Ситуация в Ливане: февраль 2017 г.

Ситуация в Ливане в феврале 2017 года характеризовалась относительной стабильностью. Главными  проблемами, стоявшими перед ливанским обществом и политической элитой, были разногласия по поводу проекта нового избирательного закона, который должен стать основой для будущих парламентских выборов,  дебаты вокруг введения новых налогов и обострение отношений с Израилем, которое привело в конце февраля к ожиданиям новой широкомасштабной войны с соседним государством, появившимися в ливанском обществе. В стране сохранялась террористическая угроза, связанная с действиями исламских экстремистов в палестинском лагере Айн аль-Хильве и спящими ячейками «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (обе организации запрещены в России) в регионе Арсаль на севере страны. Негативное воздействие на обстановку в стране продолжал оказывать военно-политический кризис в соседней Сирии и присутствие на территории Ливана полутора миллиона сирийских беженцев, серьезно осложняющих социально-экономическую ситуацию в стране.

В феврале в Ливане продолжалось оживленное обсуждение проекта нового избирательного закона. Для его обсуждения продолжались постоянные консультации в пятипартийном формате с участием «Мустакбаль», «Хизбаллы», Свободного патриотического движения (СПД), «Ливанских сил» и  «Амаль». При этом «Хизбалла» поддерживает проект пропорциональной избирательной системы, который предоставляет большие возможности христианской общине, а движение «Мустакбаль» и Прогрессивно-социалистическая партия (ПСП) считают, что он ведет к маргинализации суннитов и друзов и настаивают на гибридном проекте.  Наибольшие противоречия вызывал проект закона, основанного на пропорциональном представительстве, предложенный лидером СПД и зятем нынешнего президента Ливана М.Ауна  Джебраном Басилем. 5 февраля с осуждением данного проекта выступил лидер ПСП Валид Джумблат. По его заявлению, новый проект закона отражает диктат двух христианских партий: СПД и «Ливанских сил» и ущемляет права других христианских группировок и движений – «Марады», «Катаиб», сторонников Бутроса Харба. Кроме того, он подрывает традиционную базу христианской поддержки ПСП в Горном Ливане. Часть маронитов, проживающих в горных районах Алей и Шуф, традиционно поддерживает ПСП Валида Джумблата. Во время выборов 2014 года ПСП даже выдвинула своего кандидата в президенты – парламентария Анри Хелу.

В то же время конкурент В.Джумблата за лидерство в друзской общине, лидер Демократической партии Ливана Таляль Арслан поддержал «пропорциональный» проект Дж.Басиля, отметив 10 февраля, что «Избирательный закон 1960 года несправедлив по отношению к друзским законодателям. Он гарантирует  нам только два места из восьми, отведенных нам в парламенте. Надеемся, что новый закон даст друзам больше возможностей». 12 февраля лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла, вступая не телеканале «Аль-Манар», призвал ливанских политиков «не терять времени в бесплодных обсуждениях нового закона», отметив, что проект пропорционального представительства, предложенный Д.Басилем не лишает друзов и движение «Мустакбаль» присутствия в законодательном органе. Х.Насралла отметил необходимость ревизии закона 1960 года.  По его словам, «этот закон не является справедливым. Некоторые партии, распространенные по всему Ливану из-за него даже не представлены в парламенте».

Бурные дебаты в ливанском обществе вызвало намерение ливанского правительства повысить налоговые ставки, высказанное 18 февраля премьер-министром страны Саадом Харири. В частности, он заявил о необходимости повысить налоги на земельную ренту и на добавленную стоимость. Это намерение было мотивировано планами правительства по увеличению зарплат работников госсектора, в частности государственных образовательных учреждений, доходы которых крайне низки. Ливан является в настоящее время страной с наиболее либеральной экономикой на Ближнем Востоке и наиболее низкими налогами. Однако оппоненты правительства считают, что правительственные меры, если они будут приняты, коснутся не крупных предпринимателей, а мелкого бизнеса и пенсионеров. Лидер ПСП Валид Джумблат и бывший министр финансов Бутрос Харб подчеркнули, что для наполнения бюджета необходимо, прежде всего, покончить с коррупцией. По их мнению, увеличение налогов должно коснуться только фиксированных доходов.

Большую тревогу в ливанском обществе в феврале 2017 года вызвала эскалация напряженности в отношениях с Израилем. Во многом она была вызвана присутствием вооруженных формирований «Хизбаллы» на сирийских Голанских высотах, что рассматривается в Израиле как угроза национальной безопасности страны. 21 февраля в интервью иранскому телевидению лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла, отвечая на вопрос о слухах о предстоящей войне с Израилем, циркулирующих в ливанских политических кругах, заявил, что в таком случае израильское государство столкнется с разрушительным ответом. Он отметил, что у «Хизбаллы» есть возможности в ответ на бомбардировки Ливана разрушить склады аммиака в Хайфе и израильский ядерный реактор в Димоне, нанеся таким образом, непоправимый ущерб израильской экономике и экологии. «Израиль должен подумать миллион раз, прежде чем начинать войну с Ливаном. У нас есть средства, чтобы ответить на израильскую угрозу», — заявил Насралла. Отвечая на вопрос корреспондента IRIB о том, признает ли «Хизбалла» Израиль в случае, если последний заключит мирный договор с палестинцами и признает палестинское государство, Х.Насралла ответил, что враждебность все равно останется. «Даже мирный договор с Израилем не снимет с него ярлык террористического государства и бремя оккупации. Израиль лжет, когда говорит о решении, основанном на образовании двух государств, и обманет палестинцев, если они с этим согласятся», — отметил он. В интервью лидер «Хизбаллы» призвал Израиль  «не только закрыть склады аммиака в Хайфе, но и демонтировать атомный реактор в Димоне». Он подчеркнул, что «военные возможности «Хизбаллы» позволят ударить по Израилю и по его поселениям».

Заявления Хасана Насраллы вызывают беспокойство в Израиле еще и потому что они косвенно были поддержаны ливанским государством. 14 февраля ливанский президент М.Аун сделал недвусмысленное заявление, свидетельствующее о прочности военно-политического альянса с «Хизбаллой». Он высказался за сохранение вооруженных формирований «Хизбаллы», отметив, что «в связи с тем, что Израиль оккупирует часть ливанской территории, а ливанская армия еще недостаточно сильна, чтобы противостоять агрессивным устремлениям, мы нуждаемся в армии сопротивления, являющейся дополнением ливанской армии». М.Аун подчеркнул, что «оружие, находящееся на руках у сопротивления, не противоречит государственному проекту. Иначе мы давно отобрали бы его». М.Аун также добавил: ««Хизбалла» представляет народ юга Ливана. Это жители нашей земли, вынужденные обороняться от Израиля, старающегося оккупировать их и угрожающего им. Мы не будем дальше обсуждать вопрос, нужно ли сохранить оружие «Хизбаллы», так как Израиль оккупирует часть нашей территории (фермы Шебаа – авт.) угрожает нашим территориальным водам». М.Аун также выразил свою уверенность в том, что «Хизбалла» не повернет свое оружие против ливанского народа и не будет сеять смуту в стране.

Необходимо отметить, что заявления М.Ауна о необходимости сохранения вооруженных формирований «Хизбаллы» вызвали негативную реакцию со стороны руководства движения «Мустакбаль». Его лидер и премьер-министр Ливана Саад Харири, выступая 14 февраля на собрании, посвященном годовщине гибели своего отца Рафика Харири, отметил: «Мы никогда не допустим компромисса ни по поводу режима Башара Асада в Сирии и тех жестокостей, которые он совершил. Мы также не допустим компромисса по поводу нелегального оружия (имеется в виду «Хизбаллы» — авт.) и участия «Хизбаллы» в войне в Сирии». Далее С.Харири заявил: «В настоящее время в стране нет консенсуса по поводу оружия «Хизбаллы». Этого консенсуса нет ни в парламенте, ни в правительстве. Однако мы уверены в том, что страну могут защищать только единодушное сплочение вокруг армии и легальных институтов».

Основным событием во внешнеполитической жизни Ливана в феврале 2017 года стали визиты президента страны Мишеля Ауна в Египет и в Иорданию. 13-15 февраля М.Аун находился с официальным визитом в Египте. В ходе визита он встретился с президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси и провел с ним длительные переговоры. Мишель Аун подчеркнул важность этой страны для борьбы с терроризмом, центральное положение, которое она занимает в арабском мире. В свою очередь Абдель Фаттах ас-Сиси заявил о том, что его страна готова оказать братскому Ливану любую помощь в укреплении его армии и спецслужб. В ходе пребывания в Каире М.Аун нанес визит в штаб-квартиру Лиги арабских государств и встретился с патриархом коптской церкви Тавадросом II и с верховным  имамом университета Аль-Азхар Ахмедом ат-Тайебом. В ходе пребывания в Иордании 16-17 февраля президент М.Аун провел переговоры с королем Абдаллой II, в ходе которых обсуждались сирийский кризис и вопросы борьбы с терроризмом.

20-21 февраля Бейрут посетила лидер французской партии Национальный фронт Марин Ле Пен. В ходе визита она встретилась с президентом страны Мишелем Ауном, премьер-министром Саадом Харири, патриархом маронитской церкви Бутросом Бешарой ар-Раи  и суннитским муфтием Ливана Абдель Латифом Дерьяном. Большой скандал вызвало то, что французский политик отказалась надевать обязательный для женщин хиджаб на встречу с муфтием. В ходе пребывания в Бейруте М. Ле Пен заявила о том, что «сохранение Асада в Сирии является для Франции наиболее предпочтительным решением». Этим она вызвала гнев антисирийски настроенных ливанских политиков. Например, лидер «Ливанских сил» Самир Джаджаа заявил, что Б.Асад, по его мнению, является террористом, ничуть не лучшим, чем «Исламское государство», а лидер ПСП Валид Джумблат отметил, что заявления М. Ле Пен являются оскорблением для многих ливанцев и сирийцев.

23 февраля Ливан посетил глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас. Прошли его переговоры с президентом Ливана Мишелем Ауном. По итогам встречи М.Аун отметил, что ожидает плодотворного сотрудничества с ПНА в деле сохранения спокойствия и поддержания порядка в лагерях палестинских беженцев на территории Ливана, которые «недобросовестные и криминальные деятели, играющие на несчастьях палестинского народа, пытаются превратить в рассадники насилия и терроризма». Заявление ливанского президента было достаточно актуальным, потому что после отъезда М.Аббаса, 26 февраля лагерь Айн аль-Хильве стал ареной ожесточенных столкновений между сторонниками партии ФАТХ и радикальными исламистами.

52.13MB | MySQL:103 | 0,467sec