Военно-политическая обстановка в Ираке (январь 2005 года)

В январе 2005 года военно-политическая обстановка в Ираке характеризовалась повышенным уровнем напряженности. По мере приближения даты всеобщих выборов (30 января) усиливалась боевая и террористическая активность сил местного сопротивления и иностранных боевиков, которые таким путем намеревались не допустить проведения голосования. Тем не менее выборы прошли в намеченный срок, и в них, по официальным данным, приняло участие большинство зарегистрированных избирателей (кроме районов с преимущественно суннитским арабским населением). Внешнеполитическая деятельность иракского руководства в прошедшем месяце акцентировалась на вопросах обеспечения широкой международной поддержки всеобщих выборов в стране, получения Ираком зарубежной экономической, гуманитарной и военно-технической помощи.

Положение дел в Ираке в сфере безопасности в январе 2005 года заметно осложнилась, что в первую очередь было связано с проведением всеобщих выборов. Участились вооруженные нападения и теракты на избирательные участки, офисы различных партий и организаций, возросло число различного рода насильственных действий (включая убийства и похищения) в отношении работников избиркомов, политических деятелей и партийных активистов. Многие сотрудники местных избиркомов (в Мосуле, Самарре, Эль-Фаллудже, ряде районов провинции Анбар) подавали в отставку из-за отсутствия безопасных условий для работы и угроз со стороны террористов. Экстремистские организации неоднократно выступали с призывами к иракцам не принимать участие в выборах, угрожали избирателям расправами и терактами на участках для голосования. Директора некоторых учебных заведений под давлением экстремистов и из-за угроз с их стороны отказывались предоставлять помещения под избирательные участки.

По информации зарубежных СМИ, большинство членов временного иракского правительства в связи с ухудшением положения дел в области безопасности отправили свои семьи за пределы страны.

Наиболее сложная и напряженная обстановка в январе сохранялась в центральных, северных и западных районах Ирака с преимущественно суннитским (арабским) населением. Активно и результативно партизаны и боевики действовали в городах Мосул, Самарра, Рамади, Баакуба, Байджи, Талль-Афар, Тикрит, Хит, Балад и в ряде других мест. Периодически боевые столкновения имели место в Эль-Фаллудже. Мосул продолжал оставаться одним из главных центров сил сопротивления. Для подавления очагов сопротивления в городе американские войска неоднократно использовали авиацию. В Мосул также были переброшены дополнительные подкрепления армии США.

Высокой степенью напряженности характеризовалась ситуация в Киркуке. В городе неоднократно вспыхивали межэтнические столкновения между курдами и туркоманами, в ходе которых имелись убитые и раненые.

В Багдаде практически ежедневно совершались различного рода насильственные действия: теракты, вооруженные нападения, обстрелы, в том числе «зеленой зоны», где находятся основные правительственные учреждения и иностранные посольства. Продолжались вооруженные нападения на автостраде, соединяющей иракскую столицу с международным аэропортом.

Не прекращались активные действия партизан и боевиков в так называемом треугольнике смерти (Эль-Юсифия, Эль-Латифия, Эль-Махмудия) южнее Багдада.

В январе возросла интенсивность деятельности боевиков и сил местного сопротивления в ряде районов иракского юга. В первую очередь, это относится к Басре – крупнейшему городу данного региона. Террористические акты и вооруженные нападения также имели место в Хилле, Эн-Насирийе, Эн-Наджафе, Эль-Куте и в некоторых других местах.

В целом же, в южных районах страны с преобладающим шиитским населением обстановка была менее напряженной, чем в центре, на севере и западе Ирака.

Отдельные насильственные действия отмечались и в Иракском Курдистане, но общая ситуация в этом регионе отличалась относительной стабильностью.

В январе боевики продолжили практику постоянных нападений и убийств государственных чиновников, сотрудников местной полиции и военнослужащих Национальной гвардии (НГ), армии, лиц, сотрудничающих с иностранными войсками. Отмечалось увеличение числа похищений и захвата в заложники, в том числе иностранных граждан, работающих в Ираке. Захват заложников, по оценке МВД Ирака, остается самой болезненной проблемой современного иракского общества.

Не снижалась интенсивность нападений партизан и боевиков на транспортные конвои на автодорогах, в результате которых гибнут не только иракские и иностранные военные, но и большое число гражданских водителей, в том числе иностранцев.

Одной из главных целей сил сопротивления и зарубежных боевиков остается нарушение нормального функционирования иракской экономики, в первую очередь предприятий нефтяной и электроэнергетической отраслей. Всего в 2004 году на предприятия национального нефтяного комплекса было совершено 264 нападения и диверсии (в 2003 г. – 77). Из-за непрекращающихся диверсий и вооруженных нападений с 18 декабря 2004 года не удается восстановить работу экспортного нефтепровода Киркук — Джейхан (Турция). Перебои в электроснабжении, вызванные действиями боевиков, приводят к частым приостановкам экспорта нефти через терминалы на юге страны.

По оценке главы временного иракского правительства Айяда Алауи, «общая сумма прямых и косвенных затрат за послевоенный период с апреля 2003 года, обусловленных диверсиями на нефтяных объектах и объектах электроэнергетики, превышает на сегодняшний день (11.01.05. – В. Ю.) 10 миллиардов долларов». При этом основной ущерб нанесен диверсиями на нефтепроводах.

В целом, действия партизан и боевиков привели к возникновению острого топливно-энергетического кризиса, который охватил весь Ирак. Причем топлива в стране хватает. Вопрос заключается в его доставке потребителям: на нефтепроводах, ведущих к основным электростанциям, происходят постоянные диверсии, а водители бензовозов отказываются перевозить топливо, требуя обеспечения безопасности на дорогах. Кроме того, перевозка жидкого топлива автотранспортом ведет к его значительному удорожанию. Отмечаются также регулярные нападения боевиков на нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) на севере Ирака, в том числе на те из них, которые поставляют топливо электростанциям. В первую очередь, это относится к крупнейшему в регионе НПЗ в Байджи.

Одним из важных объектов нападений партизан и боевиков являются линии электропередачи. Причем правительство вынуждено признать, что «не может помешать повстанцам совершать диверсии на энергообъектах страны». В результате в Багдаде и ряде других городов происходят частые отключения электричества. В январе из-за диверсии на предприятии по очистке воды в иракской столице на несколько дней было прекращено централизованное водоснабжение.

Кризисное состояние топливно-энергетической отрасли ухудшает и без того нелегкую жизнь иракцев и вызывает протестные выступления населения, что пытаются использовать в своих целях оппозиционные политические группировки. Так, сторонники радикального шиитского лидера Моктады ас-Садра организовали в городах Эль-Кут, Амра и Кербела многотысячные демонстрации под антиправительственными лозунгами в знак протеста против бездействия властей в деле налаживания снабжения населения топливом и электричеством.

В стране продолжаются акты насилия в отношении национальных научных и преподавательских кадров. Так, по информации иракской Ассоциации университетских преподавателей, за послевоенное время от рук убийц и террористов погибли около 300 профессоров и высокопоставленных работников университетов, а до 2000 из них из-за опасений за свою жизнь и безопасность выехали за рубеж.

По заявлению руководства МВД Ирака, это ведомство координирует свои усилия по укреплению безопасности в стране с коллегами из соседних государств, в том числе Сирии и Иордании. Вместе с тем не прекращается проникновение на иракскую территорию боевиков из-за рубежа, хотя в последнее время, по оценке министерства, произошло «укрепление границ Ирака с соседними странами». На границах с Сирией, Иорданией и Саудовской Аравией инженерные части армии США завершают строительство 32 фортов (застав). На сирийско-иракской границе совместно с американскими морскими пехотинцами начало нести службу специальное патрульное подразделение (500 чел.), укомплектованное бывшими военнослужащими старой иракской армии и прошедшее специальное обучение в Иордании. Личный состав этого подразделения называет себя «волками пустыни».

По оценкам руководства иракских спецслужб, в настоящее время в стране действуют от 20 до 30 тыс. повстанцев и зарубежных боевиков. Со своей стороны, командование ВС США определяет численность сил сопротивления и боевиков примерно в 40 тыс. активных бойцов и 200 тыс. лиц, которые им активно содействуют. Основная масса партизан и боевиков по-прежнему представлена сторонниками бывшего саддамовского режима, а также местными и иностранными радикальными исламистами.

Американские военные признают, что повстанцы и боевики постоянно совершенствуют свое вооружение, применяют новые тактические приемы в борьбе против иностранных войск и местных силовиков. Нередко в качестве опорных пунктов они используют мечети.

Главной целью иракского сопротивления и его союзников остается изгнание из страны иностранных войск и свержение нынешнего правительства Ирака. Вместе с тем силы сопротивления и боевики по-прежнему не имеют единого общеиракского руководства. Их действия координируются только на региональном уровне.

На основании информации, полученной от населения, за период с июля по декабрь 2004 года были задержано около 500 боевиков. При этом иракским гражданам, предоставившим властям сведения об укрывавшихся террористах, было выплачено вознаграждение на общую сумму 1,3 млн долларов.

Силы сопротивления и зарубежные исламисты в последнее время развернули специальную пропагандистскую кампанию с целью убедить американских военнослужащих отказываться от участия в военных операциях в Ираке.

Одной из наиболее крупных экстремистских организаций, действующих в Ираке, остается группировка «Ат-Таухид валь-джихад». Она насчитывает свыше 1500 человек, разбитых на отряды численностью от 50 боевиков и более. В ее рядах действуют как иракцы, так и граждане из других арабских и мусульманских государств, среди которых есть специалисты по минно-взрывному делу и применению реактивных снарядов. Организация имеет склады вооружения и взрывчатых веществ в различных частях страны. Основными районами ее деятельности являются города Эль-Фаллуджа, Эль-Каим, Диала, Самарра.

Отмечено, что среди участников иракского сопротивления все чаще стало проявляться недовольство присутствием на территории страны зарубежных боевиков и террористов. Об этом, в частности, свидетельствует появление вооруженной группировки «Сарая Иракна» («Отряды нашего Ирака»), которая ставит перед собой целью ведение «беспощадной борьбы со всякого рода террористами и ваххабитами».

Эксперты ЦРУ США и их западноевропейские коллеги считают, что Ирак сменил Афганистан в качестве базы для подготовки профессиональных террористов. Здесь им предоставляется возможность совершенствовать на практике боевые навыки, обучаться использованию различных видов оружия и специальной техники. Экстремистские и террористические организации вербуют на иракской территории новых сторонников, которые затем направляются в другие страны, в том числе европейские. Отмечается процесс постоянной замены лиц, прошедших обучение в Афганистане, террористами, прошедшими подготовку и получившими боевой опыт в Ираке. В этой связи специалисты по терроризму полагают, что американо-британское вторжение в Ирак принесло абсолютно противоположный результат – страна превратилась в наиболее предпочтительную территорию для действий и обучения террористов из самых различных государств.

Продолжается, не взирая на серьезные трудности, процесс формирования иракских силовых структур. Военный бюджет Ирака на 2005 год составит 3,5 млрд долларов, из которых 1,7 млрд пойдет на приобретение вооружения, военной техники и снаряжения.

Правительство считает, что при комплектовании вооруженных сил, полиции и спецслужб ставку следует делать на привлечение добровольцев-контрактников. Планируется постепенно оснастить армию и полицию более современными видами оружия и техники, больше внимания уделять подготовке высококвалифицированных кадров, улучшению качества боевой и специальной подготовки различных категорий военнослужащих и сотрудников МВД. В армии намечено приступить к формированию первых частей ПВО.

Конечной целью мероприятий в военной области провозглашено создание в Ираке вооруженных сил, способных самостоятельно полностью контролировать ситуацию в стране и успешно противостоять «угрозе терроризма и тирании».

Помощь в техническом оснащении новой иракской армии поступает от США и других стран. Так, в январе американцы передали иракским ВВС три военно-транспортных самолета С-130Е «Геркулес», которые вошли в состав 23-й транспортной эскадрильи (65 чел.). Ранее несколько самолетов и вертолетов ВВС Ирака получили от Саудовской Аравии. Кроме того, Соединенные Штаты поставят иракской армии 400 транспортеров боеприпасов М1151, 10 малых передвижных мастерских на базе БТР М113, партию автомобилей повышенной проходимости.

В Турции заказано 300 патрульных автомобилей, 330 грузовиков «Форд», по 100 санитарных, топливозаправочных автомобилей и автомобилей для перевозки воды. Причем патрульные автомобили будут поставлены «в самое ближайшее время». ОАЭ должны обеспечить приобретение 750 патрульных автомобилей. В Чехии и Германии предполагается закупить полевые госпитали.

В январе правительство Ирака заключило с польской фирмой «Бумер» три новых контракта на сумму 20 млн долларов на поставку автомобилей повышенной проходимости, обмундирования, снаряжения и полевых кухонь. Фирма также продаст Ираку 30 тыс. автоматов Калашникова с боеприпасами со складов МО Польши. Все это оружие и снаряжение поступит в специальные батальоны по охране нефтепроводов на севере Ирака, которые были созданы национальным министерством нефти.

Несмотря на принимаемые властями меры, органы МВД Ирака постоянно испытывают острый дефицит кадров, особенно квалифицированных. И это при том, что в настоящее время в них служат около 130 тыс. человек. За последние полтора года погибли более 1300 сотрудников иракской полиции. Многие полицейские не только покидают службу, но и, опасаясь за свою жизнь и жизни своих родственников, уезжают из страны. Полиция прочно удерживает первое место среди других силовых структур по числу дезертиров, число которых, без преувеличения, остается огромным. Вместе с тем намечено провести очередную чистку полицейских органов на предмет выявления лиц, сотрудничающих с партизанами и боевиками.

В январе международная правозащитная организация Human Rights Watch сообщила, что иракские силы безопасности широко применяют пытки и другие издевательства по отношению к арестованным. Власти были вынуждены признать наличие подобных явлений и обещали принять надлежащие меры по их прекращению, хотя в это очень трудно поверить.

Принято решение о подчинении деятельности частных охранных предприятий органам внутренних дел. В настоящее время в Ираке действуют 60 иностранных и 40 местных частных охранных компаний, в которых заняты до 50 тыс. сотрудников. Все компании должны представить в МВД списки своих работников с указанием их национальности. Доступ к этой информации будет строго ограничен.

В целом же, иракские силовые структуры по уровню своей подготовки, технической оснащенности, морально-психологическому состоянию большей части личного состава еще очень далеки от того, чтобы самостоятельно в полном объеме решать задачи по обеспечению безопасности и поддержанию порядка в стране.

По состоянию на 1 февраля 2005 года, группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала около 152 тыс. человек, из которых 120 тыс. – из состава сухопутных войск, а остальные представлены морской пехотой, ВВС и ВМС. Кроме того, на территории соседнего Кувейта дислоцировались до 25 тыс. американских военнослужащих. На сегодняшний день территория этого государства представляет собой главную перевалочную базу для ВС США и армий других стран коалиции, направляющихся в Ирак и обратно.

По мнению ряда экспертов Пентагона, для более качественного выполнения боевых и других задач численность американских войск в Ираке следует увеличить примерно на 50 тыс. человек (5-6 пехотных и бронетанковых бригад), что США не в состоянии обеспечить. Командиры ряда частей армии США в Ираке в частном порядке жалуются на нехватку солдат и считают, что командование должно прислать им подкрепление.

Очень сложная ситуация складывается и с использованием в Ираке формирований Национальной гвардии (НГ) США: из 15 наиболее подготовленных, оснащенных и боеготовых бригад НГ 14 либо уже находятся на иракской территории, либо включены в план ротации на 2005-2006 годы. Из резерва сухопутных войск (200 тыс. чел.) только 18% приписного состава считаются подготовленными для выполнения задач боевого, технического и тылового обеспечения в Ираке.

Военные эксперты полагают, что уже в ближайшее время Пентагон может начать «задыхаться» в связи с постоянно усложняющимися проблемами комплектования иракской группировки войск. При этом сохраняющийся высокий уровень боевой и террористической активности сил иракского сопротивления и иностранных боевиков, а также все еще низкая эффективность местных армии и полиции не позволяют даже приблизительно определить сроки вывода ВС США из Ирака.

В этой связи руководство Пентагона в очередной раз планирует усилить внимание, оказываемое подготовке иракских военнослужащих и полицейских. В частности, предполагается создать большую группу военных консультантов, которая будет работать в иракской армии. Намечено также ускорить процесс обучения местных армейских и полицейских формирований с тем, чтобы быстрее переложить на них возможно большую часть ответственности за обеспечение безопасности в стране. Существуют планы постепенной передачи под контроль иракских сил безопасности ряда районов, в первую очередь тех, где ситуация остается относительно стабильной.

А пока, по заявлениям представителей высшего командования ВС США, крупных сокращений американских войск в Ираке не планируется. В 2005-2007 годах их численность должна будет поддерживаться примерно на уровне 120 тыс. человек.

В целом же, многие аналитики считают, что нынешняя структура ВС США с трудом справляется с задачей участия одновременно в двух вооруженных конфликтах – в Ираке и Афганистане.

Сохранение высокого уровня вооруженной активности сил иракского сопротивления и боевиков ведет к большим потерям личного состава ВС США в Ираке. За январь американцы потеряли убитыми 108 и ранеными 442 человека. Таким образом, общие потери американских военных с начала иракской кампании составили убитыми – 1479 и ранеными (по уточненным данным) — 10423 человека. Командование обеспокоено постоянными высокими людскими потерями и принимает различные меры с целью их уменьшения.

Безвозвратные потери других стран коалиции (Великобритания, Украина, Казахстан, Италия и Австралия) в январе 2005 года составили 20 человек и ранеными – 26 человек.

Общая численность воинских контингентов других стран коалиции (28) в Ираке по состоянию на 1 февраля 2005 года составила 25,3 тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (9,0 тыс. чел.), Южная Корея (3,6 тыс. чел.), Италия (3,085 тыс. чел.) и Польша (свыше 2,4 тыс. чел.).

В январе в Ирак с целью усиления британской группировки перед всеобщими выборами в этой стране было дополнительно переброшено 400 военнослужащих. В ближайшее время из Великобритании сюда направят еще 200 солдат и офицеров, которые заменят убывающих в марте с. г. на родину голландских военнослужащих.

Армения направила в Ирак свое подразделение из 46 человек.

Украина намерена вывести свои войска (около 1,5 тыс. чел.) из Ирака до 30 июня 2005 года. Правительство Португалии решило отозвать на родину свое подразделение национальных гвардейцев (120 чел.) до 12 февраля с. г.

По мере приближения дня всеобщих выборов командование коалиционных сил и правительство Ирака наращивали мероприятия в сфере безопасности. С 15 января был введен в действие специальный план обеспечения безопасности. Одновременно американское военное командование провело усиление группировки своих войск в центральных и северных районах Ирака.

24 января иракские силы безопасности были переведены на усиленный режим несения службы. Армию и полицию наделили «чрезвычайными полномочиями для предотвращения возможных терактов, направленных как против отдельных граждан, так и против избирательного процесса в целом». Войска США при содействии иракской армии и Национальной гвардии создали в Багдаде специальные «зоны безопасности» вокруг мест предстоящего голосования. 29 января на всей территории страны был введен комендантский час. Власти закрыли багдадский международный аэропорт, были перекрыты все сухопутные и морские границы. Исключение сделали для паломников, возвращавшихся после хаджа. Усилилось патрулирование в городах и прилегающих к ним районах. Серьезные ограничения вводились на пользование автотранспортом для того, чтобы обезопасить избирательные участки от попыток террористов использовать против них автомашины, начиненные взрывчаткой. 30 и 31 января были специально объявлены в стране выходными днями.

29 января правительство Ирака продлило еще на месяц срок действия чрезвычайного положения, введенного 7 ноября 2004 года. Его режим распространяется на всю страну, за исключением Иракского Курдистана, и позволяет, в частности, силам безопасности и армии проводить различного рода оперативные мероприятия и аресты подозрительных лиц без получения предварительного согласия.

Всего для решения задач по обеспечению безопасности выборов было задействовано около 300 тыс. военнослужащих и полицейских, как иракских, так и из состава коалиционной группировки. Только в Багдаде для этих целей власти привлекли 17 тыс. солдат национальных вооруженных сил и сотрудников полиции. Некоторые избирательные участки охранялись танками иракской армии.

В конечном же итоге, США вынуждены были признать, что коалиционным силам и иракским силовикам так и не удалось обеспечить условия для безопасного проведения выборов в северных и центральных районах Ирака. В течение всего января партизаны и боевики наращивали свои удары как в «суннитском треугольнике», так и в других частях страны.

Непосредственно в день голосования, 30 января, боевикам удалось совершить целый ряд серьезных терактов в Багдаде, Мосуле, Рамади, Талль-Афаре, Самарре, а также в крупнейшем городе иракского юга – Басре. В результате погибли 44 и были ранены около 100 человек. В то же время на большей части юга страны и в Иракском Курдистане сохранялась в основном спокойная обстановка.

В целом, по словам временного президента Ирака Гази аль-Явара, «к большому сожалению, в последнее время ситуация в области безопасности усугубляется», а боевики сопротивления и иностранные террористы, несмотря на усилия войск коалиции и местных силовиков, в буквальном смысле слова «просачиваются сквозь пальцы». Проблема обеспечения безопасности по-прежнему является главным препятствием на пути налаживания мирной жизни в Ираке.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в январе 2005 года определялась подготовкой к проведению выборов в переходную Национальную ассамблею, парламент курдской автономии и законодательные органы провинций. Предвыборная кампания в стране проходила в условиях не только отсутствия надлежащей безопасности, но и острой борьбы различных политических сил Ирака.

Наибольшую политическую активность в предвыборный период проявляли шиитские и курдские партии и организации. Главной целью их агитационно-пропагандистской работы было разъяснение своим сторонникам необходимости участия в предстоящем голосовании, чего, как показали итоги выборов, им вполне удалось достичь. Одновременно шиитские политические и религиозные деятели категорически настаивали на проведении выборов точно в назначенный срок, без каких-либо переносов на более позднее время. Напористо действовали политические блоки, возглавляемые премьер-министром А. Алауи и президентом Г. аль-Яваром.

Суннитские политические и религиозные лидеры проводили активную работу, добиваясь по возможности сразу нескольких целей: переноса выборов на более поздний срок по условиям безопасности, срыва выборов или их бойкота со стороны суннитских (арабских) избирателей. Причем последней цели, судя по предварительным итогам участия иракцев в голосовании, им удалось достичь.

Отсутствие условий для безопасной работы негативным образом отразилось на ходе предвыборной кампании. Имена кандидатов в депутаты тщательно скрывались до последнего момента, а в избирательных бюллетенях партии и блоки были обозначены цифрами. Места нахождения избирательных комиссий и предстоящего голосования также до последнего времени тщательно скрывались. Многие иракцы не имели четкого представления, за кого им предстоит голосовать.

Всего, по информации иракского избиркома, были зарегистрированы 18,9 тыс. кандидатов в депутаты различных уровней и 14,2 млн избирателей. Гораздо ниже, чем ожидалось, оказалось число иракцев, проживающих за рубежом, которые зарегистрировались для участия в выборах: в списки для голосования были внесены всего 280 тыс. человек из примерно 1,2 млн граждан страны, находящихся за ее пределами. Правда, те, кто зарегистрировался, в своем подавляющем большинстве (93,6%) пришли в день выборов на избирательные участки, созданные в 14 государствах мира.

Как показали предварительные итоги голосования, всеобщие парламентские выборы в Ираке 30 января 2005 года состоялись. Оценочно, в них приняли участие до 60% избирателей (около 8 млн чел.) при необходимом минимуме в 50%. Наибольшую активность, как и ожидалось, проявили жители Иракского Курдистана (до 95%), преимущественно шиитского юга, а также шиитских районов Багдада – 70-90%. В то же время в четырех суннитских провинциях — Найнава, Анбар, Салахэддин и Багдад (провинция) — явка избирателей не превысила 6%.

По информации СМИ, курдское руководство при молчаливом согласии США фактически незаконно внесло в избирательные бюллетени вопрос об отделении курдской автономии от Ирака.

Иракские власти подтвердили, что в ходе процесса голосования имелись проблемы, включая нехватку бюллетеней в Багдаде, Басре и Мосуле.

Руководители двух ведущих суннитских организаций – Исламской партии Ирака и Ассоциации мусульманских улемов – заявили о своем отказе признавать результаты прошедших выборов, так как, по их мнению, они не были полноценными из-за неучастия в голосовании большого числа иракских граждан-суннитов.

Первые официальные результаты выборов должны быть опубликованы через десять дней после их проведения.

Конечно, прошедшие выборы нельзя назвать всеобщими (сунниты практически не голосовали), свободными и демократическими (порядок их подготовки и проведения явно не отвечали соответствующим требованиям). К тому же современное иракское общество, и это следует признать, еще далеко не в полной мере готово к соблюдению демократических норм.

Уже самое ближайшее будущее покажет, станут ли проведенные выборы позитивным шагом в направлении восстановления иракской государственности или приведут к углублению раскола в иракском обществе по национальному и конфессиональному признакам.

Руководство страны в лице главы правительства А. Алауи и президента Г. аль-Явара призвало всех иракцев вне зависимости от вероисповедания и национальности принять участие в следующих этапах политического процесса – подготовке новой постоянной конституции страны (до 15 августа с. г.) и референдуме по ее принятию (не позднее 15 октября с. г.).

Вместе с тем, если обстановка в Ираке к этому времени не изменится к лучшему (а свидетельств ее значительной стабилизации пока отчетливо не просматривается), то подготовка и проведение конституционного референдума окажутся делом весьма затруднительным.

Более того, многие эксперты полагают, что итоги выборов будут способствовать развязыванию в стране гражданской войны. При этом возможные попытки курдов использовать шиитско-суннитские противоречия для создания собственного независимого государства могут привести к новому арабско-курдскому вооруженному противостоянию.

В январе в Ираке было объявлено о создании комиссии по урегулированию курдской проблемы, которая в первую очередь должна заняться нормализацией обстановки в Киркуке. Нынешнее правительство считает, что необходимо «восстановить справедливость и устранить демографические и этнические изменения, осуществленные в этом районе режимом Саддама Хусейна». В этой связи лидер Патриотического союза Курдистана (ПСК) Дж. Талабани заявил, что иракские курды получили от нынешнего руководства Ирака, включая временного президента страны Г. аль-Явара и главу правительства А. Алауи, а главное – от посольств США и Великобритании в Багдаде письменные гарантии «о восстановлении прежнего статуса Киркука». По словам Талабани, гарантии предоставлены в соответствии со статьей 58 «Закона об управлении государством Ирак в переходный период» (временной конституции), которая обеспечивает право иракским гражданам, выселенным во время правления С. Хусейна из северных районов Ирака в рамках так называемой политики арабизации возвратиться на прежние места проживания.

За прошедший месяц существенных позитивных изменений в экономике и социальной сфере Ирака не произошло, ситуация продолжала оставаться очень сложной. Улучшилась ситуация на предприятиях нефтяного сектора, несмотря на постоянное воздействие со стороны боевиков. За время, прошедшее с момента свержения прежней власти, Ирак получил от продажи нефти на мировых рынках 17,5 млрд долларов. Вместе с тем, учитывая трудности в обеспечении страны топливом, правительство решило до 30 июня 2005 года снизить объемы экспорта нефти с 1,5-1,6 млн до 1,44 млн баррелей в сутки.

В январе иракское правительство подписало с англо-голландской компанией «Ройял Датч Шелл» соглашение на проведение разведки нефти в районе Киркука, а с «Бритиш Петролеум» — контракт на участие в разработке нефтяных месторождений на юге страны в районе Румейлы.

1 января 2005года в Ираке возобновилось внутреннее авиасообщение – открылась линия Багдад – Басра.

Особую обеспокоенность властей по-прежнему вызывает санитарно-эпидемиологическая обстановка в Ираке. Широкое распространение в стране получают такие острые инфекционные заболевания, как брюшной тиф, вирусный гепатит, черная оспа. Отмечены случаи заболевания холерой и малярией. Главными причинами распространения всех этих болезней являются ухудшающиеся условия проживания местного населения, в первую очередь загрязнение водных источников и низкое качество потребляемых продуктов питания.

Таким образом, в январе 2005 года внутриполитическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной. Процесс подготовки и предварительные итоги парламентских выборов отчетливо продемонстрировали существование серьезного раскола в иракском обществе, преодоление которого в обозримой перспективе будет делом чрезвычайно трудным и скорее всего невозможным.

Внешнеполитическая ситуация вокруг Ирака. В январе 2005 года усилия иракского руководства в области внешней политики были сконцентрированы на обеспечении международной поддержки предстоящим в стране выборам и продолжении, а по возможности и увеличении разносторонней зарубежной помощи Ираку.

Соединенные Штаты прочно удерживали за собой ведущее место в решении иракских проблем, оказывали официальному Багдаду политическую поддержку на международной арене и при решении внутренних вопросов, принимали самое активное участие в мероприятиях по восстановлению страны. В частности, на восстановление города Эль-Фаллуджа, разрушенного во время операции ВС США в ноябре прошлого года, Вашингтон намерен направить до 150 млн долларов. Вместе с тем выделение американских средств на восстановление Ирака все еще идет медленно: из 18,6 млрд долларов, ассигнованных на эти цели, практически реализовано только 2,2 млрд.

В Вашингтоне официально заявили о полном прекращении поисков оружия массового поражения на территории Ирака и возвращении на родину американской комиссии, занимавшейся розыском следов ОМП.

США продолжают обвинять Сирию в оказании помощи иракским силам сопротивления и требуют от Дамаска прекратить подобного рода действия, принять надлежащие меры по обеспечению безопасности на сирийско-иракской границе и приостановить на территории САР деятельность бывших руководителей иракской партии Баас. Сирия, со своей стороны, отвергает обвинения в пособничестве иракским боевикам и содействии бывшим иракским высокопоставленным баасистам.

Все более активно участвуют в иракских делах страны Европы. Так, Европейская комиссия предложила свои экспертные услуги в деле разработки новой иракской конституции. Комиссия также заявила о готовности предоставить из бюджета Евросоюза 100 млн евро для помощи Ираку в восстановлении различных объектов. Страны ЕС обязались выделить Багдаду финансовую помощь в размере 1,25 млрд евро, из которых 130 млн должно пойти на восстановление и развитие базовых служб и отраслей: образования, здравоохранение, создание новых рабочих мест в различных сферах. Остальные деньги предполагается направить на развитие иракской энергетики, создание в стране демократических структур и укрепление гражданского общества.

В начале января в Аммане прошло очередное совещание министров иностранных дел государств — соседей Ирака, а также Египта и Бахрейна. Его участники выразили свою полную поддержку усилиям временного иракского правительства, направленным на проведение в стране выборов 30 января 2005 года.

11 января в Шарм аш-Шейхе состоялась встреча представителей 20 государств и международных организаций, участвовавших в конференции по Ираку в ноябре прошлого года. Участники встречи выразили свою поддержку проведению выборов в Ираке в намеченный срок.

Развивалось иракско-египетское сотрудничество, важное место в котором занимает содействие АРЕ в подготовке иракских военных и полицейских кадров. Президент Египта Х. Мубарак заявил, что уход из Ирака коалиционных войск может спровоцировать в этой стране начало гражданской войны. Тем не менее, по мнению Мубарака, США должны выработать план постепенного ухода из Ирака и передачи функций по обеспечению безопасности соответствующим иракским органам.

Власти Ирана в январе заявили о закрытии границы с Ираком и приостановлении паломничества иранских шиитов в соседнюю страну по соображениям безопасности.

Первые официально-государственные международные оценки прошедших в Ираке выборов в целом можно охарактеризовать как положительные. Наиболее высоко оценили их в Вашингтоне и Лондоне. Госсекретарь США К. Райс заявила, что итоги выборов в Ираке «превосходят ожидания». Генеральный секретарь ООН К. Аннан назвал их «первым шагом к построению демократии в Ираке». В качестве положительного шага рассматривают прошедшее голосование руководители Франции, Германии и ряда других европейских государств.

Как «шаг в правильном направлении» расценила голосование Лига арабских государств. Позитивные оценки высказали руководители Саудовской Аравии, Иордании, Афганистана. Президент Ирака М. Хатами выразил надежду, что «состоявшиеся в Ираке выборы могут стать прологом для установления постоянного национального суверенитета в Ираке, окончательного определения судьбы иракского народа и прекращения нестабильности в этой стране».

Россия признала иракские выборы состоявшимися, «хотя условия для такого мероприятия были отнюдь не нормальными, а президент РФ В. Путин оценил их в качестве шага в правильном направлении».

С определенной настороженностью отнеслась к выборам в Ираке Турция. В Анкаре продолжают самым внимательным образом следить за ходом подсчета голосов в соседней стране, в первую очередь в районе Киркука.

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в январе 2005 года оставалась очень сложной и напряженной. Прошедшие 30 января парламентские выборы вряд ли станут знаковым явлением, которое приведет к реальной стабилизации положения дел в стране. Более того, имеются серьезные основания опасаться того, что они могут привести к дальнейшему усилению противоречий между различными политическими, религиозными и национальными группами населения Ирака.

52.37MB | MySQL:103 | 0,587sec