Вывод немецких военных из Турции в Иорданию на фоне обострения ситуации на юге королевства

Министерство обороны ФРГ рассматривает возможность перевода своих военных из Турции в Иорданию после решения Анкары запретить немецким парламентариям посещать представителей Бундесвера на авиабазе Инджирлик. Об этом заявил официальный представитель военного ведомства Йенс Флосдорф. «Мы в конце прошлого года начали искать альтернативные места базирования, в первую очередь это касалось Иордании и Кипра, а также Кувейта. В Иордании у нас есть наилучшие условия для этого», — сказал он. По его словам, передислокация затруднит участие ФРГ в операции западной коалиции против «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в РФ). «Но вылеты самолетов-заправщиков и разведывательных самолетов будут по-прежнему возможны и из Иордании», — подчеркнул он. Как подчеркнул представитель Минобороны, «планирование, с особенным акцентом на Иордании продолжится». По его прогнозам, возможное перебазирование после принятия политического решения займет несколько месяцев.

Ранее МИД ФРГ сообщил, что турецкие власти проинформировали германское правительство об отказе допустить депутатов Бундестага на авиабазу Инджирлик. Как подчеркивают во внешнеполитическом ведомстве, посещение военных парламентариями является безусловным требованием для Берлина. В последние недели отношения между двумя странами осложнились на фоне внутриполитических событий в Турции. Кабмин ФРГ критиковал проведение референдума о конституционной реформе в Турции, а также задержания журналистов, которые имеют немецкое гражданство. В этой связи необходим ряд комментариев. Первый момент, который надо зафиксировать, это то, что системный кризис турецко-германских отношений продолжается. Причем единственным моментом, который удерживает стороны от более резких действий по отношению друг к другу, является только аккуратное выплачивание траншами со стороны Брюсселя (а основным донором в данном случае являются те же немцы) обещанных Анкаре трех миллиардов евро за выполнение условий сделки по беженцам. Несмотря на это,  президент Турции Р.Т.Эрдоган не может простить персонально А.Меркель ситуации с недопущением его министров-агитаторов в ФРГ накануне проведения судьбоносного референдума в Турции, и поэтому делает все возможное, чтобы выдавить немецких военных с базы Инджирлик. Прямо потребовать их ухода оттуда как страны-члена НАТО Анкара не может. Отсюда и эти полу-дипломатические, полухамские, но надо признать, симметричные шаги турецкой стороны. Второй момент относится к непонятной скромности немецких военных, которые, собственно, уже на 80 процентов передислоцировались на иорданскую базу близ Марфака, но делают вид, что этого нет. По крайней мере, там уже на сегодняшний день находится около ста вертолетов Бундесвера, которые были переброшены с той же базы Инджирлик в прошлом году, когда турки первый раз не пустили немецких депутатов с инспекционной целью. Помимо немцев на этой базе работают также ВВС США. Одновременно отметим, что окончательное перебазирование немцев в Иорданию, а они осуществляли, прежде всего, вертолетную поддержку наступающим под Раккой курдам, транспортировку грузов и обеспечение заправки других самолетов коалиции, а также тяжелой техники, не просто сильно «затруднит», по выражению представителя Бундесвера, участие войск в боевых действиях против ИГ, но просто сделает это невозможным. Это означает, что войскам коалиции придется перестраиваться на ходу с учетом намерения взять оплот «Исламского государства» (ИГ) в Сирии Ракку до начала рамадана (24 мая). Сейчас Вашингтон старается убедить Берлин в необходимости подождать с выводом остаточного контингента вертолетчиков с Инджирлика до взятия Ракки, но в руководстве ФРГ по этому поводу единого мнения нет. Немецкие генералы, например, высказываются в пользу немедленного вывода, но А.Меркель пока решения не приняла. Вывод авиации ФРГ в Иорданию резко сужает степень маневра для войск коалиции не столько в случае с Раккой, сколько в предстоящем после этого наступления на Дейр эз-Зор.

При этом эксперты уверенно утверждают, что никакого наступления на юге Сирии с территории Иордании пока не планируется. Об этом в последнее время много рассуждают различные российские и зарубежные политологи. Усиление американских, британских, канадских и польских контингентов здесь в большей степени носит характер предупредительный и связанный с опасениями Аммана по прорыву сторонников ИГ в случае падения Ракки и Дейр эз-Зора на иорданском направлении. С иорданского плацдарма коалиция пока действует в основном в отношении иракского фронта, в том числе и с учетом крайне сложной оперативной обстановки на юге Иордании, где критиковать короля Абдаллу II позволяют себе даже ряд глав муниципалитетов. Здесь на фоне оппозиции к королю сильны и симпатии к ИГ, как «справедливой форме правления». Если называть вещи своими именами, то на юге Иордании существует фактически идеальная тыловая база для развертывания там партизанской войны за счет прибывающих сторонников ИГ. Отсюда страхи Абдаллы II и его союзников. Отметим и еще один интересный факт: секретную встречу в марте президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси, израильского премьер-министра Б.Нетаньяху и короля Абдаллы II на одном из египетских курортов на Красном море. На встрече обсуждались совместные шаги по снижению джихадистской угрозы на Синае, а также ситуация в Сирии. Абдалла II в ходе этой встречи, в общем-то, определенно был встревожен ситуацией на юге Иордании, и обратился к Израилю с неофициальной просьбой о поддержке. В том числе и в рамках предоставления некоторых видов вооружения в рамках экипировки лояльных коалиции повстанческих групп. Что же касается Синая, то речь шла в отношении иорданской поддержки совместных израильско-египетских усилий по убеждению руководства ХАМАСа дистанцироваться от тыловой помощи радикалам на Синае. И иорданцы через свои контакты в движении обещали в этом всяческое содействие.

 

62.81MB | MySQL:102 | 0,431sec