О работе в Европе турецкой спецслужбы МИТ против сторонников Ф.Гюлена

Турция организовала широкомасштабную шпионскую деятельность в отношении критиков режима президента Р.Т.Эрдогана через работников своих посольств во многих странах мира. Об этом сообщила электронная версия австрийской газеты «Кронен цайтунг», в распоряжение которой попали впервые всплывшие документы. «Турция поддерживает в этой работе 33 посольства по всему миру, недавно всплыли документы, которые указывают, что они (посольства — прим. корр.) стали частью хорошо организованной шпионской сети», — пишет издание. По его утверждению, Турция преследует по всему миру предполагаемых сторонников мусульманского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара считает организатором попытки госпереворота в прошлом году. Приказы о слежке за последователями Ф.Гюлена якобы поступали от Управления по делам религии Турции. Как отмечается, шпионская сеть была хорошо организована, в ней принимают участие имамы и атташе по вопросам религии. Так, шпионские доклады об австрийских сторонниках Ф.Гюлена поступали в Турцию из генерального консульства в Зальцбурге и посольства в Вене. Главным разоблачителем разведывательной работы турецких властей выступил депутат от австрийской партии «Зеленые» Петер Пильц. По его словам, «у него теперь есть окончательное доказательство существования такой всемирной сети». «Я ожидаю, что министр иностранных дел (Австрии) издаст официальное предостережение от поездок (в Турцию), чтобы австрийцы не попали в ловушку Эрдогана», — приводит его слова издание.

Прежде чем прокомментиривать эту «сенсацию», отметим, что аналогичная кампания разоблачений практически синхронно началась и в ФРГ, и там на это уже реагируют представители исполнительной власти и специальных служб. Начнем с того, что в свое время сторонники Ф.Гюлена пользовались практически неограниченной поддержкой специальных служб Турции. В частности, посольским резидентам турецкой разведслужбы МИТ было предписано «оказывать сторонникам секты и подконтрольным им структурам в стране пребывания всяческое содействие». Имелись в виду, прежде всего, образовательные лицеи под эгидой «Нурджулар». Это обстоятельство, кстати, послужило основанием для спецслужб ряда стран полагать структуры Ф.Гюлена чуть ли не филиалом МИТ, что, в общем-то, было неправильно. Люди Ф.Гюлена всегда действовали самостоятельно и во многом автономно. По крайней мере, они никогда не отчитывались перед резидентом в той или иной стране обо всех нюансах своей деятельности. В данном случае разведслужба работала в рамках сглаживания различных конфликтных ситуаций с местными властями и оптимизации организации консульских услуг для нужных людей в формате деятельности этих сект в той или иной стране. И в этой связи «ответственным» куратором, или, если хотите, офицером поддержки в посольствах обычно назначался официальный представитель МИТ в том или ином дипломатическом представительстве Турции. Это давало ему возможность активно лоббировать интересы секты среди местных спецслужб, используя свой официальный статус. Такая ситуация сохранялась некоторое время даже после того, как собственно сам Ф.Гюлен выехал в вынужденную эмиграцию в США. Четкие директивы посольским резидентурам МИТ прекратить всяческую поддержку сторонникам Ф.Гюлена официально пришло в резидентуры только три года назад. При этом отметим, что никаких указаний по организации регулярной контрразведывательной работы в их отношении тогда не последовало. Все изменилось кардинальным образом после путча, что, в принципе, логично, если взять за основу личную ненависть Р.Т.Эрдогана к Ф.Гюлену и его абсолютной убежденности, что за попыткой госпереворота стоял именно его давний конкурент. В общем-то, сейчас в повестке дня любых международных переговоров Р.Т.Эрдогана всегда присутствует тема требования закрыть структуры, подконтрольные Ф.Гюлену в той или иной стране. Естественно, что под эту тенденцию вынуждены подстраиваться и все государственные структуры Турции, включая МИТ. В использовании местных протурецких имамов для сбора данных в отношении сторонников Ф.Гюлена нет ничего удивительного, иных более эффективных инструментов для получения информации у посольских резидентур МИТ просто нет. Все дело в том, что эти резидентуры долгое время были «заточены» совершенно под иные задачи. Приоритетной целью практически всегда была курдская тема и отслеживание активности сторонников Рабочей партии Курдистана (РПК) в той или иной стране. В том числе включая проведение агентурных операций среди курдской диаспоры. Причем отметим, что еще пять-семь лет назад у турецких спецслужб ощущался крайний дефицит кадров, и агентурной работой были вынуждены заниматься, в том числе, и официальные представители МИТ, что, естественно, было нарушением соответствующих соглашений. И, отметим, что этот момент никоим образом тех же немцев и австрийцев на тот период времени не волновал, хотя они о нем, безусловно, знали. Сможет ли турецкая спецслужба, которая подверглась жестким кадровым чисткам, и из которой ушел целый пласт хорошо подготовленных в американских учебных службах профессионалов, в настоящее время наладить эффективную работу среди сторонников Ф.Гюлена? Не убеждены, любые такие провалы в нарушении естественной ротации поколений ведут к потере качества. На смену «профи» приходят идеологически верные «хунвейбины», что не ведет к повышению эффективности. Но работа против сторонников Ф.Гюлена подразумевает активную агентурную деятельность внутри турецкой диаспоры, что, конечно же, легче сделать, чем работать среди враждебно настроенных курдов.

Но это частности, а вот главным выводом из всей этой истории является четко организованная кампания в ФРГ и Австрии против турецкой активности в своих странах. Все эти «разоблачения» в прессе, безусловно, организованы с подачи местных спецслужб, которые тем самым «легализовали» накопленные данные и получили отличный предлог для официального расследования. Все это вписывается в общую стратегию европейцев по сдерживанию лично Р.Т.Эрдогана в рамках разгоревшейся борьбы сугубо межличностных отношений между западными политиками и турецким лидером. Настаиваем именно на такой трактовке происходящего, а не структурном недоверии между ЕС и Турцией в качестве  экономических партнеров.

52.45MB | MySQL:102 | 0,500sec