Военно-политическая обстановка в Ираке (ноябрь 2004 г.)

В ноябре 2004 года военно-политическая обстановка в Ираке характеризовалась сложностью и усилившейся напряженностью. Военная операция американских и иракских правительственных войск в Эль-Фаллудже инициировала усиление боевой и террористической деятельности местных сил сопротивления и иностранных боевиков в районах с преимущественно суннитским (арабским) населением. По мере приближения сроков выборов в Национальное собрание (парламент) в стране все больше обостряется борьба между различными иракскими политико-религиозными силами. Сложным остается положение в экономической и социальной сферах Ирака. Внешнеполитическая деятельность нынешнего иракского руководства в истекшем месяце продолжала концентрироваться на вопросах упрочения позиций официального Багдада в регионе и на международной арене, получении Ираком возможно большей разносторонней иностранной помощи.

В сфере безопасности в Ираке в ноябре 2004 года сохранялась очень напряженная ситуация. В различных районах страны продолжались вооруженные столкновения, обстрелы, нападения на транспортные конвои, террористические акты (в т. ч. с использованием террористов-смертников), похищения людей, диверсии на различных экономических объектах, другие насильственные действия.

7 ноября правительство Ирака ввело в стране военное положение (кроме трех курдских провинций) сроком на 60 суток. Было объявлено о закрытии границ с Сирией и Иорданией. Исключение здесь было сделано лишь для грузового транспорта, доставляющего в Ирак продовольствие. На несколько дней для полетов гражданских самолетов был закрыт международный аэропорт Багдада.

Наиболее острая ситуация сложилась в центральных, северных и западных районах Ирака. В первую очередь, речь здесь идет об Эль-Фаллудже — городе, считавшимся главным центром сопротивления иностранному военному присутствию в стране и временному иракскому правительству. Этот город также являлся одним из главных мест, где террористы удерживали захваченных ими заложников.

8 ноября части вооруженных сил США (10 тыс. чел.) и иракской Национальной гвардии (2 тыс. чел.) начали операцию по очистке Эль-Фаллуджи от иракских повстанцев и иностранных боевиков (оценочно, ок. 3 тыс. чел.). Кроме того, до 8 тыс. американских солдат располагались вблизи города. Ударной силой наступающих частей была американская морская пехота. Действия наземных войск поддерживали крупные силы боевой авиации. Штурм Эль-Фаллуджи был санкционирован премьер-министром Ирака Айядом Алауи. В то же время временный президент страны Гази аль-Явар (суннит) не считал, что штурм города действительно необходимым.

Предварительно в течение длительного периода Эль-Фаллуджа постоянно подвергалась мощным ракетно-бомбовым ударам с воздуха и артиллерийским обстрелам. Непосредственно перед началом штурма американские войска полностью блокировали город. Часть 300-тысячного населения покинула его, но многие жители остались в своих домах.

К 13 ноября после ожесточенных боев американские войска установили контроль над большей частью Эль-Фаллуджи, однако 15 числа в ряде городских районов вновь начались бои. И лишь к 20 ноября подавляющее большинство очагов сопротивления было подавлено. При этом, по признанию американцев, значительная часть боевиков покинула город еще до начала штурма (в т. ч. и руководитель террористов аз-Заркауи) или сумела просочиться через боевые порядки наступавших войск и рассредоточиться в других районах Ирака.

По показаниям захваченных в плен повстанцев, основную часть тех, кто оборонял Эль-Фаллуджу, составляли бывшие военнослужащие иракского спецназа и сотрудники саддамовских служб безопасности.

Американское командование после завершения боев заявило, что в городе было обнаружено огромное количество оружия и боеприпасов, явно превышавшее потребности его защитников. Также было выявлено несколько мастерских по изготовлению взрывчатых веществ.

Во время штурма города по иракским официальным данным погибло 2085 человек. Многодневные бомбежки, артиллерийские обстрелы, непосредственно военные действия нанесли городу очень большой материальный ущерб. По свидетельствам очевидцев, его северный район фактически был сравнен с землей. В ходе штурма войска США неоднократно обстреливали мирных жителей, многие из которых погибли только из-за того, что американцы не позволяли врачам оказывать помощь раненым. По некоторым из подобных случаев командование войск США в Ираке начало расследование. Кроме того, в течение нескольких дней американские войска не пропускали в Эль-Фаллуджу спасателей, машины с продовольствие и медикаментами. Только 21 ноября представители иракской организации Красного Полумесяца смогли доставить в окраинные района города продукты питания и медикаменты.

По официальным американским данным, в ходе боев в Эль-Фаллудже войска США потеряли убитыми 71 и ранеными ок. 425 человек, а иракские правительственные силы — убитыми 8 и ранеными 43 человека. Потери повстанцев и боевиков оцениваются только убитыми 1200 человек. Кроме того, 1600 человек было взято в плен, из которых ок. 400 вскоре отпустили.

В конце ноября вновь имели место вооруженные столкновения в отдельных районах Эль-Фаллуджи. Так что говорить об установлении прочного контроля над городом со стороны ВС США и иракских правительственных войск пока нет достаточно оснований. Американское командование намерено держать в Эль-Фаллудже крупные силы еще в течение длительного времени – до тех пор, пока иракские полиция и армия смогут самостоятельно контролировать ситуацию в городе. Американское командование в Ираке разработало также отдельный план по очистке от боевиков районов, прилегающих к Эль-Фаллудже.

Временное правительство решило оказать материальную помощь жителям Эль-Фаллуджи, пострадавшим во время проведения военной операции в размере примерно 100 долларов на одного человека. На восстановительные работы в городе властями выделено 100 млн долларов

Военная операция в Эль-Фаллудже вызвала бурную реакцию в стране. В различных районах Ирака прошли демонстрации протеста против действий войск США и багдадских властей. Суннитская Ассоциация исламских улемов (АИУ) выступила с заявлением, в котором запретила иракским солдатам участвовать в военной операции в Эль-Фаллудже. С аналогичным требованием к иракским военнослужащим обратилось бюро радикального шиитского лидера Муктады ас-Садра. Представитель ас-Садра также осудил американскую операцию против Эль-Фаллуджи. В знак протеста против штурма города Исламская партия Ирака, пользующаяся значительным влиянием среди суннитов, отозвала из правительства своего представителя – министра промышленности. Вместе с тем, призыв АИУ к всеобщей забастовке в знак протеста против «массовых убийств» в Эль-Фаллудже не встретил должной поддержки в стране.

Духовные лидеры иракских шиитов призвали решить проблемы Эль-Фаллуджи «путем установления там законности и порядка и прекращения вооруженных действий». В то же время фактическое молчание ведущего духовного авторитета шиитов Али ас-Систани по отношению к событиям в городе было расценено многими суннитскими политическими и религиозными деятелями как поддержка с его стороны того, что происходило в Эль-Фаллудже.

Как уже говорилось, военная операция в Эль-Фаллудже вызвала заметное повышение боевой активности иракских повстанцев и боевиков в районах с преимущественно суннитским арабским населением. Вооруженные столкновения различной степени интенсивности происходили в Рамади, Самарре, Баакубе, Эль-Хилле, Талль-Афаре, Эль-Междадие, западных районах провинции Анбар и ряде других мест. Напряженной сохранялась обстановка в Киркуке. Партизаны усилили минирование автодорог, участились нападения на военнослужащих ВС США и правительственных войск, а также теракты.

Крупные боестолкновения имели место в Рамади и Самарре, где для подавления сопротивления повстанцев американцы использовали авиацию. Рамади был фактически полностью блокирован частями армии США и Ирака. В городе было нарушено электро- и водоснабжение, многие его жители были вынуждены покинуть свои дома и обосноваться в палаточных лагерях вдали от мест боев. До конца ноября американским и правительственным войскам так и не удалось полностью подавить сопротивление боевиков в Рамади и Самарре.

Практически ежедневно различного рода вооруженные акции совершались силами сопротивления в Багдаде. Несколько диверсий было совершено в районе международного аэропорта иракской столицы, а дорога, соединяющая его с городом, превратилась в одну из наиболее опасных для передвижения зон.

Однако наибольший размах действия повстанцев и боевиков получили в Мосуле – третьем по величине городе Ирака с двухмиллионным населением. Бои здесь начались 10 ноября, а уже через день антиправительственные силы полностью овладели Мосулом. При этом 3200 из 4000 местных полицейских разбежались или перешли на сторону повстанцев. Для восстановления контроля над городом американское командование срочно перебросило подкрепления, в т. ч. четыре батальона иракской Национальной гвардии, укомплектованных в основном курдами. Всего в Мосул было направлено 2400 американских и 1600 иракских военнослужащих, действия которых поддерживала авиация.

16 ноября после начала наступление американо-иракских войск повстанцы оставили часть районов города. Партизаны активно действовали на подступах к Мосулу с тем, чтобы воспрепятствовать переброске в район боев дополнительных курдских вооруженных формирований. Боевые действия в Мосуле и его окрестностях не прекращались до конца месяца.

Напряженной оставалась обстановка в т. н. «треугольнике смерти (Эль-Юсифия, Эль-Махмудия, Эль-Латифия) к югу от Багдада. Здесь 22 ноября 5000 американских, британских и иракских военнослужащих начали операцию по выявлению и ликвидации опорных баз партизан и боевиков.

В ноябре обстановка в южных провинциях Ирака, населенных преимущественно шиитами, отличалась значительно меньшей военной напряженностью, по сравнению с центральными, северными и западными районами страны. Тем не менее, после начала операции в Эль-Фаллудже активизировались действия боевиков в Кербеле. Различного рода насильственные акции имели место в Басре, Эль-Куфе, Эс-Самаве, Хилле, Эль-Искандерии.

В целом спокойной был ситуация в сфере безопасности в Иракском Курдистане.

Оценочно, общая численность иракских партизан, зарубежных боевиков и террористов продолжала оставаться в пределах 20 тыс. человек, из которых до 1000 боевиков и террористов, связанных с «Аль-Каидой». Американские эксперты подсчитали, что за период с ноября 2003 года по октябрь 2004 года было убито, взято в плен или арестовано до 24 тыс. партизан, боевиков и террористов.

По информации коалиционного командования и иракских властей, бывшие активные члены партии Баас, сторонники С. Хусейна создали большое число подпольных организаций, часть из которых сумела наладить координацию своих действий как минимум на местном уровне. Именно эти люди составляют костяк сил сопротивления иностранным войскам и временному иракскому правительству. В первую очередь, это относится к центральным районам Ирака. Отмечено, что в целом ряде случаев бывшие баасисты блокируются с исламскими фундаменталистами, сами часто используют в пропагандистских целях исламскую риторику. Зачастую приверженцы свергнутого диктатора использую исламских экстремистов для выполнения «грязной работы» — совершения терактов, в т. ч. с использованием террористов-смертников, заказных политических убийств и др.

Следует указать и еще на одну особенность, которая в определенной степени стимулирует деятельность иракского сопротивления – это моральная поддержка большинства арабского мира (суннитского в своей основе), настроенного к тому же в сильной степени антиамерикански. Кроме того, в ряде случаев со стороны арабского мира повстанцам оказывается и определенная материальная помощь.

Так, группа из 30 саудовских улемов приняла фетву (религиозное предписание), в соответствии с которой сопротивление иракцев оккупационным силам признается «законным». Улемы объявили «греховным» сотрудничество мусульман с американскими войсками, оказание им любого содействия в подавлении сопротивления. Одновременно фетва предостерегает верующих от пролития крови иракских мусульман и граждан стран, не участвующих в международной коалиции по Ираку. В то же время верховный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдель Азиз бен Абдулла аль-Шейх считает, что те, кто едет в Ирак под предлогом «джихада», нарушают законы ислама.

Одной из главных целей сил местного сопротивления и иностранных террористов продолжают оставаться иракцы, работающие в различных государственных структурах (чиновники различных рангов, военные, полицейские и т. д.), а также местные жители, сотрудничающие с иностранными (главным образом американскими) войсками. Одновременно угрозам и шантажу подвергаются члены семей чиновников, полицейских и военнослужащих правительственной армии. Не снизилась интенсивность нападений на государственные учреждения, полицейские участки, пункты записи добровольцев в иракскую армию и полицию. В то же время не сообщалось о каких-либо силовых актах антиправительственных сил в отношении пунктов регистрации избирателей для участия будущих выборах.

По данным командования ВС США в Ираке, если количество нападений на войска коалиции со времени передачи власти иракской временной администрации 28 июня с. г. увеличилось на 24%, то число нападений на иракских полицейских и военных возросло на 50%.

В ноябре, несмотря на принимаемые коалиционным командованием и иракскими властями меры, продолжались регулярные нападения партизан и боевиков на транспортные конвои на автодорогах в различных районах Ирака.

Дезорганизация экономической жизни страны остается одной из главных задач действующих в Ираке боевиков и террористов. Причем наибольшее внимание они по-прежнему уделяют ключевой отрасли национальной экономики – нефтяному комплексу. Так, в ноябре на объектах нефтяной отрасли было совершено 24 диверсии и теракта, причем подавляющее большинство из них – 22 – на севере Ирака. В результате заметно сократился, а временами приостанавливался, экспорт нефти по нефтепроводу Киркук — Джейхан (Турция).

Диверсии на электростанциях и линиях электропередач приводят к постоянным перебоям в электроснабжении и приостановкам работы на нефтеперерабатывающих заводах. Это, в свою очередь, способствует к периодическому появлению дефицита бензина и ряда других нефтепродуктов. Причем иракское правительство заявляет, что оно пока не в состоянии помешать террористам совершать диверсии на объектах электроэнергетики.

В целом, по состоянию на начало ноября с. г. в результате диверсий, терактов и саботажа иракская экономика, по признанию временного президента страны Гази аль-Явира потеряла 900 млн долларов.

Не уменьшилась практика похищения заложников иностранцев и иракцев, угроз и убийств представителей национальной интеллигенции, рядовых иракских граждан. За последнее время только в Багдаде резко возросло число захватов в заложники. Ежедневно в столице фиксируется не менее семи случаев похищений иностранцев и иракских граждан.

Из-за опасения за свою жизнь более 1600 преподавателей местных университетов намерены эмигрировать за рубеж. По причине высокого риска работы сотрудников о своем решении закрыть миссию в Ираке заявила известная международная гуманитарная организация «Врачи без границ». МИД Турции призвал граждан своей страны отказаться от поездок в Ирак, т. к. в этой стране отмечается эскалация насилия. Только за последние несколько месяцев было убито 70 турецких водителей, доставлявших грузы в Ирак. Правительство Судана призвало граждан страны, проживающих в Ираке (ок. 4 тыс. чел.), в целях безопасности не сотрудничать с американскими компаниями.

В условиях отсутствия сильной власти, действующие в Ираке исламские экстремистские группировки устрашают население, стремятся насадить в Ираке законы средневековья. В первую очередь, это относится к иракским женщинам. В частности, группировка «Джамаа Шура аль-Муджахидин» выступила с предупреждением, что будет убивать всех женщин, которые станут выходить на улицу даже в сопровождении мужчин без хиджаба. К сожалению, слова экстремистов очень часто не расходятся с их делами – тысячи иракских женщин подвергаются нападениям, избиениям, похищениям и насилию со стороны исламских фанатиков. Продолжались нападения на христианские церкви, что в ряде случаев вело к человеческим жертвам.

На протяжении ноября имели место убийства и различного рода насильственные действия в отношении суннитских религиозных деятелей, что способствует росту напряженности и в без того очень непростых суннитско-шиитские отношениях.

В Ираке происходит неуклонный рост преступности, усугубляется проблема употребления наркотиков, особенно среди молодежи и подростков. Отмечается повсеместный рост коррупции, уровень которой в настоящее время намного выше, чем во времена С. Хусейна.

Заметно возросший уровень вооруженного противостояния в Ираке, интенсивное использование американскими войсками авиации, танков и артиллерии в ходе операций против повстанцев и боевиков, продолжающееся бесконтрольное и зачастую явно завышенное использование силы (бои за Эль-Фаллуджу это наглядно продемонстрировали) ведут к прогрессирующему увеличению числа жертв среди гражданского населения, большим разрушениям.

Все это способствует тому, что большинство иракцев вступает против продолжения иностранного (в первую очередь американского) военного присутствия в своей стране. По данным опроса, проведенного в конце октября, за вывод иностранных военных из Ирака высказалось 67% респондентов.

По официальным сведениям (далеко не полным) министерства здравоохранения Ирака за шесть месяцев (апрель-сентябрь 2004 г.) в стране в результате военных действий и терактов погибли 3458 человек и 13547 человек получили ранения. До 90% убитых составляют мужчины. Наибольшие потери понесли жители Багдада – 1217 убитых и 7185 раненых. Далее следуют провинции Анбар и Эн-Наджаф.

Взятие войсками США и иракскими правительственными силами Эль-Фаллуджи, понесенные повстанцами и боевиками в ходе боев за город крупные людские и материальные потери не привели пока к заметному снижению боевой активности сил сопротивления, многим отрядам которого удалось закрепиться в других районах Ирака. Кроме того, специалисты отмечают возросшую эффективность их действий. Сообщается, что повстанцы и боевики изменили тактику борьбы и отказались от ведения боев с американскими войсками за удержание крупных городов.

Коалиционное командование заявило о готовности выплачивать по 50 тыс. долларов каждому, кто предоставит информацию, полезную для ареста террористов. В первую очередь, его интересуют лица, занимающиеся минированием автомашин, подрыв которых стал одним из самых распространенных способов нападения на иностранных и иракских военных.

Остро стоит вопрос об охране государственных границ Ирака. В этой связи Багдад обратился с официальной просьбой к Турции и Ирану активизировать мероприятия по усилению охраны границ с целью предотвращения проникновения через них иностранных боевиков и террористов. На границе с Сирией инженерные части армии США завершают строительство 15 фортов (застав). Кувейт снес песчаный бруствер на границе с Ираком, заменив его электронной системой слежения. В начале 2005 года новая система будет введена в действие на всем протяжении кувейтско-иракской границы. Характерно, что в последнее время практически не было отмечено нарушений кувейтской границы со стороны Ирака.

В ноябре временное правительство и командование силами коалиции продолжали осуществлять мероприятия по наращиванию иракских силовых структур. По состоянию на середину месяца они насчитывали 260,7 тыс. человек, в том числе в МВД, включая погранохрану – 181,35 тыс. чел.; в вооруженных силах – 79,35 тыс. чел (в Национальной гвардии (НГ) – 55,9 тыс. чел., в армии (сухопутных войсках, спецназе, ВВС и береговой охране) – 23,45 тыс. чел.). Из них в строю находилось 175,8 тыс. человек: в МВД – 114,6 тыс. чел., в вооруженных силах – 61,2 тыс. чел., в т. ч. в НГ – 43,3 тыс., в армии – 17,9 тыс. человек. На стадии обучения и в формирующихся частях служило 85,1 тыс. человек: в МВД – 66,7 тыс. чел., в вооруженных силах — 18,4 тыс. чел., в т. ч. в НГ – 12,4 тыс., в армии – 5,8 тыс. человек.

В связи с сохраняющимся острым дефицитом командных, штабных и руководящих технических кадров министерство обороны Ирака обратилось к бывшим офицерам саддамовской армии вступать в ряды новых вооруженных сил. При этом принимать в армию будут тех, кто не служил в репрессивных органах прежнего режима, формированиях «федаины Саддама», службе разведки и специальных силах безопасности. Вторым условием приема ставится «лояльность только Ираку и армии», а не какой-либо партии, этнической группе, племени или религиозной конфессии.

Значительную помощь в укреплении национальных сил безопасности и армии оказывают Ираку страны НАТО. Так, в начале ноября первая группа высших иракских офицеров (20 чел.) прошла краткосрочную подготовку в натовском учебном центре в Ставангере (Норвегия).

Руководство НАТО утвердило план подготовки иракских офицеров в военной академии в пригороде Багдада. Для его реализации потребуются более 300 преподавателей и инструкторов (150 из них обещала предоставить Венгрия), которых будут охранять свыше 1000 человек. Процесс обучения намечено начать еще в текущем году. Вместе с тем, ряд стран отказались направить своих преподавателей и инструкторов в Ирак. К их числу относятся Франция, Германия, Бельгия, Испания, Греция и Люксембург.

Бундесвер приступил к обучению военнослужащих иракских инженерных войск на территории ОАЭ. В течение месяца немецкие специалисты обучат иракских военных разминированию местности, наведению переправ, строительству дорог и мостов.

Соединенные Штаты ассигновали 24 млн долларов на строительство и реконструкцию на территории Ирака 240 полицейских центров.

Правительство Ирака попросило у США оказать содействие в укомплектовании вооружением и снаряжением две бронетанковые дивизии, планируемые к формированию. Вашингтон не отверг просьбу, но дал понять, что будет предоставлено, вероятнее всего, старое советское вооружение со складов стран Восточной Европы. В то же время США пока не дали позитивного ответа на просьбу иракцев о предоставлении им новейшего американского оружия.

В этой связи в ноябре появились сообщения о том, что иракскую армию будут оснащать российским оружием. Об этом, в частности, заявили министр обороны РФ С. Иванов и начальник генштаба ВС РФ генерал-полковник Ю. Балуевский. Однако министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что Россия пока не планирует поставлять вооружение Ираку. Тем не менее, нельзя исключать, что в ходе своего визита в Москву в начале декабря с. г. премьер-министр Ирака А. Алауи обсудит в числе других и вопросы возобновления военно-технического сотрудничества между нашими странами.

Иран заявил о готовности оказать Ираку содействие в подготовке полицейских и пограничников, а также предоставить им необходимое снаряжение.

За период с 1 января по 28 сентября 2004 года было убито ок. 750 иракских полицейских, а потери национальных вооруженных сил с 1 мая по 26 октября с. г. составили убитыми и ранеными 1,5 тыс. человек.

Среди иракских сил безопасности, по мнению командования ВС США, в лучшую сторону выделяются специальные полицейские батальоны «коммандос», укомплектованные бывшими спецназовцами прежней армии или бойцами курдских вооруженных формирований. Они неплохо показали себя в боях в Эн-Наджафе, Самарре, провинции Бабиль (южнее Багдада) и Эль-Фаллулдже.

В иракских силовых формированиях довольно отчетливо проявляется различных частей и подразделений по этническому или религиозному признаку. Так, в формированиях Национальной гвардии служат главным образом арабы-шииты (а в северных районах страны – курды), часть специальных полицейских подразделений комплектуются лицами, ранее служившими в курдских отрядах. В частности, 36-й полицейский батальон «коммандос», «отличившийся» в Эн-Наджафе и Эль-Фаллудже, полностью укомплектован бойцами курдских формирований «пешмерга».

30 ноября американское командование передало ответственность за поддержание безопасности и порядка в провинции Эн-Наджаф местным силам безопасности. Можно полагать, что этот факт свидетельствует не столько о способности местных силовиков выполнять соответствующие задачи, сколько о том, что шиитская верхушка не будет инспирировать выступления против иностранных военных в подконтрольных ей районах до проведения в январе 2005 года парламентских выборов, в которых она очень заинтересована.

Многочисленные случаи дезертирства и перехода к повстанцам сотрудников полиции и военных, отказов воевать на стороне американских войск вынуждают временное иракское правительство проводить регулярные чистки силовых структур. Так, в ноябре принято решение о замене руководящего состава полиции в ряде провинций. В первую очередь, это касается Мосула и провинции Анбар (Рамади, Эль-Фаллуджа). Уволены со службы начальники полиции в Мосуле и Самарре, а бывший начальник полиции Мосула был арестован.

В целом на сегодняшний день иракские правительственные силовые структуры остаются слабо подготовленными и недостаточно оснащенными как вооружением, так и различными техническими средствами. Нынешнее состояние сил МВД и армии не позволяет им самостоятельно в полном объеме решать задачи по обеспечению безопасности и поддержанию порядка в стране, не говоря уже об обеспечении ее обороны. Командование войсками коалиции и местные власти вынуждены признавать в целом низкое моральное состояние иракских полицейских и военных. По оценкам американских экспертов, на создание в Ираке полиции и сил безопасности, которые будут не только хорошо подготовлены в профессиональном отношении, но и лояльны властям, потребуется еще очень много времени.

В этих условиях нынешнее иракское руководство постоянно подчеркивает необходимость сохранения иностранного военного присутствия на территории страны на длительный срок. В то же время считается, что безопасность и стабильность в Ираке не будет достигнута до тех пор, пока в стране не появятся полноценные правоохранительные органы, силы безопасности и армия.

По состоянию на 1 декабря 2004 года численность группировки американских вооруженных сил в Ираке составляла примерно 140 тыс. человек. При этом 55 тыс. из них представлены резервистами и военнослужащими Национальной гвардии США

В ноябре возрастание интенсивности вооруженного противостояния сил коалиции с формированиями местного сопротивления и иностранными боевиками привело к резкому увеличению потерь среди личного состава ВС США. Так, за истекший месяц американцы потеряли убитыми 139 и ранеными 1193 человека. Таким образом, общие потери ВС США с начала иракской кампании составили убитыми 1298 и ранеными 9353 человека. В ноябре также возросли потери американцев в бронетехнике и вертолетах.

Войска других стран коалиции (Великобритании и Польши) потеряли в ноябре убитыми 4 и ранеными 18 человек.

Ежемесячные военные расходы США в Ираке составляют в настоящее время 5,8 млрд долларов (сухопутных войск 4,7 млрд, ВВС – 800 млн и морской пехоты – 300 млн долларов). Первоначально, в 2003 году, в Вашингтоне планировали их на уровне 2,2. млрд долларов. Американские аналитики планируют дальнейший рост военных расходов, связанных с Ираком.

Эксперты отмечают, что нынешнего контингента ВС США явно не хватает для контроля над всей территорией Ирака. Американские войска при их нынешней численности в состоянии подавлять лишь «вспышки мятежа», что они собственно и делают в настоящее время.

Необходимость наличия на иракской территории дополнительных контингентов войск объясняется Пентагоном и командованием в Ираке следующими основными причинами: необходимостью «удерживать сопротивление повстанцев в проблемных районах страны» и одновременно необходимостью нанести им «окончательный удар», пока партизаны и боевики ослаблены после поражения в Эль-Фаллудже (где, кстати, американцы продолжают держать крупные силы), а также осложнением обстановки в Ираке в связи с предстоящими в январе 2005 года выборами в Национальное собрание.

Перед выборами в Ираке командование ВС США решило продлить срок службы в этой стране на два месяца 6500 американским военнослужащим из состава 1-й пехотной и 1-й бронекавалерийской дивизий. Данное решение мотивируется необходимостью сохранить на месте достаточное количество опытных солдат. Также намечено увеличить численность войск США на 10-12 тыс. человек, в первую за счет частей 3-й пехотной и 82-й воздушно-десантной дивизий. При этом общая численность американской группировки в Ираке составит примерно 150 тыс. человек.

В то же время все большее число неоконсервативных идеологов, в т. ч. «ключевых советников Пентагона», высказывается за сокращение численности американских войск в Ираке, считая, что уже самим своим присутствием в этой стране вооруженные силы США «стимулируют сопротивление».

По данным американских медицинских источников, каждый шестой военнослужащий ВС США, вернувшийся из Ирака, имеет психологические проблемы (депрессия, постравматический синдром и др.).

Общая численность воинских контингентов других стран международной коалиции (28) составляла на 1 декабря 2004 года 23,9 тыс. человек. Наиболее крупными силами в Ираке располагали Великобритания (8,36 тыс. чел.), Италия (3,085 тыс. чел.), Южная Корея (св. 2,8 тыс. чел.) и Польша (2,4 тыс. чел.).

По заявлению командования, британские войска будут участвовать в военных операциях «в наиболее проблемных районах Ирака» с тем, чтобы оказывать содействие ВС США и Ирака в случае активизации повстанческих группировок. Великобритания также готова направить в Ирак дополнительные военные силы, если возникнет такая необходимость.

Итальянский контингент провел в ноябре крупную операцию по изъятию оружия в южной провинции Ди-Кар.

В ноябре в Кувейт прибыли две роты спецназа ВС Грузии (300 чел.). Здесь они пройдут дополнительную подготовку и акклиматизацию перед прохождением службы в Ираке.

Находящееся в Ираке подразделение венгерской армии (300 чел.) вернется на родину к 31 марта 2005 года. Нидерланды выведут свои войска из Ирака (1260 чел. в районе Эс-Самава) к середине марта 2005 года.

Помимо военнослужащих армий стран коалиции на иракской территории в настоящее время имеется до 20 тыс. иностранных частных охранников и инструкторов.

В целом ситуация в сфере безопасности в Ираке в ноябре 2004 года оставалась очень сложной. Во многих районах страны продолжалась эскалация насилия. И пока нет достаточных оснований утверждать о возможном кардинальном улучшении положения дел в Ираке в вопросах безопасности и поддержания порядка.

Развитие внутриполитической ситуации в Ираке в ноябре 2004 года в значительной степени определялось подготовкой к намеченным на 30 января 2005 года выборам в Национальное собрание (парламент) страны, парламент Иракского Курдистана и советы всех 18 провинций.

1 ноября на территории страны началась регистрация избирателей, политический партий, организаций и отдельных кандидатов, желающих участвовать в выборах. Для этих целей были открыты 542 специальных участка (центра) регистрации, размещенных в местах, где иракцы получают продовольственную помощь. Процесс регистрации планировалось провести примерно в течение месяца.

По данным специалистов ООН, оказывающим содействие временному правительству в подготовке к выборам, по состоянию на 7 ноября открылись и успешно действовали 85% от общего числа регистрационных центров. Из-за проблем, связанных с безопасность, центры не работали в Рамади, Мосуле и Эль-Фаллудже.

Кроме того, правительство и Высшая независимая избирательная комиссия (ВНИК) приняли решение разрешить участие в голосовании иракцам, проживающим за рубежом (ок. 800 тыс. чел.). В этом вопросе иракскому избиркому оказывает содействие Международное агентство по делам беженцев. Всего ВНИК назвала 14 стран, где могут проголосовать проживающие за рубежом иракцы: Австралия, Великобритания, Германия, Дания, Иордания, Иран, Канада, Нидерланды, ОАЭ, Сирия, США, Турция, Франция, Швеция.

С учетом того, что перепись населения в стране не проводилась уже давно, продовольственные карточки, которые имеет каждая иракская семья (в ней записаны все ее члены), стала тем документом, на основании которого составляются списки избирателей.

Всего, по данным местного избиркома, в выборах смогут принять участие ок. 14 млн граждан Ирака. Для предотвращения случаев повторного голосования каждому проголосовавшему сделают отметку на большом пальце правой руки специальными чернилами, которые нельзя будет смыть в течение двух суток.

Согласно закону о выборах, они должны пройти на всей территории страны. Причем отсутствие безопасности в каком-либо районе не является основанием для их отмены.

Со своей стороны, временное правительство полагает, что необходимо оставить часть мест в избранном Национальной собрании свободным. Это может быть сделано для того, чтобы жители «беспокойных» регионов смогли проголосовать после 30 января, когда позволит обстановка. Речь здесь идет преимущественно о центральных районах Ирака, где доминирует суннитское население.

26 ноября решением ВНИК срок регистрации политических партий и объединений, планирующих участвовать в выборах, был продлен до 10 декабря, а для провинций Анбар, Найнава (Мосул) и Салах эд-Дин – до 2 января 2005 года. По состоянию на 26 ноября избирком официально зарегистрировал 217 политических партий и организаций самой разной политической ориентации. Всего же подали заявки на регистрацию 235 партий и организаций.

Будущие выборы резко активизировали политическую жизнь страны. Однако сам факт их проведения в назначенный срок (30.01.05 г.) далеко не однозначно воспринимается различными иракскими политическими силами.

Наиболее ревностными поборниками выборов в намеченное время вступает большинство политических и духовных лидеров шиитской общины. Так, лидер наиболее влиятельной политической организации шиитов Высшего совета исламской революции в Ираке (ВСИРИ) Абдель Азиз аль-Хаким заявил, что «отсрочка выборов не в интересах иракского народа. Она будет означать победу террористов». Отметим, что аналогичным образом оправдывает необходимость проведения выборов в Ираке в назначенный срок и президент США Джордж Буш.

Работу по подготовке к участию в голосовании шиитских партий и организаций возглавляет лично духовный лидер общины Али ас-Систани. Для согласования единого списка шиитских кандидатов ас-Систани создал специальную координационную комиссию. В конце ноября духовные и политические лидеры общины завершили составление единого списка кандидатов для участия в выборах, который одобрил ас-Систани.

В то же время сторонники радикального шиитского лидера Муктады ас-Садра не желают участвовать в выборах и поэтому отказались войти в число кандидатов от общины. Ас-Садр заявил, что в настоящее время он работает над новым политическим проектом – созданием Национального фронта освобождения Ирака, в состав которого предполагается включить представителей различных политических сил, религиозных общин и этнических групп. Задачами Фронта станут прекращение иностранной оккупации Ирака мирным путем, сохранение территориальной целостности страны, проведение подлинно свободных и честных выборов.

На протяжении истекшего месяца в Ираке довольно активно шел процесс создания предвыборных коалиций. Так, на совещании в Сулеймании (Иракский Курдистан) 20 ноября 15 политических партий и организаций договорились о координации действий на предстоящих выборах. Ими принято решение о формировании единых списков кандидатов. Одновременно было подчеркнуто, что непременным условием проведения голосования является обеспечение политической стабильности и безопасности в стране. Также «необходимо сделать все возможное, чтобы выборы состоялись в назначенные сроки, так как от этого зависит утверждение демократии и восстановление торжества закона в Ираке». В совещании, в частности, участвовали Демократическая партия Курдистана (ДПК), Патриотический союз Курдистана (ПСК), иракская компартия, Иракский национальный конгресс.

Широкое политическое движение пытается организовать руководимая А. Алауи партия Иракское национальное согласие (ИНС), которая провела в Багдаде учредительную конференцию по созданию Национального фронта в составе 21 партии и организации.

В целом же подчеркнем, что попытки формирования предвыборных коалиций пока не привели к созданию реально и эффективно действующих политических объединений, имеющих конкретные программы. Исключение, пожалуй, хотя и с оговорками, можно сделать для шиитского списка.

Ведущие курдские партии и их лидеры выступают за проведение выборов в назначенный срок и не видят необходимости их отсрочки. Вместе с тем, лидер ДПК Масуд Барзани подчеркнул в одном из своих выступлений, что его партия «не будет возражать против шестимесячной отсрочки этих выборов, как требует этого ряд политических партий Ирака, в случае, если какая-либо политическая сила сможет доказать необходимость такого шага и гарантировать действительное улучшение условий их проведения по истечении указанного срока».

Решительную оппозицию проведению выборов 30 января 2005 года составили суннитские арабские политические и религиозные силы, а также ряд других политических партий и организаций, в т. ч. шиитских. При этом сунниты опасаются, что по итогам январских выборов они не смогут обеспечить себе достойного представительства в парламенте и других высших государственных структурах, а победившие шииты еще больше оттеснят их от руководящих постов в стране.

К настоящему времени до 50 партий и организаций выступают за бойкот выборов, считая, что они «не станут выражением воли иракского народа». В их числе Ассоциация исламских улемов, Туркоманский иракский фронт, Ассоциация иракских женщин.

С требованием переноса выборов на шесть месяцев выступила Исламская партия Ирака. Ее руководство считает, что неспокойная обстановка в городах не позволит суннитам проголосовать на выборах, поэтому «если беспорядки не закончатся, сунниты бойкотируют выборы».

20 ноября 15 партий и три члена нынешнего кабинета министров выступили с заявлением, призывающим правительство перенести выборы на шесть месяцев. Отметим, что к сторонникам переноса сроков голосования присоединилась ИНС — партия главы правительства А. Алауи.

Правительство и военные власти США принимали жесткие меры в отношении организаций и лиц, выступающих за бойкот или отсрочку выборов, а также осуждавших военную операцию в Эль-Фаллудже. Так, в Кербеле власти закрыли офис одного из шиитских духовных лидеров Махмуда аль-Хасана, призывавшего к бойкоту выборов. Американские военные блокировали штаб-квартиру Ассоциации исламских улемов, потребовав от ее руководства обращения к населению с призывом о поддержке выборов, однако лидеры АИС отвергли диктат. В Эн-Наджафе иракская полиция арестовала одного из помощников ас-Садра, который осуждал американскую операцию в Эль-Фаллудже и призывал не участвовать в январских выборах. Правительство также заявило, что любой религиозный деятель, призывающий к насилию, будет рассматриваться как «причастный к терроризму».

Особенно сильный резонанс в иракских политических кругах вызвал арест американцами вице-спикера временной Национальной ассамблеи Насера Аида аль-Али (суннита), который был произведен без предъявления мотивировки и явился прямым нарушением парламентской неприкосновенности.

В целом аресты и другие репрессивные меры в отношении суннитских политиков и религиозных деятелей, произведенные американскими военными властями, со всей очевидностью продемонстрировали, кто является подлинным хозяином в Ираке, и в очередной раз показали истинную цену «суверенности» нынешней иракской власти.

Сомнения в реальности выборов в назначенный срок высказываются и представителями высших органов государственной власти. О возможности переноса сроков голосования из-за нестабильной обстановки в стране говорили вице-премьер правительства Бархам Салех, советник главы правительства Ибрагим Джанити. О невозможности в настоящее время провести выборы в Мосуле заявил американский генерал Картер Хамм. В то же время президент Ирака Гази аль-Явар и глава избиркома Абдель Хусейн аль-Хиндауи заявляют о необходимости проведения выборов в назначенный срок.

Сам А. Алауи официально выступающий за своевременное проведение выборов, заявил: «Я не думаю, что выборы станут краеугольным камнем прогресса в Ираке. В чем мы действительно нуждаемся, так это в укреплении безопасности, возможностей полиции, армии и разведки для противодействия существующим угрозам». Глава правительства также «понимает беспокойство сторонников отсрочки голосования, равно как тех, кто уверен в необходимости провести его в срок».

А. Алауи обвинил ООН в недостаточном содействии в подготовке к выборам в Ираке. В ответ генеральный секретарь организации Кофи Аннан напомнил багдадским властям, что в стране сохраняются серьезные проблемы с безопасностью, и поэтому посылать в Ирак большее число сотрудников ООН пока не представляется возможным. В то же время К. Аннан считает, что нет необходимости переноса выборов в Ираке на более поздний срок.

Ряд государств и международных организаций заявили о поддержке проведения выборов в Ираке и выделили для этой цели финансовые средства. Так, страны ЕС предоставили иракским властям 30 млн евро, ООН – 250 млн долларов, Китай – 1 млн долларов. Содействие в проведении выборов готова оказать Ираку Россия.

Сейчас трудно говорить о том, как будет обеспечена безопасность проведения выборов в Ираке. К тому же, несмотря на широкую рекламно-пропагандистскую кампанию, призывающую граждан страны принять участие в голосовании, многие плохо понимают суть происходящего и полагаются в основном на своих религиозных лидеров. По все видимости, американцам удалось договориться с влиятельными шиитскими лидерами не препятствовать выборам, которые, скорее всего, окажутся беспроигрышными для руководителей общины. В целом же вопрос о том пройдут ли выборы в Ираке в назначенный срок – 30 января 2005 года – пока еще нельзя считать окончательно решенным.

В условиях очень сложной внутриполитической обстановки руководство временного иракского правительства стремится наладить диалог с умеренной частью суннитской оппозиции, в т. ч. с теми ее деятелями, которые проживают за рубежом, а также «важными племенами, которые поддерживали связи с режимом Саддама Хусейна». Периодически властями будируется вопрос о созыве конференции по национальному примирению.

Руководители иракских курдов считают, что власть в новом Ираке должна принадлежать всем «на принципах равного партнерства, а не какой-то одной (этнической или конфессиональной) группе». Одновременно курды продолжают категорически настаивать на присоединении Киркука к территории курдской автономии.

Серьезные трудности имеются в экономике и социальной сфере Ирака. Страна испытывает острую нехватку электроэнергии, часть которой компенсируется за счет импорта из Ирана и Турции. Для полного восстановления системы электроснабжения Ирака требуется не менее 5 млрд долларов.

Отмечается падение уровня жизни населения, примерно половина которого живет за чертой бедности. В стране после вторжения американо-британских войск от недоедания страдают почти в два раза больше детей, чем до войны. Этот показатель вырос с 4 до 7,7 процентов (ок. 400 тыс. детей). Уровень безработицы по-прежнему составляет до 40% (по другим данным – до 60%) от общего числа трудоспособного населения.

По оценкам британских экспертов, война 2003 года и последующие события привели в бедственное положение систему здравоохранения в Ираке, породили условия для дальнейшего ухудшения состояния здоровья населения. На сегодняшний день каждый четвертый житель страны зависит от продовольственной помощи, наблюдается рост инфекционных заболеваний и вспышки эпидемий, с которыми удалось справиться при прежнем режиме. Имеет место хроническая нехватка финансирования медицинской сферы, неправильное распределение медикаментов и медицинского оборудования, дефицит персонала.

Вместе с тем нельзя не отметить и очевидных успехов в деле возрождения страны. Восстановлены крупнейшие мосты и дороги, начато строительство 150 новых медицинских объектов, улучшается система водоснабжения. Производство нефти в стране, не смотря на не прекращающиеся диверсии и теракты, сохраняется примерно на довоенном уровне (март 2003 г.), а ее экспорт достигает отметки 1,6-1,8 млн баррелей ежесуточно. По информации госдепартамента США, доходы Ирака от экспорта нефти за период с июня 2003 по октябрь 2004 года составили 18 млрд долларов. Правительство приняло решение о прокладке новых нефтепроводов в Сирию и Иорданию. Ирак намерен построить крупный морской порт на полуострове Фао, который будет в состоянии принимать крупнотоннажные суда и танкеры.

Начались работы по восстановлению багдадского района Мадинат ас-Садр, инфраструктура которого была практически полностью разрушена в ходе многомесячного вооруженного противостояния. Район уже очищен от мин. В первую очередь восстанавливаются системы водоснабжения, канализации, утилизации бытовых отходов, больницы. Одновременно отмечается возрастание активности в этом районе столицы сторонников ас-Садра, которые ведут политическую работу среди населения, оказывают помощь беднякам.

По данным опроса, проведенного в октябре 2004 года, лишь 37% иракцев поддерживают деятельность временного правительства страны.

Таким образом, в октябре 2004 года в Ираке сохранялось очень сложное внутриполитическое положение. Развернувшаяся в стране предвыборная кампания усилила противоречия и борьбу между различными иракскими политическими силами, что обостряет и без того далеко не простые межконфессиональные и межэтнические противоречия.

Внешнеполитическая ситуация вокруг Ирака. В ноябре 2004 года руководство страны продолжало активно действовать в интересах укрепления внешнеполитических позиций Ирака. Основное внимание при этом по-прежнему уделялось укреплению разносторонних отношений с Соединенными Штатами, фактическим гарантом нынешнего иракского режима. Предпринимались конкретные шаги по развитию сотрудничества с соседними государствами. Здесь основное внимание концентрировалось на вопросах обеспечения безопасности в приграничных районах с целью воспрепятствования проникновению на иракскую территорию иностранных боевиков и террористов. Развивалось сотрудничество со странами Западной Европы и рядом других государств. Одно из приоритетных мест в иракской внешней политике отводилось получению страной возможно более крупной и разнообразной зарубежной помощи, а также списанию иракских внешних долгов.

23-24 ноября в Шарм эш-Шейхе (Египет) состоялась международная конференции по Ираку. В ее работе приняли участие представители временного иракского правительства, все страны-соседи Ирака, государства «большой восьмерки», Египет, Китай, генеральные секретари ООН и ЛАГ, представители ОИК и ЕС. Участники встречи обсудили положение дел в стране и вопросы оказания помощи Ираку в решении политических и экономических проблем. Было заявлено, что успешное продвижение политического процесса, нацеленного на построение единого, демократического и стабильного иракского государства, требует обеспечения национального примирения и согласия. Для этого необходимо вовлечь в политический процесс влиятельные силы Ирака, отвергающие насилие и придерживающиеся патриотической платформы. Участники конференции подчеркнули роль ООН в содействии проведению в стране выборов и других областях урегулирования. Принято решение осуществлять регулярные контакты для контроля за ходом исполнения достигнутых на конференции договоренностей и мониторинга за ситуацией в Ираке. В целом же решения конференции носят общий, рекомендательный характер.

Администрация США считает, что в Ираке сохраняется «очень сложная обстановка», а войска коалиции в этой стране можно уменьшать лишь по мере укрепления иракских сил безопасности.

Президент Дж. Буш считает необходимым решать проблемы Ирака в рамках международного сотрудничества. Однако при этом в Вашингтоне не собираются отказываться от ключевой роли в решении иракских дел.

Крупным успехом США стало решение 19 государств-членов Парижского клуба кредиторов о списании 80% внешних долгов Ирака. Согласно достигнутому соглашению, 30% из них будут списаны немедленно, 30% — в сотрудничестве с программой МВФ и 20% — в зависимости от успешного осуществления плана МВФ. Россия же, по заявлению президента В. Путина, готова списать 90% долгов Ирака нашей стране, после чего Багдад будет должен нам от 700 млн до 1 млрд долларов.

В то же время Кувейт (иракский долг 15 млрд дол.), Саудовская Аравия (9 млрд дол.) заявили, что будут вести переговоры о долгах Ирака только после того, как в этой стране появится законно избранное правительство. При этом в Эр-Рияде сообщили о готовности списать «существенную часть» иракских долгов. Катар (4 млрд дол.) и ОАЭ (3,8 млрд дол) также намерены вести переговоры о списании долгов только с законно избранным иракским руководством. О твердом намерении взыскать долги с Ирака заявила Иордания. Отказались списывать долги Ираку Румыния (2,5 млрд дол.) и Болгария (1,7 млрд дол.).

Руководство МВФ, со своей стороны, считает, что пока преждевременно вести разговор о регулярных программах кредитной поддержки Ирака.

В ноябре президент Ирака Г. аль-Явар посетил Бахрейн, а премьер-министр А. Алауи – Иорданию. Были достигнуты договоренности о расширении иордано-иракского сотрудничества в политической и экономической областях, в частности, о создании зоны свободной торговли на иракско-иорданской границе, расширении иорданского порта Акаба, через который проходит значительная часть иракского импорта и др.

Президент Ирана М. Хатами считает, что вывод оккупационных войск из Ирака, установление стабильности и безопасности в соседней стране, установление там «законной народной власти» и сохранение территориальной целостности иракского государства будет отвечать интересам всех стран региона. Иран готов поддержать любой шаг, направленный на прекращение оккупации Ирака, а «если американцы хотят оставаться в иракском «болоте», — пусть остаются».

Иран и Сирия заявили, что проблемы обеспечения безопасности в Ираке следует решать мирными средствами, и призвали избегать использования силы в этой стране. Дамаск и Тегеран также осудили военную операцию в Эль-Фаллудже.

Египет проводит интенсивные консультации с целью проведения общеиракской встречи по национальному примирению. Инициатива ее созыва была выдвинута Бахрейном и поддержана ЛАГ. В усилиях по организации подобной встречи участвует Великобритания. Россия продолжает считать возможным провести еще до январских выборов международную конференцию с участием всех иракских политических сил.

А. Алауи посетил в ноябре Италию, где имел встречу с римским папой Иоанном Павлом II. В Брюсселе глава иракского правительства встретился с лидерами стран-членов ЕС. Страны Евросоюза одобрили пакет мер по дальнейшему развитию отношений с Ираком в политической и торгово-экономической сферах, оказании помощи в обеспечении безопасности, формировании полиции, органов правосудия и гражданской администрации.

По оценке президента Франции Ж. Ширака, «возглавляемое США вооруженное вторжение в Ирак и последовавшее отстранение от власти Саддама Хусейна не только не сделали мир более безопасным, но еще больше усилили террористическую угрозу», хотя отстранение Саддама «в определенной степени было позитивным актом». Однако оно спровоцировало реакцию, выразившуюся в мобилизации в террористические группы «приверженцев ислама, что усилило опасность в мире». Вместе с тем, Франция готова со своими союзниками участвовать в политическом и экономическом восстановлении Ирака.

Иракское руководство пригласило китайские и японские компании к сотрудничеству в восстановлении нефтяного потенциала страны.

Президент РФ В. Путин видит путь урегулирования ситуации в Ираке в развитии диалога между различными силами внутри страны. Россия также считает, что применение силы для стабилизации обстановки в Ираке «должно находиться в рамках международного права».

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в ноябре 2004 года оставалась очень сложной и нестабильной. Несмотря на предпринимаемые значительные усилия, командованию войсками США и иракскому временному правительству пока не удается существенным образом улучшить положение дел в сфере безопасности. Проходящая в Ираке кампания по подготовке к парламентским выборам обострила противоречия и борьбу между различными политическими силами страны, что, в свою очередь, серьезно затрудняет налаживание диалога по национальному примирению.

В целом сегодняшняя ситуация в Ираке не дает веских оснований утверждать о возможной стабилизации обстановки в стране в ближайшее время.

42.57MB | MySQL:87 | 1,702sec