К визиту премьер-министра Украины В.Гройсмана в Израиль

На 14-16 мая 2017 г. был перенесен визит премьер-министра Украины В.Гройсмана в Израиль, сорванный в декабре прошлого года по причине поддержки представителями республики при ООН резолюции Совета Безопасности  № 2334,  признающей израильскую поселенческую активность незаконной с точки зрения международного права. Тогда украинские власти объяснили свое решение «последовательной линией на соблюдение норм международного права». Впрочем, уже в мае 2017 г. на площадке ЮНЕСКО Киев не поддержал проект резолюции по Иерусалиму, вызвавший недовольство ближневосточного партнера, несмотря на то, что составители документа также ссылались на правовые нормы и решения международных организаций. Таким способом власти Украины, вероятно, в некотором смысле попытались продемонстрировать то, что усвоили предложенный Израилем принцип «симметричности», в котором каждое действие может встретить противодействие.

Стоит отметить, что Украине в отношениях с Израилем действительно есть что терять. Это обстоятельство также стало очевидно после резкого ответа Б.Нетаньяху и его правительства на декабрьский антиизраильский выпад Киева. В государстве как будто осознали, что, не включая Киев в число внешнеполитических приоритетов, Израиль способен принести достигнутые договоренности в жертву, доказывая при этом международному сообществу неизменность своих идеалов. Готовясь к визиту, В.Гройсман подробно охарактеризовал основные акценты переговоров с первыми лицами государства-партнера. Согласно данным правительственного портала Украины, опубликованным за 2 дня до поездки, ключевое значение должно быть уделено торгово-экономической проблематике. По словам главы украинского правительства: «Самое главное, я хочу поставить вопрос, чтобы мы в этом году утвердили уже окончательно Соглашение о зоне свободной торговли. У нас огромный потенциал по нашей двусторонней торговле – это развитие национальной экономики, непосредственно производства на Украине. Поэтому этот визит важный»[i]. Для стимулирования прямых контактов между представителями предпринимательского сообщества в делегацию, сопровождающую премьер-министра были включены бизнесмены, желающие изучить опыт Израиля в области развития технопарков и сельского хозяйства.

Впрочем, экономическая проблематика в очередной раз служит пусть и весьма выгодной, но все же ширмой для попытки начать очередной раунд диалога по острым для Киева проблемам, включая признание Израилем Голодомора в Украине геноцидом. Говоря о данной составляющей предстоящих переговоров, В.Гройсман отметил: «…я думаю, мы должны найти взаимопонимание в этом вопросе. Важно, чтобы наши ценности были признаны в мире. Те трагедии, которые происходили, должны  найти свое отражение и поддержку во всем цивилизованном мире»[ii]. При этом из опубликованного отрывка заявления главы правительства трудно понять, что он подразумевает под трагедиями: Голодомор как серию преступлений против украинского народа или Голодомор и Холокост как некие схожие по сути трагедии. Если подразумевалось последнее, то украинский премьер-министр явно не учел нежелательности со стороны многих политических деятелей Израиля  такого рода аналогий, что ярко проявляется, к примеру, в вопросе признания Геноцида армянского народа.

Данная попытка инициировать продвижение важной для Украины темы не является первой. Предыдущий раунд усилий на данном направлении был предпринят украинской стороной в прошлом году, ставшему памятным по причине 25-летия установления дипломатических отношений и 75-летия трагедии Бабьего Яра. Тогда украинские власти пытались подчеркнуть трепетное отношение к преступлениям против еврейского населения, однако, речь израильского президента Р.Ривлина об участии украинцев в расстрелах привела к очередному витку разногласий. В ноябре 2016 г. в украинских СМИ появилась информация о подготовленной к рассмотрению в Кнессете резолюции о признании Голодомора, которая, однако, не упоминается ни в израильских изданиях, ни в пресс-релизах на официальной странице парламента.

Таким образом, перенос визита В.Гройсмана действительно можно рассматривать в качестве свидетельства нормализации отношений между Украиной и Израилем после декабрьского кризиса. Однако при наличии направлений сотрудничества, на которых государства могут достичь прогресса, ожидать признания Израилем Голодомора в Украине актом геноцида в текущих условиях все же не стоит. Даже при условии рассмотрения вопроса Кнессетом, пересмотр официальной позиции чреват для страны сразу серией нежелательных последствий. С одной стороны, израильские власти в неизмеримо большей степени заинтересованы в поддержании отношений с Москвой, особенно учитывая ее влияние в ближневосточных делах, включая урегулирование палестино-израильского конфликта. С другой стороны, этот политический шаг станет своего рода прецедентом и существенно обострит ситуацию вокруг признания Геноцида армянского народа, изменение позиции в отношении которого также чревато сразу серией проблем с более важными партнерами. Кроме того, принимая во внимание, продолжающийся кризис в Украине, обуславливающий то, что сегодня она способна, скорее, просить, а не предлагать, политический курс Киева может в любой момент быть скорректирован. В подобных условиях Израиль вновь не застрахован от того, что Украина отвернется от своего ближневосточного партнера на площадке какой-либо международной структуры.

[i] Цит. по: Владимир Гройсман о визите в Израиль: в центре внимания  — инновационный опыт Израиля и Соглашение о свободной торговле. Департамент информации и коммуникаций с общественностью секретариата КМУ // Правительственный портал Украины. 12.05.2017. URL: www.kmu.gov.ua/control/ru/publish/article?art_id=249974062&cat_id=244313343

[ii] Там же.

55.68MB | MySQL:116 | 0,502sec