Объединенные Арабские Эмираты: некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) – федеративное государство в Юго-Западной Азии в северо-восточной части Аравийского полуострова. ОАЭ занимают выгодное географическое и важное военно-стратегическое положение в районе с богатейшими запасами нефти и газа, а также вблизи важнейших морских коммуникаций в Персидском заливе и Ормузском проливе.

В состав ОАЭ входят 7 эмиратов (княжеств): Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Аджман, Эль-Фуджейра, Умм-эль-Кайвайн. Главенствующее положение в Федерации занимают два эмирата – Абу-Даби и Дубай, которые дают 85% доходов государства. На их территории проживает большая часть населения ОАЭ. Правители Абу-Даби и Дубая обладают правом вето при принятии важнейших государственных решений, а их представители занимают все ключевые посты в высшем руководстве страны: президент – от Абу-Даби, вице-президент, глава правительства – от Дубая.

Экономика страны базируется на нефтедобывающей промышленности. Разведанные запасы нефти составляют 12,9 млрд т. Их основная часть приходится на Абу-Даби. Разрабатываются также месторождения природного газа (разведанные запасы ок. 10 трлн куб. м).

С момента провозглашения независимости (декабрь 1971 г.) внешняя политика ОАЭ носила в целом прозападную ориентацию, но характеризовалась умеренностью. В условиях сложной военно-политической обстановки в регионе Персидского залива основным ее элементом в 70-е – 80-е годы ХХ века стала тактика политического компромисса и стремление к отказу от участия во внешнеполитических мероприятиях, не имеющих отношения к безопасности страны. Руководители ОАЭ предпочитали проявлять осторожность, действовать с оглядкой и не выступали с какими-либо самостоятельными инициативами.

Начавшаяся в сентябре 1980 года ирано-иракская война резко обострила обстановку в зоне Персидского залива. Первоначально позиция ОАЭ в отношении воюющих сторон носила двойственный характер. С одной стороны, Эмираты поддерживали Ирак, оказывая ему моральную и материальную поддержку (5 млрд дол. в 1980-1988 гг.), с другой – сохраняли экономические связи с Ираном, не пошли на разрыв с ним дипломатических отношений. ОАЭ пытались оказывать посреднические услуги воюющим государствам.

По мере затягивания ирано-иракской войны обстановка в зоне Персидского залива становилась все более напряженной. В условиях роста угрозы безопасности государства Эмираты стали активнее участвовать в мероприятиях по укреплению политического и военного сотрудничества в рамках созданного в 1982 году Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В 1982 году ОАЭ подписывают с Саудовской Аравией договор по вопросам обеспечения безопасности. В 1987-1988 годах Эмираты пошли на более тесное политическое и военное сотрудничество с США. В частности, американским военным кораблям было предоставлено право захода в порты страны, осуществлять в них ремонт и заправку топливом. Ранее, в 1983 году ОАЭ вошли в зону ответственности Центрального командования ВС США.

Эмираты решительно осудили захват Ираком Кувейта в августе 1990 года. В рамках подготовки и проведения операции по освобождению Кувейта правительство страны дало разрешение на размещение на своей территории вооруженных сил “арабских и других дружественных государств”. Воинские подразделения федеральной армии в январе-феврале 1991 года приняли участие в операции “Буря в пустыне”.

Кувейтский кризис со всей очевидностью показал неспособность аравийских монархий в одиночку, самостоятельно противостоять сильному противнику, защищать себя от внешней агрессии. Поэтому в деле обеспечения внешней безопасности ОАЭ и другие страны ССАГПЗ стали уделять первостепенное внимание коллективным формам сдерживания потенциальных агрессоров как путем получения международных гарантий региональной и национальной безопасности, так и получения гарантированной иностранной военной помощи, в первую очередь от США и других государств Запада, а также дружественных арабских режимов.

Эксперты эмиратского Центра стратегических исследований (ЦСИ) всячески подчеркивают необходимость сохранения оборонного сотрудничества со странами Запада в целях поддержания военно-политической стабильности в регионе в новом тысячелетии. Более того, по мнению ЦСИ, до тех пор, пока регион Персидского залива остается в зоне интересов США, объектом долгосрочных политических, экономических и военных интересов Вашингтона, это будет гарантировать обеспечение безопасности Эмиратов.

ОАЭ в 1994-1996 годах подписали соглашения о сотрудничестве в области обороны и безопасности с США, Великобританией и Францией. Так, заключенное в июле 1994 года эмиратско-американское соглашение предусматривает заблаговременное размещение на территории ОАЭ запасов вооружения и материальных средств для сил быстрого реагирования ВС США (конкретной договоренности по данному вопросу все еще не достигнуто), строительство военных объектов, проведение совместных мероприятий по боевой подготовке. Имеется договоренность об аренде американцами аэродромов Рас-эль-Хайма и Эль-Фуджейра. В ОАЭ имеются небольшие склады для американского флота, в качестве пункта материально-технического обеспечения ВМС США используют порт Эль-Фуджейра, американские военные корабли и суда имеют право захода в порт Абу-Даби. Для обслуживания военных объектов в ОАЭ размещено 570 американских военнослужащих.

Соглашение по вопросам обороны и безопасности с Францией (1995 г.) предусматривает проведение сторонами незамедлительных консультаций в случае возникновения внешней угрозы ОАЭ, оказание им военной помощи, расширение двустороннего военного сотрудничества, оказание содействия в оснащении эмиратских ВС современными вооружениями и в подготовке военных кадров, проведение совместных мероприятий по боевой подготовке.

В 1996 году подписывается договор по вопросам обороны и безопасности с Великобританией, по которому Лондон принял на себя обязательство защищать ОАЭ от внешней агрессии, поставлять современное оружие, оказывать содействие в подготовке местных военных кадров. Предусмотрено также проведение совместных учений вооруженных сил двух государств.

В 1998 году США использовали воздушное пространство Эмиратов в интересах нанесения ударов по Ираку (операция “Лис пустыни”).

ОАЭ занимали весьма осторожную позицию в отношении силового решения иракской проблемы. В то же время перед американо-британским вторжением в Ирак в 2003 году и в дни войны на территории ОАЭ базировались разведывательные и вспомогательные подразделения ВВС США. В феврале 2003 года подразделения ВС ОАЭ в составе объединенных сил ССАГПЗ были направлены в Кувейт под предлогом его защиты от возможного нападения.

Основные угрозы национальной безопасности ОАЭ на современном этапе носят внешний характер и вызваны сохранением сложной и нестабильной обстановки в регионе Персидского залива, неурегулированностью территориального спора с Ираном из-за принадлежности трех островов: Большой и Малый Томб, Абу-Муса в восточной части Залива (оккупированы Ираном в 1971 г.). Внутри страны – это стремление отдельных княжеств, входящих в Федерацию, к большей экономической, а в ряде случаев и политической самостоятельности. Со своей стороны, федеральные власти проводят неуклонный курс на укрепление единства государства.

Эмиратские эксперты подразделяют угрозы и риски безопасности государства на внерегиональные и региональные, которые, в свою очередь, разделяются на военно-политические и экономические.

К внерегиональным военно-политическим угрозам и рискам специалисты ЦСИ относят:

1. Усиление борьбы «мировых игроков» за политическое, экономическое и военное лидерство в регионах, что, в частности, привело к нарушению устоявшегося баланса сил в зоне Персидского залива и негативным образом повлияло на безопасность в этом районе мира;

2. Наличие сильной, противоречивой и постоянно растущей взаимозависимости между арабскими и азиатскими странами, такими как Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Пакистан, Малайзия, Индонезия, Филиппины и Сингапур;

3. Сокращение мировых запасов углеводородного сырья в перспективе может существенно осложнить обстановку в зоне Залива из-за усиления борьбы внерегиональных сил за доступ к нефтегазовым ресурсам;

4. Наличие реальных и потенциальных (Ирак, арабо-израильское противостояние, пограничные споры, этнические и религиозные конфликты) очагов вооруженных конфликтов в районе Персидского залива и смежных с ним регионах;

5. Обострение проблем, связанных с международным терроризмом, и продолжающаяся гонка вооружений. На сегодняшний день Иран, Израиль, Пакистан и Индия обладают или близки к созданию ядерного оружия и его носителей. Вызывает опасение возможность производства дешевого химического и биологического оружия не только на уровне государств, но и со стороны отдельных террористических организаций. Эта опасность приобретает все большую актуальность в связи с ростом радикальных течений в исламе;

6. Рост интернациональной организованной преступности ставит под угрозу безопасность навигации и проводки нефтяных танкеров в районе Юго-Восточной Азии (ЮВА).

Экономические вызовы и угрозы связываются в основном с проблемами нефти.

1. Усиление конкуренции на мировом энергетическом рынке, увеличение использования газа как альтернативного и более экологичного топлива, разработки и успехи в области использования солнечной энергии, энергии приливов и отливов, ветра могут в перспективе уменьшить мировые потребности в нефти, вызвать ужесточение конкуренции с экспортерами природного газа среди стран Залива. Для решения данной проблемы нужно вкладывать капитал и развивать современные энергетические технологии, нацеленные в будущее;

2. Увеличение производства и экспорта нефти и нефтепродуктов государствами бывшего СССР. Возможный выброс на мировой рынок энергоносителей по демпинговым ценам со стороны РФ, Ирана, а в перспективе – Ирака;

3. Геостратегические последствия усиленной эксплуатации нефтяных ресурсов Каспия. Энергетические ресурсы Каспия могут существенно повлиять на экономическую безопасность стран Залива. В ЦСИ считают, что существуют два варианта построения отношений с государствами Каспийского региона: сотрудничество и конфронтация;

4. Смещение экономического фокуса для стран Персидского залива в сторону Тихоокеанского региона представляет собой как выгоду, так и вызов, но в целом усиливают зависимость ССАГПЗ от событий, происходящих в этом районе мира.

Региональные военно-политические угрозы и вызовы. Руководство ОАЭ считает, что на современном этапе основная внешняя угроза безопасности государства исходит со стороны Ирана. Это обусловлено главным образом сохранением территориальных противоречий о принадлежности островов Абу-Муса, Большой и Малый Томб. Превращение их в иранские военные базы представляет, по мнению эмиратского руководства, реальную опасность как для страны, так и для судоходства в Персидском заливе.

Все страны-члены ССАГПЗ выражают свою поддержку ОАЭ по территориальному спору с ИРИ. В то же время в Абу-Даби нервно реагируют на сближение членов организации с Ираном в последние годы. Существует опасение, что это может воспрепятствовать решению проблемы спорных островов. Ситуация осложняется тем, что в самих Эмиратах нет единого подхода к вопросу об отношениях с Ираном. В частности, Дубай выступает за скорейшее прекращение конфронтации с ИРИ.

В целом спор с Ираном по вопросу о принадлежности трех островов не имеет перспективы быстрого решения и еще в течение длительного времени будет негативно сказываться на эмиратско-иранских отношениях и на общей ситуации в зоне Персидского залива.

Особое опасение в ОАЭ вызывает неуклонный рост военной мощи ИРИ. При этом военный потенциал Ирана расценивается как очень серьезная угроза безопасности в регионе Залива, для парирования которой необходимы действенные региональные оборонительные механизмы.

После войны 1991 года ОАЭ, оставаясь участником антииракской коалиции, занимали более взвешенную, чем Кувейт и Саудовская Аравия, позицию в отношении Багдада. В Абу-Даби выступали за постепенное смягчение санкций против Ирака, за возвращение его к более активной деятельности в зоне Залива, в т. ч. в качестве противовеса Саудовской Аравии и Ирану. В то же время в Эмиратах с подозрением и опаской относились к политике С. Хусейна, опасаясь рецидивов агрессивности с его стороны.

После свержения саддамовского режима Эмираты выступают за скорейшее полноценное восстановление суверенитета Ирака, поддерживают новые иракские власти и оказывают им разностороннюю поддержку.

Большое внимание руководство ОАЭ уделяет укреплению военно-политического и экономического взаимодействия в рамках ССАГПЗ. В Абу-Даби выступают за создание в районе Персидского залива системы коллективной безопасности. При этом считается, что безопасность арабских стран региона может быть обеспечена только на основе общей оборонительной стратегии. Вместе с тем, в отношениях Эмиратов с рядом стран ССАГПЗ имеются различного рода проблемы. Так, ОАЭ выступает против установления саудовской гегемонии в Совете сотрудничества. С Эр-Риядом не решены окончательно и некоторые проблемы пограничного характера.

По оценкам ЦСИ, экономические риски включают в себя:

1. Водную проблему. Страны Залива, в т. ч. ОАЭ не обладают постоянными ресурсами пресной воды, поэтому главной проблемой является обладание этими ресурсами и их распределение между потребителями. В результате дефицита воды, возрастания внутренних потребностей как в питьевой, так и в технической воде пока имеет место скрытое нарастание межгосударственных противоречий, которое может в перспективе может привести к острым конфликтам;

2. Демографические риски такие, как рост населения, его миграция, по мнению экспертов ЦСИ, могут оказать существенное влияние на стабильность в регионе, повлиять на демографическую ситуацию в стране, рост организованной преступности, увеличение расхода природных ресурсов, особенно пресной воды. Они также порождают напряженность в отношениях между иммигрантами и местными населением. Особую озабоченность правительства вызывает приток иностранной рабочей силы (в основном из Индии, Пакистана, стран ЮВА). В настоящее время число иностранцев достигает 85% от общей численности населения ОАЭ и 90% рабочей силы. Это наивысший показатель в ССАГПЗ. Для регулирования миграционных процессов власти ввели жесткие законы, особенно для получения местного гражданства. Периодически происходят чистки от нелегальных иммигрантов.

Социальные и культурные аспекты, по оценке эмиратских экспертов, могут прямо или косвенно влиять на безопасность. Век глобализации и технологической революции требует новых умений и навыков. Руководству страны необходимо принять меры, чтобы молодое поколение заняло достойное место в меняющемся мире. Происходит рост влияния информационных технологий двойного назначения, рассчитанных как на информацию, так и на дезинформацию, что очень важно для победы в конкурентной борьбе. Одновременно революция в информационной сфере вызывает необходимость формирования нового поколения управленцев.

На современном этапе внутриполитическая обстановка в ОАЭ остается прочной. Власти уверенно контролируют положение дел в обществе и государстве. Реальных сил, способных угрожать существованию правящего режима в стране, на сегодняшний день нет. Вместе с тем, противоречия и трения по отдельным экономическим и политическим вопросам, имеющиеся между рядом членов Федерации, вряд ли будут полностью разрешены в ближайшем времени, что при их обострении может оказывать негативное воздействие на ситуацию в Эмиратах. Сохраняются и сепаратистские настроения, особенно в Дубае. В стране отмечается рост радикальных исламистских настроений.

Внутренняя политика руководства ОАЭ направлена на дальнейшее укрепление монархического строя, в т. ч. путем сохранения ограничений на политическую и общественную деятельность, ужесточения цензуры и контроля, как за гражданами Федерации, так и иностранной колонией. Значительные средства выделяются на укрепление полицейского аппарата и развитие сотрудничества в области безопасности с другими странами ССАГПЗ.

Немаловажную роль в поддержании стабильности в ОАЭ сыграл субъективный фактор – выдающиеся личные качества главы государства шейха Заида бен Султана Аль Нахайяна. Однако по мере старения шейха Заида (ориентировочно 1916 или 1924 г. рождения) усиливается борьба за власть между его сыновьями (четверо). В то же время есть основания полагать, что правящее семейство, несмотря на все противоречия, не допустит открытой схватки в борьбе за престол и этот процесс пройдет без видимых конфликтов.

Вооруженные силы ОАЭ состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Их общая численность составляет 50,5 тыс. человек, из которых до 30% — иностранцы, проходящие службу по специальным контрактам. Военный бюджет в 2003 году составил 1,6 млрд долларов США.

Статья 42 конституции ОАЭ гласит: “Каждый эмират имеет право создавать местные вооруженные силы и готовить их к присоединению к аппарату обороны Федерации в случае внешней агрессии”. Одновременно Основной закон дает федеральным властям право “ввести федеральные вооруженные силы или силы безопасности в любой эмират – член Федерации по его просьбе для охраны безопасности и порядка”.

Верховным главнокомандующим вооруженных сил ОАЭ является президент Федерации, а его заместителем – наследный принц Абу-Даби. Наиболее важные вопросы военного строительства и финансирования ВС решаются Высшим советом эмиров (ВСЭ) при решающем мнении руководителей Абу-Даби и Дубая.

Военная доктрина ОАЭ носит оборонительный характер, основывается на военно-политическом союзе государств-членов ССАГПЗ и гарантиях безопасности со стороны ведущих стран Запада – США, Франции и Великобритании. В условиях ограниченности собственных людских ресурсов главный упор в военном строительстве делается на оснащение вооруженных сил современными видами оружия и военной техники.

Война в Персидском заливе внесла значительные коррективы в планы строительства вооруженных сил страны. На основании ее опыта и уроков особый упор был сделан на техническое переоснащение ВС, по возможности наиболее новейшими видами оружия и военной техники. В 1991 году ВСЭ принял программу развития вооруженных сил на период до 2000 года, где наряду с вопросами улучшения технической оснащенности, большое внимание уделялось на повышение качества подготовки различных категорий военнослужащих. Существенно возросли военные расходы — до 40% расходов федерального бюджета.

В первой половине 1990-х годов Эмираты стабильно входили в первую десятку крупнейших мировых импортеров вооружений, а по объемам заключенных контрактов на закупки вооружения и военной техники среди развивающихся стран – в первую тройку стран-импортеров после Саудовской Аравии и Тайваня. В 1995-1998 годах ОАЭ занимали уже второе место в мире по объему закупок вооружения (7,4 млрд дол.), незначительно уступая лишь Саудовской Аравии — 7,9 млрд дол.).

До последнего времени около 60% оружия и военной техники ВС ОАЭ были французского производства. В 1990-е годы было закуплено французского вооружения на сумму до 7 млрд дол. В 1997 году с Францией подписано соглашение о приобретении 30 истребителей “Мираж 2000-9” и модернизации имеющихся на вооружении самолетов “Мираж 2000” до уровня этой модификации. Поставки должны быть выполнены в 2002-2005 годах. На регулярной основе проводятся совместные учения вооруженных сил двух стран. Французские советники и специалисты участвуют в подготовке личного состава армии ОАЭ.

С США в 2000 г. подписан крупнейший контракт на поставку 80 истребителей F-16C\D Блок 60 «Дезерт Фалкон» (55 одноместных и 25 “спарок”). Вместе с самолетами будут поставлены ракеты “воздух-воздух” и “воздух-земля”, управляемые по лазеру бомбы, а также ПКР “Гарпун”. Начало поставок намечено на 2004 году, завершение – в 2007 году. Общая стоимость контрактов составляет до 8 млрд дол., в том числе стоимость собственно самолетов – 6,4 млрд дол. Таким образом, ОАЭ первыми из государств Ближнего и Среднего Востока получат доступ к радиоэлектронному оборудованию столь высокотехнологичного самолета как F-16 Блок 60.

На регулярной основе проводятся совместные учения ВС ОАЭ и США. Наиболее крупное из них учение ВМС “Айрон Маджик” проводится ежегодно с 1996 года в январе-феврале. Проходят также совместные учения ВВС.

Развиваются связи по военной линии с Великобританией: производятся закупки вооружения, оказывается содействие в подготовке военных кадров, проводятся совместные учения ВС двух государств.

В 2003 году ОАЭ и Италия подписали соглашение о военном сотрудничестве, которое предусматривает взаимодействие в подготовке кадров, проведение совместных учений, сотрудничество в области военной промышленности. Развивается военно-техническое сотрудничество с другими западноевропейскими государствами.

Несмотря на активные военные связи с США и странами Запада, ОАЭ не намерены отказываться от продолжения курса на диверсификацию источников получения оружия, в т. ч. из РФ. Российско-эмиратские военные связи развиваются достаточно динамично и имеют в целом неплохие перспективы.

Эмираты продолжают участвовать в создании ОВС и объединенной системы ПВО ССАГПЗ. Вооруженные силы ОАЭ принимают постоянное участие в ежегодных совместных учениях ВС стран “аравийской шестерки” – “Щит полуострова” (сухопутные войска), “Сокол полуострова” (ВВС), “Взаимодействие” (ВМС).

На современном этапе, несмотря на принимаемые меры по техническому оснащению и подготовке личного состава, вооруженные силы ОАЭ не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите страны от крупномасштабной внешней агрессии. Значительные трудности имеются в деле освоения сложной современной военной техники, требует улучшения работа связи, разведки, системы управления войсками. В армии создана современная компьютерная система тыла, однако для ее нормального функционирования все еще нет достаточного количества подготовленного персонала. К слабым сторонам ВС ОАЭ следует также отнести недостаточное развитие ремонтной базы, сильную зависимость национальной армии от иностранных технических специалистов. Особые трудности испытывают вооруженные силы в вопросах комплектования личным составом.

С целью улучшения положения дел в армии, повышения ее боеспособности и боевой мощи в настоящее время реализуется долгосрочная программа модернизации и перевооружения ВС на период до 2010 года. Наряду с переоснащением армии на новую боевую технику, документ предусматривает изменение программ боевой подготовки, активное привлечение к обучению личного состава иностранных военных специалистов, отправку на учебу за рубеж эмиратских военнослужащих. Реализация программы должна привести к дальнейшим количественным, а главное качественным изменениям в вооруженных силах ОАЭ. Вместе с тем, полное выполнение положений документа в значительной степени будет зависеть от темпов экономического роста страны, определяемых, в первую очередь, доходами нефтяного сектора.

В заключение следует подчеркнуть, что в условиях отсутствия полноценных собственных возможностей в деле надежного обеспечения внешней безопасности и обороны страны, руководство ОАЭ продолжит курс на укрепление союзнических отношений с ведущими государствами Запада, а также поддержание военно-политического альянса в рамках ССАГПЗ.

52.34MB | MySQL:103 | 0,473sec