Сотрудничество КНР и Пакистана в области изучения морских ресурсов и обеспечения безопасности на море

Взаимодействие официальных Пекина и Исламабада на протяжении нескольких десятилетий в основном было сосредоточено в военно-технической и военно-политической сферах, однако со временем пакистанская сторона осознала, что в целях развития собственного государства необходимо развивать и другие направления. Достаточно актуальными направлениями сотрудничества между Пакистаном и КНР являются изучение шельфа в территориальных водах и исключительной экономической зоне Пакистана, а также обеспечение безопасности на море.

Как указывают китайские обозреватели, Управление по делам на море (УДМ) КНР и НИИ моря Министерства науки и техники Пакистана тесно сотрудничают в области разведки полезных ископаемых (нефть и газ) на шельфе Индийского океана. Кроме того, специалисты двух государств проводят мониторинг экологической ситуации в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Пакистана с целью выявления наиболее пригодных районов для организации предприятий по разведению морской культуры.

По данным китайских источников, сотрудники 2-ого НИИ УДМ КНР регулярно приезжают в Пакистан для проведения биохимических исследований состава воды и донного грунта в 12-ти мильной зоне Пакистана. Известно сотрудники УДМ КНР неоднократно сталкивались с проблемами безопасности, как на территории Пакистана, так и в ходе работ в акватории исключительной экономической зоны. Как отмечают пакистанские военные специалисты, подводные лодки ВМС Индии неоднократно выполняли опасные маневры в непосредственной близости от судов с научными сотрудниками из Пакистана и КНР.

Следует отметить, что для подготовки пакистанских специалистов во 2-ом НИИ УДМ КНР организованы специальные курсы по повышению квалификации для действующих сотрудников. Для будущих пакистанских специалистов выделены государственные стипендии в нескольких вузах КНР, которые ориентированы на подготовку квалифицированных кадров в области морской биологии, химии, производство и переработку аквакультуры, а также поиск полезных ископаемых на шельфе морей и океанов.

Кроме того, квалифицированные кадры необходимы Пакистану для участия в стратегическом проекте Председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс, один путь», для реализации которого официальный Пекин готов выделить около 500 млрд.долл.США.

Обращаясь к вопросу обеспечения безопасности на море, отметим, что ВМС Пакистана участвуют в ежегодных многосторонних учениях АМАН, в ходе которых отрабатываются вопросы совместного патрулирования опасных акваторий, поиск и перехват катеров пиратов, выявление опасных грузов, спасение экипажей судов терпящих бедствие или подвергшихся нападению организованных преступных группировок. Известно, что ранее в указанных учениях принимали участие корабли ВМС США, КНР, РФ, Австралии, Японии, Великобритании и Шри-Ланки. Кроме учебных мероприятий надводные корабли ВМС Пакистана участвуют в международных операциях по борьбе с пиратами в западной части Индийского океана.

Как отмечают китайские специалисты ВМС Пакистана могут выделять ограниченное количество надводных кораблей для участия в международных учениях или миссиях по борьбе с пиратами поскольку вопросы охраны собственных территориальных вод и исключительной экономической зоны никто не снимал с повестки дня. С учетом периодического осложнения отношений между Пакистаном и Индией, военно-политическое руководство в Исламабаде приняло решение о строительстве серии патрульных катеров и серии патрульных кораблей для обеспечения безопасности судоходства в ИЭЗ и территориальных водах государства.

По информации СМИ КНР, 10 декабря 2016 г на Сицзянском судостроительном предприятии в КНР прошла церемония передачи Агентству по безопасности на море (АБМ) Пакистана двух скоростных патрульных катеров водоизмещением 600 тонн каждый известны бортовые номера PMSS1070  HINGOL PMS 1071 BASOL. Третий корабль серии  PNS 1072 был передан пакистанской стороне в апреле 2017 г.

На церемонии присутствовали руководитель АБМ Пакистана, заместитель руководителя Управления береговой охраны КНР генерал-майор Ван Хунгуан и вице-президент совета директоров Китайской кораблестроительной промышленной корпорации (ККПК) Сунь Фэн. Известно, что контроль работ на судостроительном предприятии осуществляют представители пакистанской стороны, для которых открыто временное рабочее представительство.

Как отмечает руководитель пакистанской группы контроля Неймат Улла, китайские инженеры и конструкторы предусмотрели возможность оснащения катеров практически любым оборудованием, которое необходимо для выполнения задач, возложенных на АБМ Пакистана. Благодаря модульному принципу конструкции катера могут выполнять тушение пожаров, оценку уровня загрязнения акватории, обеспечивать спасение и эвакуацию членов экипажей судов, терпящих бедствие,

По данным китайских источников, данные катера имеют длину 68 м, ширину 8,7 м, полное водоизмещение достигает 615 тонн.  способны развивать максимальную скорость в 30 узлов, вооружение – одна автоматическая пушка калибра 30 мм. Следует отметить, что при таких линейных размерах и водоизмещении на данных катерах вполне возможно размещать артиллерийскую установку H/PJ-26 калибра 76 мм, что серьезно повысит огневую мощь катера и дальность поражения надводных целей.

С учетом разработки в КНР новых боеприпасов для данной АУ в перспективе катер сможет даже поражать и воздушные цели типа вертолет и БЛА.    В кормовой части катера размещается надувная лодка, позволяющая выполнять перехват легких судов на скорости до 50 узлов.

Как сообщают китайские источники, проектирование указанных патрульных катеров выполнили специалисты 708-ого НИИ ККПК, которые накопили большой опыт в создании малотоннажных боевых кораблей для ВМС иностранных государств. В качестве примера можно привести успешные контракты на поставку фрегатов серии С28А для ВМС Алжира и СКР проекта P13N ВМС Бангладеш, СКР Р18N для ВМС Нигерии, а также патрульных катеров проекта Р48S для ВМС Камеруна

Известно, что Сицзянское судостроительное предприятие входит в состав ККПК и специализируется на строительстве кораблей и катеров военного назначения для иностранных заказчиков. Следует отметить, что патрульные катера столь небольшого водоизмещения совершили самостоятельный переход к месту постоянного базирования через Южно-Китайское море и большую часть Индийского океана, что указывает на высокую мореходность катеров и экономичность силовой установки.

Во время дальнего морского похода катера зашли с дружественным визитом в один из портов Малайзии, где на их борт поднимался премьер-министр страны Наджиб Раззак, который подтвердил, что руководство Малайзии намерено приобретать новые патрульные катера в КНР.

После успешной передачи указанных патрульных катеров на  судостроительном заводе «Чанчжоу», который входит с состав судостроительного предприятия «Хуанпу Вэньчун» 29 января 2017 г. было начато строительство первого корпуса патрульного корабля водоизмещением 1500 тонн в интересах АБМ Пакистана. Известно, что данный патрульный корабль будет иметь корпус длиной 95м., оснащен легким вооружением, а в кормовой части будет сооружена летная палуба для базирования легкого вертолета.

Второй корпус корабля указанного проекта заложен на два дня раньше – 27 января 2017 г. на судостроительном предприятии в городе Карачи. На торжественном мероприятии по случаю закладки корабля на национальном предприятии присутствовали Министр Обороны Пакистана и Руководитель АБМ Пакистана.

По данным китайских источников, проектирование указанных патрульных кораблей для АБМ Пакистана выполняют специалисты 702-го НИИ и НИИ системного проектирования ККПК. Приемо-сдаточные испытания проводят экипажи Управления береговой охраны КНР по провинции Гуандун.  Оборудование для корабля, строящегося в Карачи будет поставлять китайская сторона.

С учетом вышесказанного представляет возможным утверждать, что Пекин и Исламабад достаточно активно развивают сотрудничество в области обеспечения безопасности на море. Вполне вероятно, что со временем пакистанские кораблестроители смогут на основе китайских патрульных катеров и кораблей самостоятельно создать корабль, который будет наилучшим образом соответствовать требованиям АБМ.

62.84MB | MySQL:102 | 0,437sec