Военная промышленность Ирака. Часть 2

Ремонт и производство бронетанковой техники сухопутных войск и народного ополчения

В предыдущих публикациях на страницах сайта Института Ближнего Востока мы рассмотрели состояние и ближайшие перспективы ВВС и ПВО Ирака, а также состояние дел с производством боеприпасов для стрелкового оружия, реактивной и ствольной артиллерии, авиационных средств поражения. В данном обзоре мы затронем такую составляющую военной промышленности Ирака, как производство и ремонт бронетехники, в первую очередь, основных боевых танков, а также БМП и бронетранспортеров.

В настоящий момент со всей определённостью можно говорить о состоявшемся восстановлении основы военной промышленности Ирака, действующей под управлением Организации по военному производству, структурно входящей в Министерство промышленности и минеральных ресурсов. Это означает, прежде всего, государственный контроль в этой сфере, возможность привлечения бюджетного финансирования и субсидирования производств, а также применение мер протекционистского характера, направленных главным образом на экономию средств, предназначенных для закупки вооружения за рубежом. Разумеется, на данном этапе ВПК Ирака еще далеко не обеспечивает и половины потребностей МО, МВД и Народного ополчения в оружии и боеприпасах, но, тем не менее, уже способен снизить такую нагрузку на бюджет страны, испытывающий некоторый дефицит средств, вызванный общим снижением мировых цен на нефть. Неплохие результаты продемонстрированы, в частности, при восстановлении и ремонте старых образцов бронетехники и артиллерии, которые в силу своей стоимостной емкости, а также подготовленности местного личного состава для работы с техникой, в основном, советского производства, накладывают определенные ограничения на закупку новых экземпляров подобной техники за рубежом.

В уже упомянутые ранее, конце 1970-х – середине 1980 –х гг. в стране были созданы достаточные мощности по производству, ремонту и техническому обслуживанию бронетанковой техники и артиллерии, в основной своей части, советского производства. Первые 100 машин советского производства были получены Ираком в 1979-80 годах. Это были танки, являвшиеся экспортными версиями Т-72 с оптическим прицелом-дальномером ТПД-2-49. В январе 1982 года Польша поставила Ираку 250 танков Т-72М. В сентябре того же года Советский Союз снял введенное ранее эмбарго на продажу оружия, и вновь начал продавать бронетехнику. Всего за годы войны Ирак получил 1100 танков Т-72, в основном польского производства, кроме того, в войска поступило значительное количество приобретенных в Китае машин «Тип 59» и «Тип 69».

В конце 1980-х годов Ирак организовал выпуск лицензионной версии Т-72М1 под названием «Аль-Ассад аль-Бабилий» («Вавилонский лев»), их было выпущено порядка двухсот единиц. В 1988-89 гг. эти танки прошли модернизацию по усилению защищенности верхних лобовых деталей корпуса.  Достигалось это за счет приварки дополнительного броневого листа толщиной 30 мм, кроме того, доработкам подверглись китайские машины, на них устанавливался местный вариант навесной динамической защиты (т.н. «Энигма»), неплохо зарекомендовавшей себя в ходе боев в Кувейте в 1990-м году. Не остались без внимания и иракские Т-62, они прошли модернизацию, в ходе которой некоторые модификации танка получили зенитные пулеметы ДШК, прожекторы инфракрасного излучения «Луна Л-2Г» и ОУ-3Г  оснастили защитными кожухами, а часть танков была оборудована противопылевыми, и, по совместительству, противокуммулятивными, бортовыми экранами. Ну, и наконец, значительное количество «рабочих лошадок» сухопутных войск Ирака – советские Т-54/Т-55, как и китайские «Тип 59» и «Тип 69», получили дополнительные пакеты все той же, специальной композитной брони, установленные на передние части корпуса и башни, спереди и по бокам на башню навешаны вынесенные защитные экраны, на них были установлены приборы ночного видения. Проводились опытные работы по форсированию силовых установок, замене танковых пушек, продлению ресурса агрегатов и механизмов, активно внедрялись различные доработки и рационализаторские предложения по результатам, прежде всего, разумеется, боевых действий с Ираном, и на основе опыта войсковой эксплуатации техники.

Итого, к началу вторжения в Кувейт, в 1990-м году Ирак располагал примерно 2 500 танками и около 4 000 различных бронемашин, которые составляли основу главной ударной силы сухопутных войск – танковых и механизированных дивизий Республиканской гвардии, «Аль-Мадина аль-Мунаввара», «Хаммурапи», «Тавалкана», «Навуходоносор», которым пришлось вынести на себе всю тяжесть боев с силами международной коалиции, и, в итоге, отступить из Кувейта, впрочем, некоторые эпизоды той войны остались за иракскими танкистами, умело действовавшими против новейших американских танков «Абрамс».

Развал иракской армии в 2003 г. был вызван предательством высшего военного командования, а не военным поражением страны, отдельные танковые экипажи и на этот раз оказали ожесточенное сопротивление оккупантам, однако, большинство бронетанковых частей самораспустились, техника была частично брошена, или приведена в негодность, а личный состав разошелся по домам.

Основная часть танков бывшей иракской армии, в том числе, несколько сот Т-72, Т-62 и Т-55 достались в наследство новым вооруженным силам, но их техническое состояние оставляло желать много лучшего.

Угроза наступления «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) заставило военно-политическое руководство страны принять срочные меры по усилению бронетанковой компоненты сухопутных войск. Поставленных США «Абрамсов» и HMMWV (а в декабре 2008 года было подписано соглашение о поставке из США в Ирак партии оружия стоимостью 6 млрд долларов: 140 танков M1A1M, 400 бронемашин «Страйкер», 8 бронированных ремонтно-эвакуационных машин M88A2, 64 бронированных автомашин M1151A1B1 Humvee) было недостаточно, кроме того, значительная часть бронетехники была потеряна в Мосуле и утрачена в боях с террористами.  Поэтому было решено начать вводить в строй старую, советскую, а заодно французскую технику, стоявшую на базах хранения все эти годы. После освидетельствования складов можно было попробовать восстановить французские танки АМХ-30 (около 100 ед.), трофейные американские М-60А1 (около 100 ед.), и полторы сотни бывших иранских «Чифтен» – все они были захвачены во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг.

Основную часть работы взял на себя танкоремонтный завод в г. Басра, были также подключены мощности ремонтных мастерских в Насерии, в Эль- Куте и в Багдаде, а также ряд частных подрядчиков и подразделения Министерства промышленности, в первую очередь, компания «Бин Маджид», являющаяся на сегодня лидером по ремонту и производству тяжелой техники в Ираке. Под производством в данном случае следует понимать процесс переделки различных образцов техники, например, установку на шасси гусеничного вездехода МТЛБ новой башенной установки, или адаптацию шасси бразильского разведывательного броневика «Каскавел» под установку зенитных крупнокалиберных пулеметов. Или монтаж танковых башен от Т-62 или Т-55 на буксируемые платформы: подобных адаптаций и вариаций, осуществленных инженерами Министерства промышленности, частными подрядчиками и подразделениями Народного ополчения, и называемых среди танкового экспертного сообщества, «шуш – панцерами», существуют многие десятки. Некоторые из них, несмотря на внешнюю несуразность, вполне функциональны, а некоторые – вполне технологичны, что подтверждает не только хороший имущественный задел иракских ремонтников, но и их, традиционно высокий среди ближайших соседей на Ближнем Востоке, профессиональный уровень.

Следует упомянуть, что значительную помощь Ираку оказывает Иран, поставивший дополнительно не только несколько десятков танков «Чифтен» и запасных частей для них, но и танковые дизели для Т-72, а также предоставивший станочное и сварочное оборудование, инструменты и оснастку, и поделившийся с иракцами своими и нанятыми белорусскими инженерами, которые помогают восстанавливать технику.

Еще одним показателем высокого качества советской техники и адаптированности местной ремонтной базы под нее является намерение иракских военных закупить дополнительное количество танков Т-72, а также текущие поставки все тех же Т -72 и БМП-1 из наличия военных арсеналов Чехии и Болгарии.  «Абрамсы» «Абрамсами», но эти факты, кроме всего прочего развенчивают миф о «негодности советских танков и о превосходстве над ними западной техники». Одно дело подрывать зарядом взрывчатки на камеру брошенный танк, и совсем другое – поразить его в бою, многие американские танкисты в 1990 г. последнее что видели в своей жизни – это был выстрел танковой пушки и даже не Т-72, а зачастую «старичка» Т-55.

В настоящее время усилиями иракских ремонтников введено в строй около сотни Т-72, несколько десятков БМП-1 и БМП-2, а также французских бронемашин AMX -10, бронетранспортеров «Панар» и «Каскавел», десятки тягачей МТЛБ, самоходных пусковых установок от ЗРК «Квадрат», переоборудованных под специальные и эвакуационные цели.

Ремонтно-восстановительные мощности министерства промышленности и, в частности, компании «Бин Маджид» вполне могли бы стать базой для реализации проекта по созданию многопрофильного ремонтно-сервисного центра по обслуживанию бронетехники российского и советского производства, и иракская сторона не раз выражала свою заинтересованность в таком проекте. Слово за российской стороной: государственным модератором по ВТС, которым является ФСВТС РФ и за корпорацией «Уралвагонзавод», чья техника и восстанавливается иракцами, пока, к сожалению, самостоятельно.

62.84MB | MySQL:102 | 0,553sec