О состоянии и ближайших перспективах ВМС Ирака

Военно-морские силы Ирака достаточно редко упоминаются в профильных исследованиях и мало известны не только широкому кругу читателей, но и даже для специалистов. Тем не менее, такой вид вооруженных сил существует, и в данной статье мы постараемся восполнить пробел на их счет.

Ранее, на страницах сайта Института Ближнего Востока были приведены некоторые материалы, показывающие важность доступа к морю для Ирака и рассмотрены  проблемы, возникающие в этой связи. Все они косвенно касаются и иракской военно-морской составляющей.

Напомним, что, касаясь вопроса ВМС Ирака невозможно не вспомнить о крайне чувствительном для Ирака (и весьма важном для соседнего Кувейта) вопросе, суть которого состоит в следующем: географически сложилось так, что Ирак имеет выход к морю, к Персидскому заливу только на протяжении узкого прибрежного участка северной его части, образованной междуречьем нынешней реки Шатт эль-Араб (сливающихся воедино у Басры, Тигра и Евфрата) и ее старым руслом, между которым находится полуостров Фао. Весь этот район мелководен и представляет собой огромный массив речных наносных объемов грунта, песка и гравия, которые река наносила тысячи лет в Залив, который и без того мелок к северу. Тут много отмелей, банок и на практике, в случае с Ираком, судоходство осуществляется по фарватерам и по двум маршрутам: восточному, когда суда поднимаются по реке Шатт-эль Араб, вверх до самой Басры, и западному, когда они огибают кувейтские острова Бубиян и Варба, являющиеся своеобразными «замками» для залива Кхор Абделла, и идут вверх по извилистой узкой лагуне к второму главному иракскому порту и его единственной ВМБ – Умм-Касру.

Излишне говорить о значимости для Ирака выхода к морю, да еще и в таких непростых географических, навигационных и международных обстоятельствах, ведь линии госграниц с Ираном и Кувейтом, как правило, проходят по середине реки Шатт эль-Араб и залива Кхор Абделла, что сужает маневр для судов до десятков метров, представьте каково это для океанских контейнеровозов, балкеров и танкеров! Ну, и в случае какого-нибудь обострения, и тот, и другой маршруты почти наглухо закрываются, так как они легко простреливаются обычной артиллерией и минируются, как это уже бывало во время ирано-иракской войны 1980-1988 г. и во время операции США и коалиции против Ирака в 1990 г.

На военном языке подобные условия можно назвать как «узкое дефиле», и ВМС Ирака, в этом смысле, вынуждены при планировании своего боевого состава и возможных сценариев своих действий исходить, прежде всего, из географических реалий, сравнить которые с точки зрения их наименьшей пригодности для базирования, обслуживания и организации службы и боевой подготовки, можно, пожалуй, лишь, с императорским австро-венгерским флотом времен Первой мировой войны, запертым в Адриатике, или с русским Балтийским флотом, вынужденным также ютиться в узостях шхер, островов и мелей Финского залива. Выходы на оперативный простор для всех приведенных примеров ведут через проливные зоны, контролируемые зачастую недружественными соседями.

Это и определило облик сил и средств ВМС Ирака, традиционно опиравшихся на патрульные катера, тральщики, сторожевики, и на пике своего боевого могущества, в середине 80-х гг., рассчитывавших иметь в качестве крупнейшей боевой единицы флота – фрегат УРО.

По мере появления ракетных катеров и их успешного применения в ходе войны 1967 г. и в индо-пакистанской войне 1971 года, Ирак заказал у СССР ракетные катера проекта 205 (шифр «Москит», по классификации НАТО — Osa class missile boat), первые шесть из которых прибыли в Умм-Каср (главную и на сегодня единственную ВМБ Ирака) в 1974 г. Еще шесть модернизированных катеров прибыли позже, в 1975-76 гг. Все они несли ракеты «П-15 Термит» и приняли активное участие в боевых действиях. Иракские катера потопили иранский корвет Paycan (водоизмещением в 234 тонны). В ходе войны ВМС Ирака потеряли 4 катера, 1 был уничтожен с воздуха.

Не отсиживались ВМС Ирака и в 1990 г. Они штурмовали военно-морскую базу Кувейта «Аль-Кылаа» (гарнизон 500 человек). В ходе операции иракский ракетный катер «Оса» (высадивший на берег 75 морских пехотинцев) захватил половину кувейтского флота (6 ракетных катеров, 3 транспорта и 8 десантных катеров).

ВМС Ирака использовали небольшое количество минных тральщиков и транспортно-десантных судов советской и датской постройки, тральщики участвовали в ходе сражения за Кувейт, выставив свыше 1300 морских мин, на которых подорвались и вышли из строя до конца войны американские ракетный крейсер USS CG-59 «Принстон», класса «Тикондерога» и десантный вертолетоносец LPH-10 «Триполи». Десантные суда использовались для высадки иракских разведывательных групп на кувейтское побережье и подвоза боеприпасов и подкреплений на приморском направлении.

Небольшие по численности и не располагавшие сколь-нибудь существенным ударным потенциалом ВМС Ирака, тем не менее, проявили себя достойным образом, показав тем самым, что успей, они получить заказанные в Италии ракетные фрегаты класса «Лупо» (4 еденицы) и ракетные корветы (2 единицы), а также, вернись из Франции отосланные туда на ремонт вертолеты «Супер Фрелон», которые могли нести ПКР «Экзосет», ВМС США пришлось бы столкнуться с куда более серьезным сопротивлением.

5 июля 2013 года ВМС послевоенного Ирака получили последний из 12 заказанных патрульных катеров класса Swift ship американской постройки. Строителем является одна из старейших верфей США, специализирующаяся на постройке патрульных судов малого водоизмещения — Swiftships Ship Builders, из Морган Сити, штат Луизиана. Она строила такие суда еще во время вьетнамской войны. Кроме патрульных, иракцы получили два 60-м. судна для снабжения морских платформ, это своеобразные буксиры – сухогрузы – пожарные суда. Их поставщиком стала американская компания RiverHawk Fast Sea Frames.

Патрульные катера ВМС Ирака базируются в ВМБ «Умм-Каср» и вооружены автоматическими пушками калибра 30-мм, пулеметами 12.7 и 7.62 мм. Они вполне подходят для решения задач по патрулированию рек и выходов в Залив, однако для полноценного обеспечения охраны экономической зоны, плавучих наливных терминалов и нефтяных платформ ВМС Ирака требуются корабли класса- «корвет-фрегат», а также, тральщики нового поколения и, вне всякого сомнения, базовая патрульная авиация, как минимум, вертолетная, поскольку сейчас ВМС вынуждены просить военно-воздушные силы одалживать им беспилотники для патрулирования над северной частью акватории Персидского залива.

Развитие ВМС Ирака напрямую будет зависеть и от сооружения т.н. «Большого Фао» — нового порта, имеющего доступ в Залив, где не надо будет следовать в море по фарватеру лагуны Кхор Абделла. Новый порт, подготовительные работы по проекту которого уже завершены, будет включать в себя и военно-морскую часть.  В планах командования ВМС Ирака на перспективу до 2025 года включено приобретение 2 ракетных фрегатов, 2-3 ракетных корветов, 5 новых ракетных катеров и 10 тральщиков, танкера и десантного корабля. В настоящее время ведется изучение предлагаемых к приобретению кораблей а также прорабатывается вопрос об учреждении авиационного подразделения военно-морских сил, на вооружение которого, для начала, могут переданы многоцелевые вертолеты из наличия ВВС.

52.23MB | MySQL:103 | 0,568sec