В Иране проходят теледебаты кандидатов на пост президента

До президентских выборов в Иране, намеченных на пятницу 19 мая, осталось менее 2 недель. Как важная часть предвыборного марафона, в стране проходят в эти дни публичные дебаты кандидатов. В пятницу 5 мая, прошли вторые прямые телерадиодебаты всех шести кандидатов в президенты, посвященные вопросам политики и культуры, и частично – экономики. Эти, дебаты, написала 6 мая ведущая праворадикальная газета «Джомхурийе Эслами», явились возможностью для выяснения границ между двумя главными идеологическими лагерями страны – фундаменталистами и реформистами. «Их возглавляют, с одной стороны, представители консерваторов и, с другой, либералы во главе с д-ром Роухани.  Последние хотят конструктивного взаимодействия  с внешним миром, заботясь одновременно о национальных интересах.  Противостоящие им силы сосредоточились на критике атомного соглашения как главного достижения нынешнего правительства»,  — отмечает «Джомхурийе Эслами».  Все иранские СМИ широко освещают эту составляющую кандидатской деятельности, к которой, как видно, у СМИ большие претензии. Как написал интернетсайт «Табнак», кандидатам в президенты нужно больше думать о нуждах народа.  Перед открытием  пятничных дебатов  этот сайт написал, что многие люди отдали строительству страны и исламского строя все свои силы, но их нынешнее положение беспросветно. «Как можно верить в будущее, — пишет «Табнак», — если сами кандидаты признаются, что ситуация в стране была трудной, является таковой и будущее вряд ли что-то изменит». «Кандидаты в дебатах говорят разное, но в этом разнообразии есть одна схожая черта: никто из них не верит в непреложность перемен». Как написали иранские СМИ, главной чертой пятничных дебатов было то, что острие критики позиционировалось преимущественно на действующем президенте.  Почти каждым участником предвыборной гонки приводились разнообразные факты о размерах коррупции в правительственных учреждениях, неумении чиновников управлять, их полнейшем  непрофессионализме. Сам глава исполнительной власти Хасан Роухани и участвующий в предвыборной гонке его первый заместитель Эсхак Джахангири тщетно пытались отбиться от многочисленных нападок своих оппонентов по предвыборным дебатам — моназере, довольно известному со средних веков в Иране жанру публичных состязаний.  Больше всего критических стрел в кандидатов реформистского лагеря летело со стороны оппонента, ветерана предвыборных баталий, многолетнего тегеранского градоначальника Мохаммада Багера Галибафа, чувствующего за собой поддержку не только религиозно-политической элиты, но и не теряющего своей мощи Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Критика сосредоточилась вокруг традиционных недостатков правительства – неэффективной борьбы с безработицей, низких темпов создания новых рабочих мест, крайне неудачной работе правительственных организаций.

К середине дебатов определились как фавориты, так и аутсайдеры. Последним признан экс-министр консерватор Мостафа Мирсалим, смотревшийся крайне неубедительно. Напротив, наибольшее внимание привлекли Эсхак Джахангири и Мохаммад Багер Галибаф. Именно они наиболее выгодно смотрелись  на фоне других претендентов, их ответы  и реплики были самыми взвешенными и аргументированными. Галибаф избрал темой своих нападок на правительство проблему контрабанды, действительно серьезно беспокоящую власти и подрывающую экономическую безопасность страны. В частности, он привел цифры по контрабанде валюты и товаров повседневного спроса,  практически сводящих на нет усилия импортеров. Роухани не смог достойно ответить ему, хотя ответ лежал на поверхности: контрабанда расцвела в последние годы на фоне  коррупции в системе силовых структур, занятых на охране границы, к которым, несомненно, генерал Галибаф, служивший там в свое время, имеет  самое непосредственное отношение.  Много негативного высказал Галибаф и по отношению к атомному соглашению между Ираном и мировыми державами, так называемым Венским договоренностями, которые Х.Роухани считает своим важным  и полезным для развития страны достижением. «Однако важно посмотреть, что делает президент Х.Роухани для реализации этого соглашения! Что хорошего ощущают в своей повседневной жизни после его подписания граждане нашей страны?  Когда страна шла к подписанию этого документа, ее граждане ждали положительного эффекта, надеялись, что расцветет экономика, они ощутят на себе эффект нового прогресса страны.  Но время идет, а ничего, связанного с ожиданиями, не произошло». Действующий президент не сумел достойно ответить на такие обвинения, переключившись на важные, но далекие от обсуждавшихся на дебатах проблемы прав человека в Исламской Республике Иран, вопросы расширения свобод.

Что касается  первого вице-президента Э.Джахангири, то он в своем выступлении убедительно обрисовал деятельность нынешнего правительства, показав, что страна достигла всех намеченных целей в результате подписания ядерного соглашения. Джахангири аргументировано продемонстрировал достижения политической и экономической ситуации в стране после вступления в силу Совместного комплексного плана действий (СКПД), отметив прогресс в экономике и постепенно складывающийся позитивный настрой в мире по отношению к ИРИ.

Кандидат от фундаменталистов на предстоящих выборах Эбрахим Раиси также сосредоточился на критике действующей исполнительной власти, заявив, что в правительстве Х.Роухани коррупция приняла невиданные прежде размеры.  «Однако что получил рядовой труженик от достижений правительства президента Роухани? В чем для него конкретно проявилось снятие санкций и различные экономические послабления, вытекающие из венских договоренностей? Прибавилось ли из-за этого чего—то реального на столе у простой иранской семьи? Разве не этого ждал народ от президента? Можно ли говорить о том, что атомное соглашение привело к решению наших злободневных проблем, вытянуло нас из застоя, вдохнуло новую жизнь?  Разве это коснулось  напрямую жизни каждого из нас?»

Отметим и тот факт, о котором широко писала в день дебатов оппозиционная печать. Все участники моназере были предупреждены до начала дебатов, что им не следует высказываться по всем вопросам, касающимся основ государственной власти в стране. За скобки дискуссии были вынесены и проблемы, связанные с деятельностью правоохранительных органов, силовых структур, в первую очередь – КСИР. К этому же призывали кандидатов и религиозные деятели. Например, аятолла Сейед Ахмад Алам-оль-Хода, выступая на пятничном намазе в святом для шиитов городе Мешхеде, призвал кандидатов в депутаты  не позволять себе высказывания, вредящие безопасности страны. Как сообщило официальное информационное агентство страны – ИРНА, аятолла Сейед Ахмад Алам-оль-Хода заявил, что тот факт, что часть кандидатов говорит  о том, что они отвели от страны угрозу войны, а другая часть утверждает, что это совсем не так,  способствует поляризации общества и отнюдь не на руку нашему единству и сплоченности, а льет воду на мельницу наших врагов. «38 лет опыта послереволюционного развития убеждают нас в силе исламского строя. Если бы враги могли совладать с нами, то они бы развязали против нас войну. В мирных условиях, когда нам не угрожает реальная опасность, мы сумеем сплотиться и выбрать  себе достойного руководителя».

Другое авторитетное информагентство – ИСНА, подводя итоги  дебатов, предсказывает,  что  у нынешних выборов вероятен второй тур, на который выйдут ведущий кандидат от фундаменталистов Эбрахим Раиси и действующий мэр столицы, ветеран президентской гонки Мохаммад Багер Галибаф. Говоря об атмосфере  дебатов, ИСНА обратила внимание на то,  что от заявлений кандидатов по отношению друг к другу исходит дух конфронтационности и «и даже воинственности». При этом, пишет ИСНА, Раиси не поддавался на провокационный тон оппонентов и очень сдержанно и без эмоций излагал свои программные положения. «Работая много лет в органах юстиции, он, безусловно, обладает информацией, способной опорочить  любого из своих оппонентов,  но пока не пускает этого оружия в ход».

52.2MB | MySQL:103 | 0,571sec