К обострению ливано-израильских отношений

Февраль ознаменовался беспрецедентным ростом агрессивной риторики в определенных политических кругах Ливана и Израиля. По мнению ряда экспертов, эскалация напряженности поставила отношения между двумя странами на грань войны. Остается разобраться, так ли это на самом деле.

В январе-феврале с.г. основным беспокоящим моментом была агрессивная риторика движения «Хизбалла» по отношению к Израилю. 21 февраля в интервью иранскому телевидению лидер «Хизбаллы» шейх Хасан Насралла, отвечая на вопрос о слухах о предстоящей войне с Израилем, циркулирующих в ливанских политических кругах, заявил, что в таком случае израильское государство столкнется с разрушительным ответом. Он отметил, что у «Хизбаллы» есть возможности в ответ на бомбардировки Ливана разрушить склады аммиака в Хайфе и израильский ядерный реактор в Димоне, нанеся таким образом, непоправимый ущерб израильской экономике и экологии. «Израиль должен подумать миллион раз, прежде чем начинать войну с Ливаном. У нас есть средства, чтобы ответить на израильскую угрозу», — заявил Х.Насралла. Отвечая на вопрос корреспондента IRIB о том, признает ли «Хизбалла» Израиль в случае, если последний заключит мирный договор с палестинцами и признает палестинское государство, Х.Насралла ответил, что враждебность все равно останется. «Даже мирный договор с Израилем не снимет с него ярлык террористического государства и бремя оккупации. Израиль лжет, когда говорит о решении, основанном на образовании двух государств, и обманет палестинцев, если они с этим согласятся», — отметил он. В интервью лидер «Хизбаллы» призвал Израиль  «не только закрыть склады аммиака в Хайфе, но и демонтировать атомный реактор в Димоне». Он подчеркнул, что «военные возможности «Хизбаллы» позволят ударить по Израилю и по его поселениям».

18 марта Хасан Насралла вновь коснулся израильской темы в своем выступлении, посвященном дням поминовения Фатимы, дочери Пророка Мухаммеда и жены первого шиитского Имама Али. Касаясь ситуации в Сирии, он отметил неминуемое поражение террористической организации «Исламское государство». «ДАИШ ( арабское название «Исламского государства», запрещено в России-авт.)  терпит сильные поражения в Сирии и в Ираке и вскоре перестанет быть «государством» и превратится в небольшую террористическую организацию.   То же самое произойдет и с «Джебхат ан-Нусрой» ( переименована в «Тахрир аш-Шам», запрещена в России-авт.)», — констатировал Х.Насралла. По мнению лидера  «Хизбаллы», визит премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Москву, состоявшийся 9 марта с.г., был вызван тем, что «премьер Израиля испытывает страх после поражений ДАИШ, являющегося креатурой США  и Израиля».

Заявления Х.Насраллы вызывают беспокойство в Израиле еще и потому что они косвенно были поддержаны ливанским государством. В октябре пошлого года президентом Ливана был избран политический союзник «Хизбаллы» Мишель Аун. В течение первых месяцев его президентства складывалось впечатление, что новый глава ливанского государства дистанцируется от движения Хасана Насраллы. Об этом свидетельствовали его кадровые назначения, а также визиты в Саудовскую Аравию и Катар с явным намерением улучшить отношения  с аравийскими монархиями. В то же время в феврале ливанский президент сделал недвусмысленное заявление, свидетельствующее о прочности военно-политического альянса с «Хизбаллой». Он высказался за сохранение вооруженных формирований «Хизбаллы», отметив, что «в связи с тем, что Израиль оккупирует часть ливанской территории, а ливанская армия еще недостаточно сильна, чтобы противостоять агрессивным устремлениям, мы нуждаемся в армии сопротивления, являющейся дополнением ливанской армии». М.Аун подчеркнул, что «оружие, находящееся на руках у сопротивления, не противоречит государственному проекту. Иначе мы давно отобрали бы его». М.Аун также добавил: « «Хизбалла» представляет народ юга Ливана. Это жители нашей земли, вынужденные обороняться от Израиля, старающегося оккупировать их и угрожающего им. Мы не будем дальше обсуждать вопрос, нужно ли сохранить оружие «Хизбаллы», так как Израиль оккупирует часть нашей территории (фермы Шебаа –  авт.) угрожает нашим территориальным водам». М.Аун также выразил свою уверенность в том, что «Хизбалла» не повернет свое оружие против ливанского народа и не будет сеять смуту в стране.

Необходимо отметить, что в настоящее время обострение на ливано-израильской границе, а тем более широкомасштабный военный конфликт с Израилем не в интересах ни одной политической партии или группировки Ливана. Экономический кризис в стране не позволяет вести каких-либо войн. Остро стоит проблема сирийских беженцев, которых, пожалуй, все политические партии Ливана стремятся вытеснить обратно в Сирию. Кстати, с этим согласен и Хасан Насралла, отметивший, что двумя основными проблемами, стоящими перед Ливаном, являются предстоящие парламентские выборы и вопрос о сирийских беженцах. При этом лидер «Хизбаллы» предложил возвращение части беженцев в безопасные районы Сирии на автобусах под охраной бойцов «Хизбаллы». Отметим, что многие христианские партии Ливана настроены более радикально и требуют немедленной депортации всех сирийских беженцев.

Развязывание «Хизбаллой» конфликта с Израилем неминуемо приведет к ее политической изоляции. После формирования нового правительства в стране установился хрупкий политический консенсус, и отношения между различными политическими партиями уже не носят прежнего конфронтационного характера. Вместе с тем, у «Хизбаллы» осталось немало недругов, готовых использовать ее политические промахи. В чем же состоит причина воинственной риторики шейха Хасана Насраллы?

Представляется, что эти угрозы являются «аисмметричным ответом» Тегерана на антииранскую стратегию американской администрации Д.Трампа. Одной из стратегических целей США и Израиля в последнее время является ликвидация иранского присутствия на Голанских высотах, оператором которого является «Хизбалла». Израильская авиация периодически осуществляет бомбардировки транспортных колонн с иранским оружием для «Хизбаллы», направляющихся через сирийскую территорию. В начале марта издающаяся в Лондоне газета «Рай аль-Йаум» опубликовала манифест группировки «Джебхат тахрир аль-Джулян» («Фронт освобождения Голанских высот»), о которой ранее никто и никогда не слышал. Таким образом, целью Тегерана и «Хизбаллы» в этой политической игре, скорее всего, является сохранение своего присутствия на Голанских высотах, чтобы при случае угрожать Израилю, не вступая с ним в прямую конфронтацию. Вряд ли кто-то из руководства «Хизбаллы», находясь в здравом уме будет разрушать ядерный реактор в Димоне, учитывая, что радиационное облако при этом накроет не только Израиль, но и Ливан. Таким образом, ужесточение риторики «Хизбаллы» вряд ли можно считать предвестником будущего конфликта.

62.65MB | MySQL:105 | 0,794sec