Прошедшие в конце октября с.г. президентские и парламентские выборы в Тунисе в очередной раз подтвердили лояльность населения этого североафриканского государства к действующему президенту Зин Аль-Абидину Бен Али, который находится на президентском посту с октября 1987 г., и на президентских выборах 1994, 1999 и 2004 годов получал значительную поддержку избирателей. В настоящее время правительство Туниса продолжает проводить внутриполитическую линию “дозированной демократии”, используя политические и экономические рычаги власти с целью предупреждения проявлений, которые могли бы привести к обострению внутриполитической ситуации в государстве.
Несмотря на отсутствие четко оформленного внутриполитического консенсуса в государстве, за последние десятилетия руководство Туниса смогло добиться определенных сдвигов во внутриэкономической сфере. В частности, правительством приняты меры по улучшению уровня жизни тунисского населения. Реформы в Тунисе, проведенные по образцу советской “перестройки”, оказались достаточно эффективными. Если в 80-х гг. прошлого столетия количество тунисцев, живущих на гране нищеты составляло около 40 процентов населения, то в настоящее время их число сократилось до 4,2 процента. В результате социальной и экономической политики тунисского руководства значительно стерлись контрасты между отдельными слоями общества, в частности, между бедными и богатыми. В настоящее время Тунис – одно из наиболее стабильных в политическом плане и экономически развитых государств Северной Африки. В своей предвыборной программе 2004 г. президент Туниса особое место отвел экономическому положению в государстве, подчеркнув, что гражданские и политические права человека не могут соблюдаться без удовлетворения минимальных потребностей граждан в экономической и социальной сфере.
Референдум, состоявшийся в мае 2002 г. предоставил президенту Туниса З. Бен Али право участвовать в очередных президентских выборах в 2004 г. Кроме того, были изменены возрастные ограничения на пребывание президента у власти. Внесенные поправки предоставляют действующему президенту государства возможность баллотироваться в президенты в 2009 г., а в случае успеха находиться у власти до 2014 г. Некоторым изменениям подвергся и избирательный процесс в государстве: конституционные поправки предусматривают проведение двухэтапной избирательной компании, создание двухпалатного парламента, расширение полномочий Конституционного совета и т.д.
К настоящему времени в Тунисе еще отсутствует полноценный диалог между правящей партией и партиями оппозиции, который мог бы предоставить гражданам возможность осознанного определения своих политических убеждений. Несмотря на широкий спектр оппозиционных партий, они не играют значительной роли в политической жизни страны и пока еще не смогли выработать взаимоприемлемого взгляда на общенациональные проблемы.
Руководство Туниса разделяет все оппозиционные силы в государстве на “демократическую оппозицию” и “антидемократические движения”, относя к последним запрещенные в государстве исламское движение “Нахда” и Тунисскую рабочую коммунистическую партию. Согласно установленным нормам, оппозиционная партия может выставлять своего кандидата на президентские выборы, если она представлена в парламенте, а кандидат ранее был ее лидером на протяжении не менее 5 лет.
Политические силы в Тунисе неоднозначно отнеслись к проведению президентских и парламентских выборов в 2004. Решающим фактором в определении их позиции стали конституционные поправки в ноябре 2003 г., позволяющие президенту баллотироваться на третий срок. С учетом легальности своей деятельности и степени участия на последних выборах оппозиционные политические партии и движения Туниса условно разделились на три направления:
1. Легальная оппозиция (или официальная оппозиция). Поддерживая конституционные поправки, представители данного направления проявили намерение участвовать как в президентских, так и в парламентских выборах. Данное направление включает в себя Движение демократов — социалистов (ДДС) и Демократическо-юнионистский союз (ДЮС), которые объявили о своей поддержке кандидатуры Зин Аль-Абидина Бен Али и призвали своих избирателей проголосовать за действующего президента. Они также выдвинули кандидатов в законодательные органы власти в большинстве избирательных округов.
Другие представители данного направления – Либерально-социалистическая партия (ЛСП), которая выдвинула своего лидера Мунира Аль-Баджи в качестве кандидата в президенты, а также Партия народного союза (ПНС), которая в качестве кандидата в президенты выдвинула руководителя партии Мухаммада Абу Шиха. Две партии также выдвинули своих кандидатов в парламентарии в большинстве избирательных округов.
2. Легально учрежденные партии, которые в последние годы значительно усилили критику в адрес президента и правящей партии. Одна из них — Прогрессивная демократическая партия, представители которой призвали к бойкоту президентских выборов, хотя и приняли решение участвовать в парламентских выборах. Другая – движение “Ат-Тадждид” (“Обновление”) – ассамблея независимых лиц и небольших партий левой ориентации, которые провозгласили “Демократическую инициативу” и объявили о согласии участвовать в президентских и парламентских выборах. Представители данной партии выдвинули своего кандидата в президенты – Мухаммада Али Аль-Хальвани, президента Национального совета за обновление. Целью “Ат-Тадждид” на прошедших выборах было стремление привлечь народные массы и представить им политическую доктрину, альтернативную доктрине правящей партии.
3. Неофициальная оппозиция, представленная главным образом непризнанными властями партиями, блоками и движениями. К их числу можно отнести официально непризнанные партии: Движение исламского возрождения, Партию республиканского конгресса и Тунисскую коммунистическую рабочую партию, а также недавно разрешенную партию “Демократический форум за труд и свободы”. Все указанные партии выступили за полный бойкот президентских и парламентских выборов. Различные по своей идеологической окраске, данные партии разделяют общую идею, обнародованную лидером республиканского конгресса Монсефом Аль-Марзуки и подвергающую критике существующую политическую ситуацию в стране *.
Непосредственно перед началом парламентских и президентских выборов представители тунисской оппозиции выразили сожаление в связи с “попранием политических свобод и воли населения Туниса”. Оппозиционные партии потребовали проведения международного мониторинга президентских выборов и предостерегли о возможной фальсификации их результатов. Вместе с тем, еще до начала выборов политические аналитики признали, что три кандидата в президенты от оппозиции практически не имеют шансов одержать победу.
В целом, в ходе проведения октябрьских выборов политическая ситуация в Тунисе характеризовалась относительной стабильностью. За два дня до начала парламентских выборов представители Прогрессивной демократической партии объявили о своем отказе принимать в них участие. Около 20% мест в парламенте страны были зарезервированы для шести оппозиционных партий Туниса (согласно тунисским законам ни одна из политических партий страны, включая правящую, не может занимать более 80% мест в парламенте).
Общенародное голосование началось в 7.30 утра и окончилось в 16.30 по местному времени, за час до окончания дневного поста священного месяца рамадан. В первые полтора часа после начала голосования проголосовало около 20% тунисцев. Первичные итоги выборов были подведены в день голосования, в 23.00, а официальные результаты были объявлены на следующий день.
В выборах в парламент Туниса приняло участие около 4,46 млн. тунисцев, которые посетили 12903 избирательных участка. В результате подсчета голосов правящая партия ДКО получила 152 из 189 мест в парламенте страны (ранее занимала 148 из 182 мест). Остальные места были распределены между пятью из семи участвующих в избирательной кампании оппозиционных партий (в соответствии с двадцатипроцентным лимитом). Из 37 занятых оппозицией мест 14 были отданы ДДС, 11 – ПНС, 7-ДЮС, 3 – движению “Ат-Тадждид” и 2 – ЛСП. Следует отметить тот факт, что по итогам выборов тунисские женщины получили 43 из 189 мест в парламенте (22,7% от общего количества).
По итогам голосования на президентских выборах победу одержал действующий президент Зин Аль-Абидин Бен Али (94,49%). Второе место занял кандидат от Партии народного союза Мухаммад Абу Шиха (3,78%), третье – кандидат от партии “Ат-Тадждид” Мухаммад Али Халвани (0,95%), четвертое – кандидат от Либерально-социалистической партии Мухаммад Мунир Аль-Баджи (0,79%) **.
Выборы в Тунисе вызвали широкий международный резонанс. По словам президента Италии Карло Чампи, в период нового президентского мандата Зин Аль-Абидина Бен Али можно ожидать активизации итальяно-тунисские отношений, что должно способствовать развитию евро-средиземноморского партнерства, укреплению диалога культур и борьбы с терроризмом.
Федеральный канцлер Германии Герхард Шредер выразил надежду, что Германия и Тунис будут развивать двухсторонние отношения, в частности, в рамках участия Туниса в ассоциативном партнерстве с Европейским Союзом, что предоставит возможность укрепить традиционные и привилегированные отношения между двумя народами и двумя странами.
Президент Ливана Эмиль Лахуд подчеркнул, что политика вновь избранного президента, в прошедшие годы принесшая блестящие плоды, будет гарантировать успех Туниса во всех сферах.
Президент России Владимир Путин выразил убеждение, что Тунис следует путем прогресса и демократии, и что традиционные отношения дружбы и сотрудничества будут развиваться с учетом взаимных интересов двух народов и двух государств, что в свою очередь будет способствовать укреплению мира и безопасности в регионе и в мире в целом.
Как подчеркнул президент Турции Ахмуд Сезер, отношения между Тунисом и Турцией в период нового президентского мандата получат дальнейшее развитие ***.
В своем заявлении относительно проведенных выборов в Тунисе король Марокко Мухаммад VI отметил, что путем предоставления очередного президентского мандата З.А.Бен Али тунисцы подтвердили свое доверие мудрому и проницательному государственному деятелю.
По словам бывшего министра Алжира Саиды Бен Хабийлис, выборы в Тунисе прошли при участии большого количества женщин и пенсионеров и продемонстрировали четкое соблюдение законов и тайны голосования.
Наряду с другими региональными и международными организациями за ходом выборов в ряде тунисских городов наблюдала комиссия Лиги Арабских Государств (ЛАГ). Одним из принципов работы комиссии стало соблюдение “полного нейтралитета”. По итогам работы делегации генеральному секретарю ЛАГ был представлен доклад. Как отметил помощник генерального секретаря ЛАГ по политическим вопросам и одновременно председателя наблюдательной миссии в Тунисе Ахмад Бен Хали, тунисские выборы не имели значительных нарушений. Он отметил, что данные выборы были организованы в соответствии с международными стандартами, а для граждан были созданы условия для свободного волеизъявления.
Представитель тунисской комисии по наблюдению за выборами Самир Аль- Обейди отметил, что выборы стали очередной вехой в тунисском опыте проведения электорального процесса, несмотря на тот факт, что в ходе голосования еще отмечались определенные проблемы.
По окончанию президентских и парламентских выборов члены блока “Демократической инициативы”, которые поддерживали кандидатуру Мухаммада Али Халвани, выразили свое несогласие с результатами подсчета голосов. Они высказали мнение о том, что в ходе голосования было проявлено “пренебрежение сознанием тунисцев”. М.Али Халвани предоставил официальный протест в конституционный совет Туниса, заявив о несоответствии ряда избирательных процедур установленным нормам. Лидер “Демократического форума за труд и свободы” Мустафа Бен Джаафар поспешил заявить, что результаты общих выборов не отражают устремления населения, а сам выборный процесс не характеризовался демократическим плюрализмом.
Представители руководства США с легкой критикой отнеслись к переизбранию Зин Аль-Абидина Бен Али на четвертый президентский срок. Они призвали руководство Туниса к проведению политических реформ. Как отметил спикер госдепартамента США Адам Эрели, Тунис преуспел в экономическом развитии, образовании и представлении прав женщинам, однако существенно сократил свой потенциал в политической сфере. Он подчеркнул, что кандидаты от оппозиции должны иметь большие возможности для выражения своего мнения, организации избирательных компаний и для конкуренции в ходе выборов, что является весомым показателем силы демократических институтов. По мнению ряда политологов, осторожная критика Вашингтона поясняется нежеланием повредить процессу политического реформирования в Тунисе. Реакция американского руководства не осталась незамеченной в тунисских средствах массовой информации. Так, газета “Аш-Шурук”, которая обычно отражает точку зрения тунисского руководства в отношении США, отметила, что американская администрация стремится играть роль “опекуна на выборах в странах арабского мира” ****.
В контексте вышеизложенного целесообразно обратить внимание и на дипломатические аспекты тунисско-американских отношений. В сентябре 2004 г. госсекретарь США К.Пауэлл провел встречу с министром иностранных дел Туниса Хабибом Бен Яхья, в ходе которой рассмотрел возможность реализации широкого ряда реформ в арабских странах в рамках выдвинутой ранее инициативы “Большого Ближнего Востока”. Руководство CША учредило в Тунисе региональное бюро с целью наладить диалог с гражданскими организациями и элитой, которые противостоят позициям США по ряду арабских проблем. Работа в этом бюро осуществляется в рамках проекта “Большой Ближний Восток”, который вызывает в тунисском обществе дискуссии и реакцию, колеблющуюся между принятием и отказом. Проект США охватывает различные сферы: от сотрудничества с целью проведения политических, экономических и образовательных реформ до военного сотрудничества с блоком НАТО. Вместе с тем, позиция тунисской элиты по данной инициативе до сих пор четко не оформлена.
10 ноября 2004 г., через две недели после своего переизбрания президент Туниса Зин Аль-Абидин Бен Али произвел ряд перестановок в правительстве страны. Свой прежний пост сохранили премьер-министр Туниса Мухаммад Ганнуши, министр юстиции Башир Теккар и министр экономического развития Нури Джуини. Бывший министр культуры Абдельбаки Гармасси назначен на должность министра иностранных дел вместо Хабиба Бен Яхья, который в свою очередь покинул правительство. Министром культуры стал Мухаммад Азиз Бен Ашур. Бывший советник президента Рафик Бельхадж Касем назначен министром внутренних дел вместо Хедди Мхенни. Последний сменил на посту министра обороны Дали Джази. Бывший министр финансов Афиф Челби назначен министром промышленности, а на его прежнее место назначен Мухуммад Рашид Кешиш. Министром туризма стал бывший владелец гостиничного хозяйства Туниса Тиджани Хаддад, который сменил на данном посту Абдеррахима Зуари, ставшего в свою очередь министром транспорта. Директор национальных тунисских авиалиний Рафаа Дахил назначен на должность министра социальной сферы. Министром технологий и коммуникаций стал Монтасер Ваили. На должности министров здравоохранения и окружающей среды назначены соответственно Рида Кешрид и Надир Хамада*****.
По прогнозам ряда аналитиков, в ближайшем будущем политика руководства Туниса будет характеризоваться тенденцией к большей открытости и к введению многопартийности. Этому будет способствовать председательствование Зин Аль-Абидина Бен Али на Общеарабском саммите, одной из целей которого является рассмотрение вопроса о проведении политических реформ в арабских государствах. Некоторые политологи предвещают выход на авансцену тунисской политики партии либерального толка – Средиземноморской либеральной партии во главе с известной в Тунисе писательницей Лейлой Шаршур******. Вместе с тем, о степени “конкурентноспособности” новой партии судить еще рано. А о том, что авторитет действующего президента Зин Аль-Абидина Бен Али сохранится и в дальнейшем – сомневаться, по всей видимости, не стоит.
* — Аl-Ahram Weekly, 11-20 October 2004, Issue № 712
** — www.binali2004.com
*** — La Presse, Tunis, 28.10.2004
**** — Al-Mustaqbal, Lebanon, 28.10.2004
***** — www.middle-east-online.com
****** — ?he North Africa Journal, September 6, 2004/ http://www.north-africa.com/private/weekly.htm