О военной ситуации в Сирии (25 марта – 1 апреля 2017 г.)

По данным российской части представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня (далее — российская и турецкая части), в течение прошедшей недели было зафиксировано 94 подтвержденных нарушения режима прекращения огня. Наиболее часто обстрелы отмечались в провинциях Латакия, Хама, Дамаск. Это примерно на треть больше показателя предыдущей недели (65). Резкий рост нарушений был связан с резкой интенсификацией боевых действий в провинциях Дамаск и Хама.

Показательно, что ежедневно от 10 до 20 нарушений фиксировала турецкая часть, однако российская часть их всякий раз «не подтверждала». Что скрывается за этими словами — трудно сказать. Возможно, стоит говорить о невозможности подтвердить? Ведь очевидно, что в условиях, когда на стороне Дамаска воюют самые разношерстные формирования, говорить, что все они строго и неукоснительно выполняют соглашение, вряд ли приходится. Отсюда и предположение: не является ли все это, включая активизацию боевых действий в провинциях Дамаск и Хама, следствием неких новых разногласий между Россией и Турцией?

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Хама, Хомс.

27 марта группировка «Ахрар аш-Шам» объявила, что ее боевики якобы сбили российский вертолет на востоке провинции Латакия. Позднее она же сообщила, что речь шла о сирийском вертолете российского производства. Со своей стороны Минобороны России опровергло первую информацию.

По данным сирийских источников, 31 марта якобы с российских кораблей из состава постоянного оперативного соединения ВМС России в Средиземном море был нанесен удар крылатыми ракетами по целям джихадистов из группировки «Тахрир аш-Шам» в провинциях Латакия и Идлиб. Как представляется, эта информация может быть верной лишь отчасти, поскольку в настоящее время в составе российского соединения в Средиземноморье нет носителей крылатых ракет «Калибр». Скорее всего, если удар наносился, его выполнил береговой ракетный комплекс «Бастион», ранее уже продемонстрировавший свою способность поражать и наземные цели.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Дамаск, Дейр эз-Зор, Хама, Хомс, Латакия.

В частности, 27 марта самолеты сирийских ВВС решали задачи изоляции района боевых действий в провинции Хама. Они уничтожили две крупных автоколонны боевиков ИГ и «Тахрир аш-Шам» на севере и востоке провинции.

26 марта Сирия предупредила Израиль, что в ответ на любой новый авианалет на ее территорию по территории последнего будут применены оперативно-тактические ракеты «Скад».

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.

На востоке провинции Алеппо сирийские войска 26 марта развивали успех, достигнутый в результате взятия г.Дейр Хафер. В тот день был установлен полный контроль над деревней Умм Тина.

Там же  правительственным силам к 28 марта удалось выбить боевиков ИГ из деревень Расм Джейси и Джафира Караль.

29 марта освобождены деревни Джабб Мади, Заркия, Аль-Машрафа, Кайсама. Наступление велось в направлении авиабазы «Джира».

1 апреля правительственные войска заметно потеснили формирования группировки «Тахрир аш-Шам» в районе Джамиа аз-Захра на западе провинциального центра. В тот же день боевики попытались контратаковать на этом направлении, но их контратака была отбита.

На севере провинции Хомс 1 апреля правительственные силы атаковали позиции боевиков «Тахрир аш-Шам» у городов Тальбиша, Аль-Канту и Бурдж Каи.

В провинции Дамаск на востоке столицы в течение 29 – 30 марта  продолжались ожесточенные бои за квартал Джобар, где наметилось заметное продвижение правительственных сил.

В восточных предместьях Дамаска 31 марта эпицентр боев между правительственными силами и формтированиями «Тахрир аш-Шам»находился в районе Аль-Кабун.

В провинции Ракка в ходе наступления на одноименный город формирования «Сил демократической Сирии» (СДС) 26 марта завязали бои за аэродром города Табка (иногда его называют Ат-Табака) и к исходу дня овладели им. Боевики ИГ контролировали военный аэродром близ Табки с августа 2014 г. Этот объект находится в 50 км к западу от г.Ракка. Установление контроля над ним вписывается в общую тактику СДС и международной коалиции по окружению оплота ИГ в Сирии. В боях в провинции Ракка огневую поддержку силам СДС осуществляли боевые вертолеты и артиллерия США.

27 марта формирования СДС, ранее установившие контроль над аэропортом г.Табка, находящимся в 3 км к югу от города, вели ожесточенные бои с отрядами ИГ, продвигаясь в направлении плотины на реке Евфрат, находящейся к северу от города. В тот же день формирования СДС вошли на территорию гидрокомплекса с севера.

28 марта бои в районе г.Табка и его аэродрома продолжились – боевики ИГ попытались перейти там в контрнаступление. Сам город оставался на тот момент под контролем ИГ.

31 марта стало известно, что на север Сирии доставлена партия американского оружия, предназначенного для формирований СДС, ведущих наступление на Ракку. Автоколонна прибыла в Сирию из Иракского Курдистана. Ее сопровождали американские солдаты. Первая партия американского оружия, включая до 10 бронированных автомашин, была передана формированиям СДС в январе.

В провинции Хама к северу от провинциального центра 27 марта правительственные силы вели наступление в направлении г.Комхана. В ходе боевых действий им удалось установить контроль над городком Таль Саммам.

Восстанавливая позиции на севере провинции, 29 марта сирийские войска выбили боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» из г.Маарзаф. 30 марта разблокирована автодорога, связывающая Хаму с христианским городом Махарда.

К 31 марта правительственные силы в целом восстановили контроль над большинством территорий, утраченных ранее в ходе начавшегося 21 марта внезапного контрнаступления формирований «Тахрир аш-Шам».

В провинции Дераа в боях за одноименный город 26 марта сирийским войскам удалось с боями заметно продвинуться в южном квартале Аль-Маншия. Там им противостоят формирования группировки «Тахрир аш-Шам». 27 марта отбита атака боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции правительственных сил в квартале Аль-Маншия.

В провинции Дейр эз-Зор 27 марта продолжались попытки правительственных сил пробиться из южных кварталов провинциального центра к осажденной авиабазе.

28 марта отбита атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил в западных кварталах провинциального центра.

На северо-востоке провинции Эс-Сувейда после тяжелых продолжительных боев правительственным силам удалось выбить боевиков ИГ из 14 деревень. Установлен контроль над территорией площадью 300 кв. км.

На юге провинции Хасеке 29 марта отражена атака боевиков ИГ на позиции формирований СДС у реки Хабур. При отражении атаки уничтожены до 45 джихадистов.

29 марта Турция заявила о завершении своей военной операции «Щит Евфрата», проводившейся на севере Сирии в провинции Алеппо с августа 2016 г. с участием формирований Свободной сирийской армии (ССА). Главный ее итог — Анкаре удалось создать буферную зону на территории Сирии вдоль турецко-сирийской границы шириной до 25 км, а также нанести определенный урон формированиям ИГ. Они были выбиты из городов Джараблус, Ар-Раи, Дабик, Эль-Баб. Турецкие войска, участвовавшие в боевых действиях, понесли ощутимые потери. Еще один итог операции — по всей видимости, удалось наладить взаимодействие на земле американских и российских военных, которые не допустили значительных боестолкновений между протурецкими силами — с одной стороны, сирийской армией и курдами — с другой.

29 марта стало известно, что Иран и Катар договорились об эвакуации 4 населенных пунктов в Сирии. Речь идет об обитателях городов Забадани и Мадайя в провинции Дамаск, осажденных правительственными силами, и шиитских городах Фуа и Кефрайя в провинции Идлиб, осажденных повстанцами.

30 марта госсеретарь США Р.Тиллерсон обозначил определенное изменение позиции Вашингтона в отношении Дамаска, заявив, что судьбу президента Башара  Асада должен решать сирийский народ. Эту же тему продолжила представительница США в ООН, заявившая, что уход Б.Асада «больше не является приоритетом» для Вашингтона.

62.85MB | MySQL:102 | 0,674sec