Военная промышленность Ирака. Часть 1

Производство боеприпасов для стрелкового оружия, реактивной и ствольной артиллерии, авиационных средств поражения

В предыдущих публикациях на страницах сайта Института Ближнего Востока мы рассмотрели состояние и ближайшие перспективы ВВС и ПВО Ирака. В данном обзоре мы начнем рассмотрение положения дел в военной промышленности страны, переживающей в настоящее время своеобразный ренессанс в связи с рядом обстоятельств, как объективного, так и субъективного характера.

Основы военно-промышленного комплекса Ирака были заложены в 70-е гг. прошлого века, главным образом, при техническом содействии таких стран, как Советский Союз, ФРГ, Франция. Действовали и некоторые программы прикладного характера, производственного или научно-исследовательского предназначения, например, с Египтом, с Иорданией, с Ливией, Чехословакией, Румынией, Китаем и Бразилией. К началу 1980-х гг. (то есть, практически, к ирано-иракской войне, 1980-1988 гг.) Ирак располагал оборонной промышленностью, способной обеспечить выпуск ряда законченных изделий, среди которых наличествовали полуавтоматические пистолеты, автоматы, ручные и станковые пулеметы, минометы, гранатометы, ручные гранаты, некоторые виды артиллерийского вооружения, всю линейку порохов и метательных смесей для снарядов и ракет, современных взрывчатых бризантных веществ для снаряжения боеприпасов, плюс, мощностями по сборке, ремонту и обслуживанию широкой номенклатуры военной техники для всех родов войск. В то время, по этим показателям среди арабских стран Ирак практически не уступал Египту и Ливии, а последнюю, значительно опережал по объемам производства вооружения и военной техники. (Ливийская Джамахирия, волей М. Каддафи, обзавелась в те годы первоклассной военной промышленностью, но, к сожалению, ее потенциал в силу ряда обстоятельств никогда не использовался более чем на десятую часть от возможного).  В ходе войны с Ираном иракская военная промышленность не только не понесла значимых потерь, но и существенно окрепла, перейдя к производству сложных радиоэлектронных устройств связи и наблюдения, освоению химического оружия, производству ракетной техники и реактивных систем залпового огня. Активно развивался военный научно-исследовательский сектор ВПК Ирака, занимавшийся разработками современных систем вооружения, включая некоторые виды ОМП и артиллерийских систем особой мощности.

Что касается производства боеприпасов для стрелкового оружия, реактивной и ствольной артиллерии, авиационных средств поражения, то, кроме постоянного импорта значительного количества этих изделий, к концу 1980-х гг. иракцы смогли в полной мере наладить выпуск основных видов патронов для стрелкового оружия, значительной части снарядов и НУР, а также мин.

По лицензионным соглашениям в стране выпускались 9 мм пистолет «Тарек» (копия «Беретты»), снайперская винтовка «Табук» (копия советской СВД), боеприпасы к ним, с 1971 года было развернуто производство египетских 7.62 мм. карабинов, выпускавшихся под маркой «Багдад». Югославия помогла наладить лицензионное производство автоматов и ручных пулеметов семейства М 70, известных в Ираке как «Кудс» (эти копии РПК вновь запущены в производство небольшой серией под названием «Кудс 2»). Выпускалась также румынская версия все той же СВД, которая носила название «Каддисийя».

Соответственно, было организовано патронное и малокалиберное снарядное производство, обеспечивающее армию и полицию боеприпасами 7.62х39 мм, 9 мм, 12,7 мм., 23 мм.

Серьезно пострадав в ходе войн 1991 и 2003 гг. военная промышленность Ирака к 2004 г. фактически перестала существовать, административные структуры организации по военному производству были распущены, инженерно-технические кадры уволены или разбежались, большинство производственных объектов, лабораторий, испытательных площадок и складов были разграблены, заброшены или уничтожены ударами сил оккупационных войск.

До 2012 г. вооруженные силы Ирака обеспечивались боеприпасами исключительно за счет военной помощи США и ряда других стран, либо импортным имуществом, закупаемым по государственным контрактам. Естественно, что резко возросшие ввиду активных боевых действий против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) потребности в патронах, снарядах, минах и гранатах невозможно удовлетворить только за счет их импорта, или, довольствуясь подачками внешних спонсоров, которые сегодня тебе отпустят боеприпасы, а завтра – нет. Поэтому, примерно к середине 2014 г. у правящих иракских политических сил сложилось устойчивое понимание, что американская, и та же иранская военная помощь это очень хорошо, но еще лучше будет постараться минимизировать зависимость страны от нее, и чем быстрее, тем лучше.

В августе 2014 года указом правительства Ирака в структуре Министерства промышленности и минеральных ресурсов была учреждена (фактически воссоздана та самая, прежняя) организация по военной промышленности. Вступить в нее было предложено семи местным компаниям, ранее входивших в «саддамовский» оборонпром. Кроме того, всем инженерам, административному и хозяйственному персоналу, кого смогли найти и тем, кто еще жив, и в состоянии трудиться, было предложено вернуться к прежней работе. То есть, на госслужбу, что в условиях нынешних иракских реалий дает хоть и небольшой, но гарантированный заработок.

По самой предварительной оценке министерства организация местного выпуска боеприпасов для стрелкового оружия, реактивной и ствольной артиллерии позволит сэкономить в год до 3 млрд долларов США.  Не говоря уже о средствах, отпускаемых на закупку амуниции, снаряжения и обуви. На одни патроны в год расходуется до 1 млрд долларов, Ирак постоянно вынужден обращаться к различным поставщикам, часто возникают проблемы с совместимостью и качеством приобретаемых боеприпасов.

По состоянию на май 2017 основной не решенной проблемой в этой сфере остается полная внешняя зависимость от импорта боеприпасов для легкого стрелкового вооружения. Рабочего и мало-мальски массового патронного производства в Ираке на сегодня попросту нет, а то, что пытаются выпускать из импортируемого сырья недостаточно как по качеству, так и по количеству.

Примерно такая же картина наблюдается и с обеспечением боеприпасами малого и среднего калибра, от 12.7 мм. до 30 мм. Иногда, авиационные пушки на вертолетах российского производства снаряжаются снарядами китайского или сербского производства, поскольку оригинальные либо закончились, либо дороги, что приводит к отказам вооружения и его поломкам.

Несколько лучше за последние два года обстоит дело с минометными минами калибров 60, 81 и 82 мм, с неуправляемыми реактивными снарядами калибра 107 мм, вновь осваивается производство 100 мм и 122 мм снарядов, правда, пока их выпуск исчисляется десятками и сотнями штук, крайне затратен с точки зрения применяемых технологий, ведь он ведется, в основном, на восстановленном старом станочном парке.

То же относится и попыткам наладить местное производство авиационных фугасно-осколочных бомб, самой простой конструкции и весом до 250 кг. Опытные образцы не всегда подходят под имеющиеся бомбосбрасыватели, случаются отказы взрывателей, нет современной начинки для снаряжения боевых частей.

В целом, несмотря на некоторый прогресс в области выпуска боеприпасов для стрелкового оружия, реактивной и ствольной артиллерии, авиационных средств поражения, наличие здравого лоббирования интересов местных производителей, отдадим должное их энтузиазму и усилиям, и отметим также, их, пока еще, далеко не полную готовность обеспечить требуемый ассортимент, качество и требуемое количество боеприпасов, что свидетельствует: Ирак, на сегодня, продолжает зависеть от их импортных поставок, что неизбежно ведет  и к большим расходам, и к сохранению  коррупционной составляющей, увы, традиционной и весьма значительной в такой сфере деятельности как военно-техническое сотрудничество, и пока не решает поставленной задачи – выйти, хотя бы, на половинную самодостаточность и, хотя бы, по стрелковому вооружению.

При этом характерным обстоятельством является то, что производство таких массовых видов стрелковых боеприпасов, как те же патроны 7.62х39, или 5.56х45 мм и 7.62х54, в общем-то, является в силу своей специфичности, одним из показателей состоятельности и достаточности государства, и пока ни «дружественные» Соединенные Штаты, ни «дружественный» Иран не замечены в желании помочь Ираку организовать такое производство. Продать – пожалуйста, ну, подарить, иногда, и часто, с истекшим сроком годности – это пожалуйста. А патронов требуются миллионы и миллионы.

Возможным решением такой проблемы могло бы стать предложение по строительству соответствующего производственного комплекса под гарантии правительства страны, но, увы, китайцы, которые могли бы это сделать, пока что зарекомендовали себя как недобросовестные поставщики, торгующие негодными патронами, что касается российских соответствующих организаций, кое-как справившихся с относительно аналогичным проектом в Венесуэле, то они пока не горят желанием повторить свой успех в Ираке. Прежний советский успешный опыт строительства современных патронного, стрелкового оружейного и ремонтно-артиллерийского производств датируется серединой 80-х гг., прошлого века, когда СССР с высоким качеством и в короткий для подобных строек срок, возвел заводы в Вади Кааме, под Злитнем, в Бен Валиде, и в Гире, в Ливийской Джамахирии.

62.82MB | MySQL:102 | 0,527sec