Ситуация в Ливане после отставки премьер-министра Р.Харири

20 октября в результате отставки премьер-министра Ливана Р.Харири наступил новый этап в длящемся уже почти полтора месяца правительственном кризисе, который был вызван неопределенностью судьбы кабинета министров после продления 3 сентября 2004 г. президентского срока Э.Лахуда.[1] 21 октября на его место был назначен уже занимавший в 1990-92 гг. этот пост 70-летний О.Караме, который считается одним из наиболее последовательных союзников Сирии.[2]

Что касается Р.Харири, ливанского миллиардера с мировым именем, то набирать свой политический вес он начал еще в период гражданской войны 1975-1990 гг.

С конца 70-х гг. он занимался несколькими крупными благотворительными проектами в Ливане, а в начале 80-х, гг. он впервые принял участие в восстановлении страны.[3] В 80-е годы Р.Харири также активно способствовал примирению враждующих сторон в гражданской войне. Первое время он представлял интересы саудовского руководства в Ливане, а затем – начал все больше сотрудничать с Дамаском, который к середине 80-х стал основным игроком на Ливанской политической арене. Тогда Р.Харири сыграл решающую роль в примирении многих ливанских лидеров с сирийцами. После завершения войны осенью 1990 г. он, используя свои финансовые возможности, добился получения контрактов на восстановление Бейрута, а в результате успехов на поприще послевоенного восстановления страны он заслужил ореол «экономического спасителя Ливана».

Летом и осенью 1991 г., в связи с активизацией конфронтации между «Хизбаллой» и Израилем, Ливан оказался ввергнутым в серьезный экономический кризис, характеризовавшийся резким падением доверия к ливанской экономике. Ливанский миллиардер еще до этого делал громкие заявления об «общей судьбе» Сирии и Ливана, однако в этот раз фигура финансового магната действительно заинтересовала Дамаск, который в 1992 г. способствовал получению Р.Харири поста премьера.

Это назначение было встречено ливанцами с энтузиазмом, а обширные связи Р.Харири за рубежом подняли престиж Ливанской Республики на международной арене. Кроме этого, сирийцы предоставили новому премьеру полную свободу действий в сфере экономики.

В то же время многие его действия встречали и явное неодобрение. Так его план по восстановлению делового района Бейрута реализовывался фактически за счет остальных районов страны. В его проектах на первое место выходило восстановление финансовой системы, и экономической инфраструктуры, отодвигая на задний план сельское хозяйство, промышленность и социальное развитие государства.[4] Кроме этого, правление Р.Харири отличалось высокой коррумпированностью, причем в финансовые махинации оказались вовлечены не только ливанские политики и бизнесмены, но и высокопоставленные сирийские чиновники и военные. Реальную выгоду от курса, проводимого Р.Харири, получали исключительно высшие слои ливанского общества. Кроме этого, к 1998 г. до 40% от бюджета вырос национальный долг Ливана и до 2% упал экономический рост. Немаловажным фактом стало и то, что в этот момент в Сирии к приходу во власть стал готовиться будущий президент Б.Асад, получивший также контроль за «ливанским досье». Понимая, что многие представители оппозиционной ему сирийской «старой гвардии» имеют тесные связи с ливанским премьером, он добился отставки Р.Харири в 1998 г.[5]

Деятельность его преемника С.Хосса и нового президента Э.Лахуда не смогла принципиально улучшить ситуацию, а экономический кризис только усугубился. Р.Харири снова получил пост премьера когда его союзники одержали крупную победу во время парламентских выборов 2000 г.

Период с 2000 по осень 2004 г. стал для Р.Харири особенно сложным. Он, буквально, оказался между двух огней, когда с одной стороны на него давили Международный Валютный Фонд, Всемирный банк и другие иностранные партнеры, финансировавшие его проекты, а теперь требующие от премьера конкретных экономических преобразований для вывода страны из кризиса, а с другой – обещанные им реформы шли вразрез с интересами Дамаска. Внутри страны он начал сокращать лояльный сирийцам бюрократический аппарат, а на международной арене начал строить отношения с другими государствами в обход ливанского МИДа. Камнем преткновения стала и «Хизбалла», чья деятельность подрывала имидж Ливана в глазах его новых западных партнеров. В то же время состояние постоянной конфронтации с Израилем приводило к серьезным экономическим потерям.[6]

В своем официальном заявлении по случаю ухода в отставку бывший премьер Р.Харири заявил, что в настоящее время и Ливан, и весь арабский мир сталкивается с множеством международных и внутренних проблем. По его мнению, для разрешения всех этих противоречий необходимо единство общества и полное доверие властям, чего, однако, трудно достичь, учитывая непростую политическую обстановку в стране. В итоге, после продолжительных консультаций Р.Харири счел наиболее уместным подать в отставку. Кроме этого, он сразу же дал понять, что не желает повторно занимать данный пост.[7]

Если говорить о «непростой политической обстановке в стране», то для Р.Харири она складывается из двух компонентов: его отношения с президентом Э.Лахудом и его отношения с Дамаском. Обстоятельства конфликта внутри ливанского руководства хорошо известны. С самого начала второго срока Р.Харири основной причиной разногласий между ним и президентом стала социально-экономическая и финансовая политика. Последний раз это противоречие возникло 20 сентября 2004 г. во время «пробного» заседания кабинета министров, когда двум лидерам так и не удалось достичь консенсуса по вопросу строительства в Бейруте 12 государственных школ, условий приема на работу учителей, а также порядка строительства зданий, выходящих к морю.[8] До этого серьезный конфликт разразился при рассмотрении проекта бюджета на 2004 г. Только вмешательство Дамаска помогло решить дело в пользу президента.[9] Кроме этого, Э.Лахуд затормозил программу приватизации и ряд структурных реформ, проведения которых от Р.Харири требовал Всемирный банк.[10]

Последней каплей стало нежелание сторон прийти к согласию по вопросу формирования нового кабинета министров после продления срока Э.Лахуда. Так, премьер настаивал на создании кабинета из 18 министров-технократов, которые, по его мнению, должны были обеспечить более эффективную работу правительства. Президент же планировал собрать кабинет из 30 министров с участием представителей всех основных политических сил, в том числе и оппозиции.[11] В этой ситуации ради возможного примирения с оппозицией Э.Лахуд был готов пожертвовать эффективностью правительства, что совершенно не устраивало Р.Харири.

В этой связи стоит сказать, что взаимоотношения Р.Харири и сирийского руководства не так однозначны, как его конфликт с Э.Лахудом. Фактически, все разногласия по политическим вопросам в Ливане уже по определению подразумевают участие Дамаска. Однако говорить о существовании конфликта между Р.Харири и сирийским руководством вряд ли возможно. Об этом свидетельствует и прошлая политическая карьера Р.Харири, которая, как уже говорилось, прошла под знаком тесного сотрудничества с Дамаском. Что касается противоречий, возникших во время правления Э.Лахуда, то в своих действиях премьер руководствовался главным образом интересами престижа Ливана на международной арене (в сегодняшней ситуации способность достойно представлять интересы Ливана в мире очень высоко ценится сирийцами), однако это серьезно подрывало систему сирийского патронажа в Ливане и опять же выливалось в противостояние с Э.Лахудом, в то время как Дамаск традиционно сохранял за собой роль арбитра, способного в нужный момент оказать давление, в том числе, и на Р.Харири. Основную сложность для сирийцев представляла желательность сохранения у власти сразу обоих политиков, из которых президент является проводником сирийских интересов области политики и безопасности, а премьер ведет работу по восстановлению страны и возвращению Ливану статуса крупного финансового центра. При этом последний, в отличие от президента, является гибким и одним из наименее зависимых от Сирии ливанских политиков и имеет обширные связи как внутри, так и за пределами страны.[12]

В то же время Р.Харири нередко противился назначению просирийских политиков, особенно когда, по его мнению, они не обладали достаточными навыками, а в чистом виде являлись политическими назначенцами. Собственно подобная ситуация сложилась и при продлении срока Э.Лахуда, когда премьер, принципиально не выступая против «особых отношений» между Ливаном и Сирией, отказывался работать с действующим президентом. Тем не менее, он не только содействовал утверждению конституционной поправки о продлении президентского срока в парламенте, но и даже был готов возглавить правительство, однако невозможность урегулировать спор о его составе решила все. Кроме этого существует мнение, что смещение Р.Харири заранее планировалось внутри ливанских властных кругов. Так, по сообщению информационного агентства «Элаф», отставка премьера последовала после того, как он почувствовал существование скрытой договоренности между президентом и спикером парламента по вопросам формирования нового кабинета министров.[13] В пользу этой версии свидетельствует и отказ христианской оппозиции и депутатов, лояльных В.Джумблату, участвовать в парламентских консультациях с президентом по поводу назначения нового премьера, которые, по их мнению, не имеют реального значения.[14]

Несмотря на тесные связи между Р.Харири и Дамаском, сирийское руководство всегда имело рычаги воздействия на премьера, в случае, если его самостоятельные действия начинали реально противоречить сирийской политике. В качестве примера можно привести тот же конфликт по поводу продления срока Э.Лахуда, который начался задолго до принятия той самой поправки. Не исключено, что решение о согласии на продление президентского срока Р.Харири дал в результате событий 27 мая 2004 г., когда во время разгона демонстрации в Бейруте, требовавшей снижения цен на бензин, погибло пять человек.[15] Именно после похожих событий в 1992 году в отставку вынужден был уйти тогдашний премьер О.Караме. Однако, по сообщениям ливанских СМИ, после консультаций в Дамаске Р.Харири не только сохранил свой пост, но и вернулся в Бейрут «в хорошем настроении».[16] При этом ни для кого не секрет, что данный инцидент был направлен исключительно против премьера и, скорее всего, был подготовлен сирийцами с целью надавить на «своенравного» союзника.[17] Возможно, именно это позволило союзникам президента добиться поддержки Р.Харири, а уже затем последовали уступки премьер-министру со стороны сирийцев в вопросе формирования кабинета.[18] Подводя итог можно утверждать, что в данной ситуации уход Р.Харири – это вероятнее всего неудача сирийской политики.

Существует и другой вариант, который в данных условиях кажется более вероятным. Многие обозреватели склонны считать, что Сирия намеренно пошла на смещение Р.Харири, чтобы усилить свой контроль над ливанским руководством в условиях непрекращающегося международного давления.[19] Можно встретить и более пессимистичные оценки, по которым Э.Лахуд вынудил премьера подать в отставку, т.к. намерен превратить Ливан в «типичную арабскую диктатуру» и больше не ограничиваться частичным продлением срока, а возможно и претендовать  на переизбрание в 2007 г.[20]

Нельзя исключать и того, что назначение просирийски настроенного премьера О.Карами, даст возможность до парламентских выборов 2005 г. издать новый избирательный закон, позволяющий обеспечить прием удобных для Сирии законов. Такой расклад сил в парламенте также сможет гарантировать либо действительно переизбрание Э.Лахуда, либо назначение другого лояльного Дамаску президента.

Тем не менее, развитие событий по указанному сценарию чревато значительными осложнениями ситуации внутри Ливана. Так, ливанские обозреватели считают, что, выйдя из официального руководства страны, бывший премьер, скорее всего, перейдет на сторону оппозиции. Причем даже если он и будет сохранять нейтралитет, то оказывать на него какое-либо воздействие будет гораздо сложнее.[21] Более того, есть предположение, что вслед за Р.Харири к оппозиции могут примкнуть и другие, до этого лояльные ливанскому руководству, политики.[22]

В целом можно констатировать, что складывающаяся сейчас ситуация не слишком благоприятна для Сирии. Так по заявлению американской администрации, тот факт, что новый премьер-министр — О.Караме — является фигурой, лояльной Дамаску, в очередной раз свидетельствует о чрезмерном участии Сирии во внутренних делах Ливана.[23] Получается, что американцы вновь получили повод заявить о необходимости вывода из Ливана сирийских войск, ведь по их мнению уход Р.Харири – это «ответ на сирийскую оккупацию».[24]

В этих условиях создание кабинета министров по принципу широкого представительства, к чему, возможно, будет стремиться Э.Лахуд, вряд ли решит проблему национального примирения, т.к. лидеры оппозиции в очередной раз выразили нежелание сотрудничать с президентом и его окружением, а между представителями лояльных Э.Лахуду кругов уже развернулись ожесточенные споры по поводу министерских портфелей.[25] Это в очередной раз может затруднить создание работоспособного правительства.

Следует добавить, что ситуация во многом осложняется тем, что Сирия уже в течение нескольких недель не принимала серьезного участия в ливанских делах[26] и вероятнее всего правительственные перестановки являются результатом исключительно внутриливанских процессов.

В качестве возможных перспектив также рассматривается вариант, уже имевший место в 2000 году, когда Р.Харири вернулся на пост премьера после убедительной победы его сторонников на парламентских выборах.[27] В частности, в пользу версии о вероятном возврате говорит и то, что, по мнению многих ливанских экспертов, Р.Харири является оптимальной кандидатурой на пост премьера и вряд ли в нынешних условиях ему найдется достойная замена.[28] Кроме этого, многие ливанцы чувствуют особую гордость за Р.Харири, Его экономическое могущество и созданная с нуля финансовая империя пользуются огромным уважением.[29]  Как прекрасный экономист он также представляет интерес для сирийцев.[30]

Таким образом, кризис власти в Ливане, судя по всему, переходит в новую, возможно более затяжную и серьезную фазу. Не исключено, что в случае восстановления Сирией своих утраченных за последнее время событий в Ливане, Дамаску еще придется делать выбор между Р.Харири и Э.Лахудом, и совершенно необязательно, что предпочтение будет отдано последнему.



[1] Hariri submits resignation to Lahoud, says he will not form new government// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 20.10.2004.

[2] Lebanese president names pro-Syrian politician as prime minister// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 21.10.2004.

[3] Dossier: Rafiq Hariri// Middle East intelligence bulletin, Vol.3, No.7, July 2001.

[4] Dossier: Rafiq Hariri// Middle East intelligence bulletin, Vol.3, No.7, July 2001.

[5] Dossier: Rafiq Hariri// Middle East intelligence bulletin, Vol.3, No.7, July 2001.

[6] Dossier: Rafiq Hariri// Middle East intelligence bulletin, Vol.3, No.7, July 2001.

[7] Аль-Харири истакаля ва аль-истишарат хадан// www.elaph.com – Элаф, 20.10.2004.

[8] Cabinet fails to tackle issue of Lahoud-Hariri strife// The Daily Star, 21.09.2004.

[9] Hariri’s Dilemma// Middle East intelligence bulletin, Vol.5, No.11, November 2003.

[10] Lebanon’s stock market drops 7% on news of Hariri’s resignation// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 22.10.2004.

[11] 18-member Cabinet proposal gets flak// The Daily Star, 09.10.2004.

[12] Lebanese president names pro-Syrian politician as prime minister// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 21.10.2004.

[13] Аль-Харири истакаля ва аль-истишарат хадан// www.elaph.com – Элаф, 20.10.2004.

[14] New Lebanese PM warns against expecting miracles// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 22.10.2004.

[15] What was behind the Beirut shootings?// The Daily Star, 01.06.2004.

[16] Hariri May not Resign as Magic Seen Backfiring on Magician// www.naharnet.com – Naharnet, 02.06.2004.

[17] What was behind the Beirut shootings?// The Daily Star, 01.06.2004.

[18] New cabinet may include all factions// The Daily Star, 17.09.2004.

[19] Syria stands to gain as Lebanon Cabinet quits// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 21.10.2004.

[20] Ali Hamadeh: Hariri Slated for ‘Slow Political Death’ by Lahoud’s Regime// www.naharnet.com – Naharnet, 22.10.2004.

[21] Hariri chances as head of new Cabinet slimmer// The Daily Star, 11.10.2004.

[22] Аль-Харири истакаля ва аль-истишарат хадан// www.elaph.com – Элаф, 20.10.2004.

[23] Пауэл: Карами далиль аля ат-тадаххуль ас-сурий// www.elaph.com – Элаф, 22.10.2004.

[24] Karami, as premier designate, opens arms to everyone// The Daily Star, 22.10.2004.

[25] Government formation impeded by competition, Christian representation// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 23.10.2004.

[26] Hariri quits as U.S. warns Syria to back off// The Daily Star, 21.10.2004.

[27] Lebanon politics: Hariri has had enough// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 21.10.2004.

[28] Opportunity knocks in the choosing of a new prime minister// The Daily Star, 21.10.2004.

[29] Dossier: Rafiq Hariri// Middle East intelligence bulletin, Vol.3, No.7, July 2001.

[30] Lebanon politics: Hariri has had enough// www.lebanonwire.com – Lebanon wire, 21.10.2004.

42.94MB | MySQL:92 | 1,040sec