О ситуации в Алжире /ноябрь — декабрь 2004 года/

Главные события в Алжире в ноябре — декабре 2004 года были связаны с внешнеполитическими усилиями военно-политического руководства АНДР, нацеленными на придание стране имиджа государства, играющего решающую роль в региональных делах.

23 ноября в Алжире прошел африканский саммит по проблемам развития Черного континента с участием глав государств и правительств, представлявших 20 стран. Целью форума было обсуждение процесса реализации программы «Новое партнерство для развития Африки» /НЕПАД/.

Эта программа, принятая в 2001 году, призвана обеспечить динамичное и соответствующее духу времени развитие стран континента, в частности, их управления. Через ее реализацию предполагается привлечь в африканские страны иностранные инвестиции в обмен на обязательства соблюдать определенные правила «добропорядочного управления».

С целью убедить зарубежных партнеров в серьезности своих намерений, в феврале 2004 года в Кигали страны-участницы НЕПАД приняли новую систему коллегиальной оценки того, что они называют «добропорядочное управление» — Африканский механизм оценки паритетов /МАЕП/.

Алжирская встреча, сопредседателями которой являлись президент Алжира Абдельазиз Бутефлика и глава Нигерии Олусегун Обасанджо, прошла в двух форматах. Состоялось 12-е заседание Комитета глав государств-участников НЕПАД. Отдельно прошла встреча участников МАЕП.

В тот же день проблемы борьбы с терроризмом и незаконной иммиграцией в Европу с африканского континента обсудили министры иностранных дел стран Западного Средиземноморья на встрече в алжирском городе Оран.

Двухдневная встреча прошла в формате «пять плюс пять»: пять государств Южной Европы — Испания, Италия, Мальта, Португалия и Франция, и пять стран Северной Африки — Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко и Тунис.

Незаконная иммиграция из Африки все больше тревожит европейцев. Страны северной части континента, отмечают эксперты, являются как транзитными пунктами на пути нелегалов из африканских стран южнее Сахары, так и сами служат источником массовой иммиграции. Основные потоки нелегалов идут из Марокко через Гибралтарский пролив в Испанию, из Туниса и Ливии через Средиземное море в Италию, а также из Марокко на Канарские острова /Испания/.

28 ноября Россия и Алжир отметили важную дату в новейшей истории двусторонних отношений. В этот день 2 года назад российская ракета-носитель «Космос-3М», стартовавшая с космодрома Плесецк, вывела в космос первый алжирский искусственный спутник Земли «Алсат-1». Этот космический аппарат, формально являющийся составной частью международной программы по мониторингу Земли из космоса «Дизасте мониторинг констеллейшн», на самом деле имеет явно выраженное двойное предназначение, поскольку может быть использован в разведывательных целях для слежения за перемещениями больших группировок войск.

В связи с памятной датой Алжирское космическое агентство объявило о планах запуска в космос двух космических аппаратов — мониторинга Земли и связи. «Запуск и вывод на орбиту алжирского спутника «Алсат-1» является прелюдией для других проектов, которые позволят реализовать национальную космическую программу, — заявил представитель космического агентства. — В городе Бир эль-Джир будет запущен завод по производству спутников, на котором будет собран «Алсат-2» — современный спутник мониторинга Земли, а также «Алсат-3″ — космический аппарат связи».

При реализации национальной космической программы Алжир намерен опираться на помощь России. В начале октября 2004г. заместитель руководителя российского Федерального космического агентства Георгий Полищук и генеральный директор алжирского агентства Азеддин Усседик подписали в Алжире соглашение о взаимопонимании и сотрудничестве в области космических технологий и их применения. Соглашение предусматривает, в частности, совместную деятельность в области дистанционного зондирования Земли и создания систем телекоммуникации и навигации.

Алжирская сторона намерена использовать возможности российской космической отрасли для запусков своих космических аппаратов, для создания и эксплуатации наземной инфраструктуры, планируется проведение совместных научных исследований, подготовка кадров и передача технологий. Предполагается также в ближайшее время подписать рамочное соглашение о мирном использовании космоса.

4 декабря отряд из четырех кораблей постоянного соединения минно-тральных сил НАТО «Юг» зашел с визитом в порт Алжира. Как ранее объявило посольство Германии в столице АНДР, цель визита в Алжир — «ознакомление с этим важным портом Средиземноморья и поддержание контактов с алжирскими ВМС в рамках программы НАТО «Средиземноморская инициатива». Визит отряда в составе трех тральщиков и фрегата проходил в течение пяти дней.

Программа НАТО «Средиземноморская инициатива» реализуется с 1994 года. Первоначально в ней участвовали Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис. В 2000 году к ней присоединился Алжир.

Постоянное соединение минно-тральных сил НАТО «Юг», ранее известное как Постоянное соединение минно-тральных сил НАТО на Средиземном море, в частности, обеспечивает антитеррористическую операцию Альянса «Эктив индевор» в Средиземноморье.

Как заявил представитель ВМС Алжира полковник Аднан Шериф, корабли НАТО приняли участие в совместных маневрах с алжирскими ВМС. С алжирской стороны в них участвовали фрегат «Мурад Раис» и корветы «Раис Хамиду», «Шихаб» и «Эль-Кирш», а также морская авиация. По словам А.Шерифа, цель маневров — отработка совместных действий в операциях по «контролю и наблюдению морских путей в Средиземноморье». Это может означать, что существуют планы присоединения ВМС Алжира к участию в антитеррористической операции ВМС НАТО в Средиземноморье.

Уже 12 декабря «чрезвычайно многообещающими» назвал перспективы взаимодействия НАТО и Алжира в сфере борьбы с терроризмом заместитель генсека Альянса Патрик Хардуин. Выступая в столице АНДР на семинаре по перспективам программы Средиземноморского диалога НАТО он сказал: «Страны-участницы Альянса и Алжир имеют общие интересы в том, что касается совместной безопасности и противодействия терроризму».

«Борьба против терроризма является приоритетной областью сотрудничества со средиземноморскими странами. Расширение этого сотрудничества — одна из целей средиземноморской политики НАТО», — подчеркнул он. Другая цель взаимодействия Альянса с Алжиром — содействие в реформировании Национальной народной армии АНДР.

Ранее, в ноябре, Алжир посетил генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Это был его первый визит в страну — участницу программы Средиземноморского диалога.

В середине декабря президент Алжира Абдельазиз Бутефлика отправил в отставку своего военного советника генерал-майора Мохаммеда Туати, известного в военных кругах АНДР под кличкой «Мозг». Как сообщил марокканский еженедельник «Газет дю Марок» /ГДМ/, генерал, пользующийся репутацией заклятого врага исламистов, сам подал в отставку после словесной перепалки с главой государства.

По данным ГДМ, пост советника теперь может занять бывший министр по связям с парламентом Абдельвахаб Дербаль — умеренный исламист по своим убеждениям.

Минувшим летом Бутефлика отправил в отставку начальника генштаба Национальной народной армии Алжира генерала Мохаммеда Ламари. Последний считается главным организатором военной победы алжирского государства над религиозным экстремизмом во внутриалжирском противостоянии, отсчет которого ведется с 1992 года. Он также всегда был сторонником развития ВТС с Россией.

Не так давно Бутефлика заявил, что видит всеобщую амнистию как единственный путь достижения национального примирения после конфликта, унесшего жизни 150 тысяч алжирцев.

За пять лет нахождения у власти в Алжире президента Бутефлики ему в целом удавалось строить взвешенные отношения с военной верхушкой, всегда игравшей особую роль в истории этой страны. Во многом успех главы государства в решении этого весьма непростого вопроса был достигнут благодаря тому, что пост военного советника при президенте занимал генерал Мохаммед Туати. Этому военному дали многочисленные и самые неожиданные характеристики и клички. Одна из них — «Мозг» — говорит сама за себя. Ее, а также репутацию интеллектуала в генеральской фуражке он заработал неоднократными выступлениями в прессе с анализами политического и юридического характера.

Военная карьера М.Туати — бербера по происхождению — похожа на судьбы многих офицеров его поколения. Он начал службу во французской армии, которую покинул в 1961 году, за один год до достижения Алжиром независимости. Затем долгое время служил в жандармских войсках /алжирский аналог российских внутренних войск — прим.авт./, центральных аппаратах минобороны и генерального штаба. Дослужившись до генерала, он оказался одним из немногих в этом высоком звании, кто рискнул выступить в прессе со своими политическими анализами. В первый раз это случилось сразу после массовых выступлений населения в октябре 1988г. Тогда он опубликовал в газете единолично правившей партии Фронт национального освобождения /ФНО/ «Эль-Муджахид» статью-размышления о конституции и отношении армии к политике. Эта публикация предшествовала отказу ФНО от однопартийного режима и введению многопартийности в 1989 году.

С 1989 по 1991гг.руководил оперативным управлением генштаба. В период, когда алжирские военные принимали решение прервать избирательный процесс с тем, чтобы не допустить прихода к власти ныне запрещенного Исламского фронта спасения, занимал пост советника министра обороны генерала Халеда Неззара. Принимал активное участие в принятии решения на отстранение от власти президента Шадли Бенджедида. В это время в военных и политических кругах генерал заслужил репутацию идеолога «терминаторов» — тех, кто выступал и выступает за полное искоренение исламизма. Эта репутация приняла со временем несколько иной оттенок — генерал стал не исключать диалога с теми исламистами, которые относятся к «умеренным». Уже в 1993г.он работал в составе Комиссии по национальному диалогу, призванной определить условия и рамки переходного политического процесса, в котором не исключалось участие ИФС. При этом он неоднократно встречался с находившимся в тюрьме одним из лидеров ИФС Абделькадером Хашани. Возможно, подобную трансформацию взглядов генерал отразил еще в 1993г.в статье в армейском журнале «Эль-Джейш», указав, что «…феномен исламизма представляется как новый выбор общества, а не социальная, культурная и экономическая лихорадка, управляемая с помощью искусственных средств, какими бы насильственными они не были».

Именно М.Туати вместе с начальником генштаба генералом М.Ламари и другими военными определял контуры политической альтернативы исламизму. Он поддержал политику «гражданского согласия» Бутефлики, позволившую оставить не у дел около 6 тысяч боевиков.

В канун Нового года, 29 декабря, Алжир обязался подписать дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, который дает право МАГАТЭ проводить внезапные инспекции национальных ядерных объектов. Об этом объявил глава МИД АНДР Абдельазиз Бельхадем через национальные СМИ.

«Алжир официально уведомил МАГАТЭ и обязался перед советом управляющих этой организации подписать дополнительный протокол», — сообщил министр. Сейчас Алжир «ожидает благоприятную дату, чтобы сделать это», отметил он. А.Бельхадем сообщил, что «Алжир продолжит использование атомной энергии в мирных целях». Одновременно высказался против двойных стандартов в сфере контроля за распространением ядерного оружия.

Дополнительный протокол рассматривается МАГАТЭ как главное средство контроля за режимом нераспространения ядерного оружия. Алжир достаточно поздно — в 1994 году — присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия. Это обстоятельство позволило некоторым западным СМИ периодически выступать с обвинениями в адрес Алжира в том, что он якобы сначала создал ядерное взрывное устройство, а только затем присоединился к Договору. 0—

62.87MB | MySQL:102 | 0,672sec