Борьба с отмыванием денег в арабских странах.

Отмывание денег является неотъемлемой частью деятельности международных преступных сообществ. По объему средств, задействованных в  рамках этой деятельности, оно стоит на первом месте. По некоторым данным, на отмывание денег только от наркоторговли приходится около 500 млрд. долл. ежегодно.

5 октября 2004 года в Москве состоялась Международная конференция под названием “Противодействие финансированию терроризма в Евроазиатском регионе: международное сотрудничество и разработка стратегий выявления и пресечения источников финансирования терроризма”. Организаторами конференции стали Федеральная служба по финансовому мониторингу и Совет Европы. В работе конференции приняли участие представители ООН, Всемирного банка, Европола, Интерпола, ФАТФ и ряда других организаций, также эксперты подразделений финансовой разведки из более чем сорока стран, в том числе и арабского мира.

В настоящее время борьба с отмыванием денег, как часть мер по противодействию финансирования терроризма, является одной из приоритетных задач для различных государственных структур в странах арабского мира. Ранее проблемы, связанные с деятельностью организованных преступных сообществ, были предметом исследований и деятельности лишь узких групп специалистов. Так, в Египте с 1955 года действует Национальный центр социальных и криминологических исследований (National Center for Social and Criminological Research). Что касается представителей официальной власти, то они в публичных выступлениях предпочитали обходить данную тему стороной. С конца 90-х годов 20 века ситуация начала постепенно меняться. Представители официальных властей ряда стран арабского мира начинают признавать наличие в их странах организованной преступности и осуществления ею различных противоправных деяний, в том числе и отмывания денег. По некоторым данным, в 2001 году операции по отмыванию денежных средств получили широкий размах в Ливане, а также в некоторых странах Персидского залива (ОАЭ, Бахрейн, Катар). Отсутствие контроля над происхождением банковских вкладов привлекали в эти страны “грязные деньги” не только из арабских, но из других стран мира (России, Индии и др.). В 1999 г. представители США обвинили “Исламский Банк” (“Islamic Bank”) в отмывании денег Усамы Бен Ладена.

Законы против отмывания денег, призванные укрепить положение и авторитет арабских стран на международной арене, стали приниматься с конца 20 века: в Катаре в 1999 г., в Ливане в 2000 г., в Бахрейне в 2001 г. и т.д. В частности, 24 декабря 2001 года Федеральный национальный совет Объединенных Арабских Эмиратов одобрил законопроект о противодействии отмыванию денег. Законопроект был выдвинут на одобрение Совета с целью защиты национальной экономики и противодействия терроризму. Закон обязателен для исполнения во всех торговых учреждениях страны, включая и те, которые находятся в зоне свободной торговли, а также в страховых компаниях и таможенных учреждениях.

События 11 сентября 2001 года заставили многие страны мира предпринять самые активные меры по противодействию деятельности международных террористических организаций на своих территориях. Страны арабского мира не стали исключением. В рамках борьбы с международным терроризмом и отмыванием денег, в частности, в ряде арабских государств неоднократно проводились симпозиумы, конференции и курсы, в которых приняли участие представители различных стран мира. Одним из первых был форум по борьбе с отмыванием денег, в котором приняли участие главы арабских Центральных банков и других денежно-кредитных институтов, состоявшийся 7 сентября 1999 года в Манаме (Бахрейн).

18 февраля 2003 года в Абу Даби были проведены трехдневные курсы по противодействию отмыванию денег в региональных денежно-кредитных организациях, а также вовлечению последних в деятельность террористических организаций. Организатором данных курсов стал Институт экономической политики Арабского Валютного Фонда, являющийся филиалом Лиги арабских государств, штаб-квартира которой расположена в Каире. Цель курсов – отработка действий по борьбе с отмыванием денег в региональных валютных организациях и фондах,  выявление и нейтрализация организаций, финансирующих деятельность международных террористов.
Руководитель Института экономической политики Али Тауфик ас-Садек заявил, что целью проведения данных курсов является “ознакомление арабских официальных представителей финансовых и денежно-кредитных учреждений с последними достижениями в борьбе с отмыванием денег и предотвращении финансирования терроризма”[1]. В рамках данных курсов были прочитаны лекции финансовыми аналитиками и экспертами по денежно-кредитным операциям из различных стран мира. Курсы лекций по “борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма” включили в себя последние достижения и ноу-хау в области определения операций, в которых используются “грязные деньги”, и каналы, по которым они поступают в банки и другие финансовые институты.
Директор Института экономической политики Али Тауфик ас-Садек сообщил, что курс лекций прослушали 33 руководителя из шести стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и из 11 других стран арабского мира. Он заявил: “Основной целью организации подобных курсов является повышение опыта и знаний работников валютно-финансовых институтов арабских стран с тем, чтобы они могли пресечь любые подозрительные операции. Такие курсы помогают привить валютно-финансовой системе региона иммунитет от любых незаконных финансовых махинаций”[2].

Многими экспертами, выступавшими в ходе работы курсов, была подчеркнута необходимость в модернизации методов борьбы с отмыванием денег. Была особо выделена необходимость в принятии радикальных мер всеми ветвями власти в странах этого региона и за его пределами. В качестве примеров борьбы с отмыванием денег были представлены меры, предпринятые Центральным банком Объединенных Арабских Эмиратов. В частности, признание ЦБ ОАЭ системы денежных переводов под названием “хавала” в качестве юридически законной, несмотря на то, что она и выходит за рамки широко известных банковских и финансовых систем[3]. “Легализация” хавалы не стала единственным шагом, который предприняли представители Центрального Банка ОАЭ. Был выпущен циркуляр, в котором регламентируется деятельность “операторов” хавалы на территории данного государства.

Определение своих позиций по “отношению к хавале” стало необходимым для большинства стран арабского мира в связи с подозрениями, высказываемыми западными аналитиками, об использовании террористических организаций этой системы. Так, глава антитеррористического отдела Министерства юстиции США Барри Сабин указал на то, что “хотя нам и известны механизмы деятельности хавалы, но мы не можем быть уверены в том, что она не используется для финансирования терроризма”[4]. В ходе работы курсов, состоявшихся в Абу Даби, участниками особо подчеркивалась необходимость модернизации деятельности денежно-кредитных учреждений на территории арабских государств. В качестве необходимых для принятия предлагались следующие меры: строгий аудит, конфискация подозрительных фондов, тесный контакт с правоохранительными органами с целью предотвращения противоправной финансовой деятельности и т.п.

Курсы стали плановыми звеньями в цепи мероприятий, которые осуществляют страны арабского мира в рамках борьбы с терроризмом. Глава Института экономической политики ас-Садек также обратил внимание на то, что проведенные курсы не являются эпизодическими мероприятиями в рамках борьбы с отмыванием денег. Он указал, что “главными нашими целями являются предотвращение саботажа и использования террористами финансовых институтов с целью  отмывания своих денежных средств и их дальнейшего использования”[5].

6 сентября 2003 года начал свою работу симпозиум по борьбе с отмыванием денег, организованный Центральным банком Йемена и Институтом исследований банковской деятельности этого государства. Он был организован после одобрения парламентом Йемена закона о борьбе с отмыванием денег (Закон №31 от 2003 года). В ходе работы симпозиума было обсуждено много жизненно важных проблем связанных с отмыванием денег в йеменских банках и других финансовых учреждениях. Центральными темами работы симпозиума стали:

— подробное ознакомление участников с законом №31;

— рассмотрение основных возможностей и путей, которые используются преступными сообществами для отмывания денег;

— создание условий организациям, участвующим в борьбе с отмыванием денежных средств и/или освещающим данный вопрос, для получения и обработки информации;

— использование достижений современной техники в борьбе с отмыванием денег;

— консолидация усилий на межарабском региональном и международном уровнях и т.д.

Следует отметить, что Йемен стал одной из тех стран арабского мира, в котором были приняты жесткие меры по борьбе с отмыванием денег и терроризмом. В частности, Центральным банком Йемена были выпущены циркуляры для распространения в банках и других финансовых учреждениях, содержащие в себе списки лиц, чьи активы должны быть заморожены[6]. Итоги борьбы йеменских властей были отражены во всестороннем отчете о борьбе с отмыванием денег, посланном представителями данного государства в Международный Валютный Фонд. Йемен стал 24 страной, представившей подобный отчет в эту международную организацию.

В конце февраля 2004 года арабские страны были окончательно изъяты из списка Международного Валютного Фонда (МВФ) “Отказывающихся от сотрудничества стран и территорий” после того, как они под давлением США и международных организаций предприняли ряд мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием террористических организаций. Представители МВФ заявили, что удовлетворены мерами и результатами, достигнутыми арабскими страны в борьбе с отмыванием денег и борьбе с терроризмом. Также было отмечено, что представителями МВФ и далее будет оказываться всесторонняя поддержка региональным усилиям по борьбе с отмыванием денег.

“Мы видим готовность арабских стран сотрудничать с международными организациями в решении данных проблем, используя методы и стандарты последних. Арабскими государствами создана юридическая база для борьбы с отмыванием денег. Мы удовлетворены инициативами, предложенными арабскими странами, и продолжим сотрудничество в данной сфере”, — заявил Ян Де Вер Каррингтон, главный финансовый эксперт по Ближнему Востоку МВФ в интервью газете “The Gulf News”[7].

Доктор Али А. Болбол, главный экономист Института экономической политики Арабского Валютного Фонда отметил, что до 24 февраля 2004 года Египет был в числе списка “отказывающихся от сотрудничества” государств, но теперь ни одно государство арабского мира не является его (списка) частью. “Сказалось международное давление, оказанное на государства этого региона, и они предприняли все необходимые меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма”, — указал д-р А. Болбол в продолжении публикации “The Gulf News” по данной теме[8].

Каррингтон также отметил, что в сотрудничестве с арабскими государствами также необходимо установить самые тесные контакты между представителями органов, контролирующих деятельность денежно-кредитных учреждений, а также подразделений по безопасности в финансовой сфере[9].

“Финансирование терроризма – является предметом наибольшей озабоченности и внимания в последнее время во многих странах мира и в том числе и арабских государствах. Осознание арабскими государствами необходимости теснейшего сотрудничества с международными организациями (такими, как МВФ, Всемирный Банк и т.д.) станет для них залогом успеха в борьбе с терроризмом” – заявил один из представителей Арабского Валютного Фонда[10].

В адрес стран арабского мира были высказаны многочисленные обвинения: в косвенном пособничестве международному терроризму, “поставке” членов международных террористических организаций, действующих во многих странах мира и т.п. Подобные обвинения наносят серьезный ущерб имиджу стран арабского мира на международной арене. Руководители государств этого региона не могут не считаться с этим фактом. Подобная ситуация заставляет их предпринимать активные действия по изменению положения и обеспечению своим странам твердых позиций на международной арене. Борьба с отмыванием денег на территориях стран арабского мира является частью этих действий. Несмотря на то, что эта борьба не имеет долгосрочной истории, она внесла существенный вклад в положение арабских стран не только в международных организациях, но в отношениях с другими государствами мира. Остается надеяться, что предпринятые арабскими странами меры по борьбе с отмыванием денег не сведутся к декларативной констатации и будут иметь долгосрочную перспективу.



[1] Gulf News, 19.02.2003.

[2] Там же.

[3] Хавала — система перевода денег и товаров, распространенная на Востоке с давних времен. Эта система имеет широкое распространение в большинстве стран Востока благодаря тому, что она построена на принципах строгой конспирации и оперативности. Отличается высокой скоростью и относительной дешевизной, что позволяет ей конкурировать с современными международными операторами по перемещению денежных средств (например, “Вестерн Юнион”). В  “хавале” не происходит непосредственного перемещения денег. Ее участники действуют в рамках сделок, основанных на взаимном доверии. Таким образом, деньги, переданные оператору “хавалы” в одной стране, можно получить у иного представителя “хавалы” на другом конце света.

[4] Al-Ahram, 18.06.2004

[5] Gulf News, 19.02.2003.

[6] Данные списки были составлены в соответствии с резолюцией ООН №1373.

[7] Gulf News, 12.03.2004.

[8] Там же.

[9] Gulf News, 12.03.2004.

[10] Al-Ahram, 14.09.2004.

42.96MB | MySQL:92 | 0,927sec