкары с Эр-Риядом было прервано на короткое время в пользу Исламской Республики, однако, в связи с растущим давлением правительства Д.Трампа на Иран, вдобавок еще израильский фактор, турецко-саудовское возобновляемое сотрудничество, показывают, что в скором времени Иран может столкнуться с хрупкой, но эффективной коалицией, действующей против него.

На данный момент Иран может использовать дипломатические механизмы против Турции в Сирии. ИРИ, как известно, продолжает играть существенную роль в сирийском кризисе, и, как уверены эксперты Tabnak, дальнейшее значение и влияние Тегерана в послевоенном устройстве Сирии, неизбежны. В данном контексте, переговоры в Женеве позволят ИРИ оказать давление на Турцию в переговорном процессе.

Иран может также использовать имеющиеся противоречия между США и Турцией вокруг курдского фактора в свою пользу. Как известно, курды не принимают участие в мирных переговорах в Женеве, в качестве некой уступки для правительства Р.Т.Эрдогана. Иран может изменить эту ситуацию.

Жесткая позиция Дональда Трампа по отношению к Ирану вселила надежду Турции и странам Персидского залива на то, что США серьезно будут противостоять политике Ирана в Сирии и Ираке. Для Турции это стало хорошей возможностью, чтобы компенсировать свои неудачи в Сирии. Есть опасения, что этот конфликт может ослабить достигнутые соглашения между сторонами сирийского конфликта, хотя пока никто из них не продемонстрировал подобное настроение. Противоречия между Ираном и Турцией проявлялись и ранее, однако до этого каждая из сторон утверждала, что сотрудничество  между двумя странами очень важно для них. Подобное мнение выразило иранское бюро ВВС.

Важно отметить, что сразу на следующий день после своей речи в Мюнхене Б.Йылдырым заявил, что открывается новая глава в отношениях США и Турции. Отношения между двумя странами переживали кризис в конце президентства Барака Обамы, но теперь Турция вновь подтверждает свою позицию в качестве главного члена НАТО на Ближнем Востоке по отношению к соседям: Ираку, Сирия и Ирану, пишет иранское бюро Deutsche Welle. Ситуация с Ираном наиболее сложная, так как ИРИ является одним из главных конкурентов и одновременно торговых партнеров Анкары.

Тегеран в свою очередь не намерен менять свою политику по отношению к Турции. Так, посол Ирана в Анкаре Мохаммад Ибрагим Тахерианфард говорит о расширении банковских и экономических обменов между ИРИ и Турцией, а также о 1,6 млн иранских туристов в соседней стране.

По мнению иранского эксперта Сиамака Какаи, турецко-иранские отношения являются стабильными экономическими отношениями, и всегда были очень хорошими, но недавние нападки показывают, что Турция ищет новые средства для реализации своих целей. Похоже, что недавние визиты Р.Т.Эрдогана в страны Персидского залива означают новый фронт против Тегерана, что связано с ростом влияния Ирана и трудностями Анкары в Ираке и Сирии.

Другой эксперт Амир Ахмади  считает, что причиной изменения позиции Турции и ее сближения с КСА является антииранская позиция Д.Трампа.  По его мнению, эти страны пытаются не упустить такую возможность.

Эксперт отметил, еще один фактор – предстоящие выборы в Иране. Правительство президента Хасана Роухани подвергается критике и нападкам со стороны своих внутриполитических конкурентов в связи с соглашением по иранской ядерной программе и другими вопросами. Уязвимость правительства ИРИ позволяет иностранным государствам действовать против страны.

52.22MB | MySQL:103 | 0,520sec