Об антиизраильской риторике президента Турции

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган,  выступая в понедельник, 8 мая в Стамбуле на международном исламском «Форуме аль-Кудса», заявил, что Израиль осуществляет «бойню» палестинцев и призвал турок совершить паломничество в мечеть Аль-Акса, чтобы «защитить исламскую идентичность» этого мусульманского культового сооружения, находящегося на Храмовой горе. То, что Иерусалим находится под контролем Израиля, он назвал «оскорблением»: «Каждый день, в который Иерусалим находится под (израильской – В.Ч.) оккупацией, это оскорбление для нас (мусульман – В.Ч.)». Президент Турции также подверг критике обсуждение новой американской администрацией возможности переноса посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. По его словам: «Дискуссии относительно возможности того, что США переведут свое посольство из Тель-Авива в Иерусалим абсолютно ошибочны, и такая возможность, безусловно, должна сойти с повестки дня».

Реджеп Тайип Эрдоган также обвинил международную общественность в равнодушии к страданиям палестинцев. «Международная общественность должна противостоять им (израильтянам – В.Ч.). Невозможно установить мир в регионе, если международный закон остался равнодушным к массовым убийствам и жестокости, — сказал он.

Помимо этого, он подверг критике принятый Кнессетом в предварительном чтении «Закон о муэдзинах», который ограничивает громкость мусульманских призывов к молитве в ночные часы. «Стыдно, что те, кто поучают нас относительно свободы вероисповедания (то есть, европейцы и американцы – В.Ч.), молчат перед лицом этого эксперимента. Турция не даст этому эксперименту по нанесению ущерба свободе вероисповедания  достичь успеха. Почему они (израильтяне – В.Ч.) боятся призыва к молитве? Разве они не уверены относительно своей судьбы? Мы не относимся и не будем относиться к нашим еврейским гражданам таким образом, — заявил президент Эрдоган, игнорируя тот факт, что еврейское богослужение, в отличие от мусульманского, не подразумевает громогласных призывов к молитве ни в дневные, ни в ночные часы, а также то, что подавляющее большинство турецких евреев уэе давно покинули Турцию, репатриировавшись в Израиль или эмигрировав на Запад.

Необходимо отметить, что это был первый случай после заключенного прошлым летом соглашения о примирении между Израилем и Турцией, когда турецкий президент-исламист позволил себе столь резкие нападки на еврейское государство. При подписании упомянутого соглашения никто в Израиле не строил себе иллюзий относительно того, что отношения между двумя государствами снова станут такими же, как до прихода к власти в Турции исламистской Партии справедливости и развития, однако упомянутый выпад Реджепа Тайипа Эрдогана против Израиля стал явным нарушением установившегося с прошлого лета статуса-кво, подразумевающего прохладно-корректные отношения между двумя странами, которые когда-то были союзницами. Поэтому реакция израильтян на заявления турецкого президента была жесткой.

Пресс-секретарь израильского Министерства иностранных дел Имануэль Нахшон сделал по этому поводу краткое заявление следующего содержания: «Тот, кто систематически нарушает права человека, не должен поучать единственную настоящую демократию в регионе. Израиль скрупулёзно охраняет свободу вероисповедания евреев, мусульман и христиан и продолжит делать это, вопреки безосновательным инсинуациям».

Во вторник, 9 мая по прямому указанию премьер-министра и министра иностранных дел Биньямина Нетаньяху генеральный директор израильского МИДа Юваль Ротем вызвал посла Турции в Израиле Кемаля Окама и выразил ему возмущение израильской стороны в связи с антиизраильскими заявлениями Реджепа Тайипа Эрдогана. В целом заявление Юваля Ротема было выдержано в духе заявления Имануэля Нахшона.

В тот же самый день мэр Иерусалима Нир Баркат сделал довольно жесткое заявление для прессы по поводу высказываний турецкого президента, в котором среди прочего напомнил о том, что османская Турция правила Иерусалимом в течение четырех веков, и что этот город под властью турок находился в упадке. «Еврейский народ связан с Иерусалимом уже более 3000 лет, и этот воссоединенный город останется нашей столицей навечно, — в частности сказал мэр, — В каждом уголке этого города видно наше (еврейское – В.Ч..) прошлое в нем со времен Первого Храма (XVI вв. до н.э. – В.Ч.), Второго Храма (V в. до н.э. – I в. н.э. – В.Ч.), древнего мусульманского периода (VIIXI вв. – В.Ч.) и периода османской оккупации (XVI  — начало ХХ вв. – В.Ч.) тоже. В 50-ю годовщину воссоединения города (то есть победы Израиля в Шестидневной войне 1967 г. – В.Ч.) я приглашаю Эрдогана посетить Иерусалим и самому убедиться в том, что реальность в нем изменилась только к лучшему с тех пор, как тут владычествовали турки».

Однако после этих резких ответных заявлений израильтяне сочли, что инцидент исчерпан. Сообщение в этом духе было передано в Анкару. По мнению обозревателей, высказываемому в израильских СМИ, обе стороны не заинтересованы в углублении конфликта. Ожидается, что президент Реджеп Тайип Эрдоган также постарается свести возникший было конфликт с Израилем на нет, учитывая, что, несмотря на острейшие идеологические разногласия между руководимой им Турцией, рассматривающей себя в качестве преемницы Османской империи и лидера мусульманского суннитского мира, и еврейским государством, у обеих стран есть общий враг в лице Ирана.

Дори Голд, занимавший до октября минувшего года (то есть во время подписания соглашения о примирении между Израилем и Турцией) пост генерального директора Министерства иностранных дел Израиля, заявил в этой связи журналистам, что упомянутое соглашение было выгодно Израилю и его стоило подписывать, несмотря на антиизраильские высказывания турецкого президента. Что же касается причин, побудивших Реджепа Тайипа Эрдоган обрушиться вдруг с нападками на Израиль, то высокопоставленные израильские чиновники не комментируют их, а эксперты по Турции, к которым обратились по данному поводу израильские журналисты, высказались в том духе, что турецкий президент склонен сперва говорить, и только потом думать.

52.18MB | MySQL:103 | 0,491sec