Об отношениях Турции с Мадагаскаром

Мы уже сообщали ранее, что визит президента Турции Р.Т.Эрдогана на Мадагаскар в конце января с.г. продемонстрировал усиление уровня двусторонних связей между странами. Ряд экспертов в этой связи указывают на несколько аспектов, которые остались за скобками официальных заявлений сторон о целях визита турецкого лидера на остров. Это, прежде всего, несколько соглашений в сфере безопасности, которые предусматривают усиление кооперации сторон в формате запуска программ обучения дипломатов Мадагаскара в турецких учебных заведениях и прохождения ими стажировок в турецком МИДе;  прямая финансовая помощь армии Мадагаскара и обучение военных с острова в турецких училищах; а также обмен в области медийных программ. Помимо этого Р.Т.Эрдоган выделяет порядка 60 млн долларов США на различные экономические проекты на острове, и готов увеличить эти суммы в разы в самой краткосрочной перспективе. При этом некоторые эксперты указывают на то, что сумма в 60 млн долларов была обещана Р.Т.Эрдоганом лично президенту Мадагаскара вне зависимости от наличия каких-либо конкретных проектов, что несколько напоминает простой подкуп. Но при этом турецкая сторона обратилась к президенту Мадагаскара Х.Раджаонаримампианину с просьбой рассмотреть обустройство на острове лагерей для приема сирийских беженцев. При этом все финансирование и содержание этих лагерей берет на себя Анкара. Переправка беженцев на остров, по оценке турецкой стороны, могла бы осуществляться самолетами турецких авиалиний, которые совершают пять рейсов в неделю. Антананариву пока никак не ответил на предложения Анкары и взял время «на обдумывание». Одновременно, по данным ряда экспертов, в окружении президента Мадагаскара сильны мнения о том, что необходимо отказаться от предложений финансовой и технической турецкой помощи в случае, если она будет жестко увязана с проблемой сирийских беженцев.

Само по себе вынесение этой темы на президентский уровень переговоров свидетельствует о том, что ситуация с сирийскими беженцами (а их сейчас более трех миллионов в 75 лагерях) в Турции более, чем тревожная. Помимо всего прочего такие инициативы означают и то, что Анкара фактически не надеется на реализацию ранее озвученного плана по обустройству лагерей для беженцев в т.н. «зонах безопасности» в Сирии. При этом последний по времени кризис в отношениях между Анкарой и Брюсселем, который вызван жесткой антиэрдогановской позицией руководства Нидерландов (при молчаливой поддержке его со стороны подавляющего числа стран ЕС), может привести и к нервной реакции турецкого президента по вопросу выхода из миграционной сделки. Тем более, что об этом уже открыто стал заявлять министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу, мотивируя это нарушением европейцами условий сделки и фактического замораживания ими финансирования.

Еще одной темой для формального обсуждения на уровне президентов Мадагаскара и Турции стала тема строительства ТЭС на острове. Указанный проект должны были осуществить мадагаскарская компания Jirama и турецкая Aksa Power Generation. При этом основными лоббистами проекта с мадагаскарской стороны были уже уволенный на сегодняшний день главный менеджер Jirama Н.Разафиндрориака и советник президента по экономике Х.Тодимонана, который  был очень тесно аффилирован с этой компанией. Сделка, подготовленная усилиями этих двух лоббистов, президентом Мадагаскара до сих пор не была ратифицирована и утверждена в силу возникновения мощной оппозиции указанному проекту со стороны очень влиятельных лиц в руководстве Мадагаскара. Это, прежде всего, советник президента по энергетике Г.Ниво и министр финансов Г.Ракотоариаманана. В этой связи Р.Т.Эрдоган согласился убрать тему строительства станции из политической повестки переговоров, но в ответ предложил Антананариву ужесточить полицейские мероприятия в отношении сторонников беглого имама Ф.Гюлена. Надо отметить, что смешение экономической и политической повестки дня, похоже, становится для Анкары общим местом в проведении внешней политики.

На сегодняшний день в столице Мадагаскара продолжают действовать два основных центра гюленистов College La Lumiere и Ravinala Institut de Culture et de Dialogue. Но при этом власти изъяли паспорта, примерно, у двенадцати основных эмиссаров движения «Хизмет» на острове, и в настоящее время среди представителей турецкой диаспоры на острове существуют серьезные опасения в том, что они могут быть экстрадированы в Турцию. При этом в самом руководстве Мадагаскара так окончательно и не была сформирована единая повестка дня в отношении итогов визита Р.Т.Эрдогана. Есть все основания полагать, что в условиях замораживания строительства ТЭС местная элита (или ее подавляющая часть) не видят больших перспектив укрепления сотрудничества с Анкарой в обмен на явные политические уступки и программу лояльности по размещению сирийских беженцев. Тем более, что откровенно протурецкое лобби из большинства государственных компаний на сегодня либо уволены, либо находятся под определенным административным давлением. Последняя тема вообще рассматривается на острове, как в корне неприемлемая в силу перспективы наплыва мусульман с соответствующими рисками возникновения межконыессиональных конфликтов. А это означает, что скорее всего, инициативы Р.Т.Эрдогана останутся в подвешенном состоянии и сторонники «Хизмета», видимо, не будут подвергнуты депортации на родину.

52.16MB | MySQL:103 | 0,545sec