Анализ китайскими специалистами деятельности международной террористической организации «Исламское государство»

В условиях продолжающейся борьбы с международным терроризмом представители специальных служб КНР осуществляют сбор и анализ информации о развитии и деятельности террористических группировок, которые появились после входа США в Афганистан и Ирак. Примером такой группировки является «Исламское государство» (запрещена в РФ), которая до октября 2002 г. была известна только узкому кругу иностранных специалистов под обозначением «Организация объединения и джихада».

Именно в октябре 2002 г. боевики этой исламистской группировки совершили нападение на сотрудника МИД США в Аммане. С того момента террористическая организация, возглавляемая Абу Мусабом аз-Заркауи претерпела многочисленные изменения и в результате она приобрела наибольшую известность под обозначением «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), а позже «Исламского государство» (ИГ, запрещено в России)

Китайские аналитики отмечают, что для того, чтобы боевикам «пройти по карьерной лестнице» на руководящие должности им необходимо активно участвовать в подготовке или проведении нескольких террористических актов и даже находясь на руководящем посту член группировки должен периодически принимать участие в боевых действиях или террористических актах.

Кроме того, все желающие присоединиться группировки или отряды исламистов в других государствах также должны доказать свою эффективность путем проведения нескольких террористических актов. Специалисты МГБ КНР  и НОАК отмечают, что тайные террористические организации, не принимающие ответственность за акты, как правило не присоединяются к ИГ поскольку не считают возможным подчиняться «экзальтированным и кичливым» боевикам из Ирака.

В качестве примера самостоятельных террористических организаций китайские специалисты называют «Абу Сайяф» (Филиппины) и «Молодежную партию Сомали» («Аш-Шабаб»). Однако, по разным данным по всему миру от 11 до 19 террористических организаций сотрудничают с «Исламским государством».

Аналитики спецслужб КНР отмечают, что СМИ западных стран зачастую вносят сумятицу и затрудняют процесс проверки информации поскольку стараются максимально быстро сообщить, что лица, совершившие террористический акт каким либо образом «связаны», «поддерживают связь», «признают» или «приняли присягу на верность ИГ». В этой связи отмечается, что необходимо максимально внимательно проверять информацию об участии ИГ в террористических актах

В результате проведенной работы по сбору информации, китайские специалисты отмечают, что в период с 2002 до 2015 гг. боевики «Исламского государства» добились следующих результатов (табл. 1).

Таблица 1

Результаты террористических атак «ИГ» в период с 2002 по 2015 гг.

Количество террористических актов

(в процентах от случаев террористической деятельности в мире)

Количество убитых Кол-во раненных Кол-во захваченных заложников
4900 (13%) 33000 (26%) 41000 (28%) 11000 (24%)

Следует отметить, что в число погибших и раненных следует отнести 11000 заложников, которые были захвачены террористами. Китайские специалисты отмечают, что террористические атаки с участие руководителей отрядов или ячеек ИГ отличаются повышенной опасностью.

В подобных атаках погибает 58% заложников (в других случаях 51% и менее), а 88% случаев террористам удается захватит больше 10 заложников. Следует отметить, что в 74% случаев боевики ИГ проводят одиночные акции и если в начале подобных мероприятий эффективность атак составляла 1,9 убитых на одного террориста, то в последних атак этот показатель составляет 7,3 убитых (максимально 8,6 убитых) на одного боевика. Эффективность терактов боевиков других группировок составляет 2,1 убитых на одного исламиста. Также 75% терактов фактически достигают своей цели.

В публикациях китайских специализированных изданиях отмечается, что основное внимание ИГ приковано к «домашнему региону» — Сирийской Арабской Республике и Ираку, на территории которых за период с октябрь 2002 по апрель 2013 гг. было совершено около 97% террористических актов от общего количества нападений исламистов в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Европы. За указанный период всего 3% терактов было совершено в таких государствах как: Турция, Иордания, Ливан, Бахрейн, Египет, Израиль, Ливия, Сомали, Бельгия и Франция.

Представляется возможным выделить несколько особенностей деятельности боевиков ИГ в рассматриваемый период:

– высокая частотность совершения террористических актов (от 15 до 30 в день);

– одновременность мощных взрывов (от 4 до 10 в день);

– высокая частотность применения автомобилей с самодельными взрывными устройствами высокой мощности (92% случаев);

– низкая доля использования стрелкового оружия при теракте (8% от общего числа акций);

Основными целями терактов являлись гражданские объекты (жилые дома, офисы компаний, банки) – 44%; объекты силовых ведомств и правоохранительных органов – 23%; военные базы и объекты – 11%;   деловые и торговые центры – 10%.

Китайские специалисты собрали информацию о террористических актах, которые были осуществлены боевиками или сторонниками ИГ на территории иностранных государств вне региона Ближнего Востока за 2014-2015 гг.(табл. 2.)

Таблица 2

Количество террористических актов ИГ на территории  иностранных государств

Государство, на территории которого были осуществлены террористические акты Количество террористических актов Количество террористов Количество жертв
США 8 8 14 + 20 раненных
Франция 6 6 9
Австралия 4 4 5
Канада (октябрь 2014) 2 2 2
Швеция (февраль 2015) 1 2 2
Босния (ноябрь 2015) 1 2 2
Филиппины (декабрь 2015) 1 2 2
Великобритания (Лондон) 1 1 Нет.

Как отмечают китайские обозреватели, члены международной террористической группировки ИГ, как правило, совершают нападения в людных местах – магазинах, торговых центрах, кафетериях, станциях метро и в непосредственной близости к мечетям. Объектами нападении являются, как простые местные жители, так и представители мусульманского духовенства, военнослужащие или сотрудники полиции.

Очевидно, что при нападениях на мирных граждан или имамов целью является запугивание местного населения и демонстрация «всемогущества» войнов за чистоту ислама. Нападения на военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов преследуют целью, как запугать служителей закона, так и завладеть личным оружием, форменной одеждой, удостоверениями личности и другими специальными средствами – радиостанции и элементы экипировки, которые могут быть использованы при последующих террористических атаках.

Как отмечает бывший сотрудник специального подразделения французской жандармерии Groupe d’Intervention de la Gendarmerie Nationale (GIGN) – Franck Chaix в интервью сотруднику центра обработки (разведывательной) информации «Феникс» (Гонконг, КНР) Ли Цзяну, что во всей Франции существует только два подразделения, которые способны противостоять обученным и подготовленным боевикам ИГ.

Основная трудность борьбы с исламистами, которые смешались с шестью миллионами мусульман, проживающим во Франции состоит в том, что они заблаговременно готовят маршруты подхода и отхода от цели или района проведения теракта, конспиративные квартиры, как правило укреплены на случай осады. Также тайники с оружием отлично замаскированы, что не позволяет лишить террористов возможности проведения теракта с большим количеством жертв.

С учетом неоднородности мирного процесса в Сирийской Арабской Республике и Ираке представляется возможным согласиться с китайскими специалистами, что поток новых террористов в страны Европы и Азии прекратиться не скоро.  Китайские специалисты отмечают, что вероятные террористические акты будут организованы по более изощренным схемам, поскольку инструкторы исламистов внимательно наблюдают за действиями силовиков и вырабатывают новые методы и подходы для проведения устрашающих актов насилия.

52.2MB | MySQL:103 | 0,504sec