К итогам американо-турецких переговоров на высшем уровне

Президент США Дональд Трамп будет рад встретиться с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом на следующей неделе во время своей первой зарубежной поездки в качестве главы государства. Об этом сообщила 16 мая  пресс-служба Белого дома по итогам переговоров двух президентов. «Президент Трамп сказал Эрдогану, что будет рад встретиться с ним на следующей неделе во время своей предстоящей зарубежной поездки», — отмечается в заявлении. В Вашингтоне Д.Трамп заявил Р.Т.Эрдогану «об обязательстве Соединенных Штатов обеспечивать безопасность союзника по НАТО Турции и указал на необходимость сотрудничать в деле противостояния терроризму во всех его формах». Д.Трамп «поднял вопрос о (тюремном) заключении пастора Эндрю Брансона и попросил турецкое правительство как можно быстрее вернуть его в Соединенные Штаты». Оба лидера обсудили также двусторонние отношения. Вашингтон на протяжении нескольких месяцев призывает Анкару освободить американского гражданина Э.Брансона, который был заключен в тюрьму в октябре 2016 года по обвинению в поддержке мусульманского проповедника Фетхуллаха Гюлена. Турция считает Ф.Гюлена организатором попытки госпереворота, предпринятой летом прошлого года. В феврале около сотни американских конгрессменов направили письмо Р.Т.Эрдогану с просьбой освободить американца, который долгое время проповедовал христианство в турецком Измире. В этой связи, видимо, надо отметить два момента

  1. Поведение Р.Т.Эрдогана, который фактически взял христианского пастора в заложники по абсолютно надуманному обвинению (пастор в рядах мусульманской секты — это что-то новенькое), больше напоминает бандитское толковище, но никак не поведение ответственного политического деятеля. В данном случае задержание пастора надо рассматривать, прежде всего, как «симметричные меры» в надежде на ускорение процедуры экстрадиции мятежного имама Ф.Гюлена из США, что, как мы уже говорили ранее, практически нереально. То есть турецкий президент в данном случае пытается использовать тактику шантажа, которую он уже пытался (и оба раза с негативными для себя последствиями) проделать с Москвой и Брюсселем. В случае с США ответная реакция может быть еще жестче, поскольку дело стоит на контроле у Конгресса (в США вообще обостренно болезненно относятся к арестам своих граждан за рубежом), а сама природа Д.Трампа, который состоялся в условиях очень жесткого бизнеса, не позволяет ему априори поддаваться на шантаж и показывать слабину. В данном случае турецкий лидер снова очень плохо просчитал психологию тех, кому он пытается грозить. И первые ответы на его такую политику уже последовали. Мы имеем в виду арест в США в прошлом году аффилированного лично с Р.Т.Эрдоганом турецкого бизнесмена иранского происхождения Резу Зараба, которого обвиняют в операциях по обходу антиранских санкций. Р.Т.Эрдоган просил Д.Трампа вмешаться в этот процесс и выйти в результате на сделку со следствием. Д.Трамп отреагировал на эту просьбу сдержанно. По ряду причин. И среди них прежде всего надо иметь в виду высокие репутационные риски (президент и так постоянно находится под пристальным вниманием американских СМИ), а также тот факт, что Р.Зараб начал говорить и давать показания. Как на самого Р.Т.Эрдогана, так и на своих компаньонов в лице бывшего мэра Нью-Йорка Р.Джулиани и бывшего окружного прокурора М.Мукасея. А это уже вариант по удержанию в узде серьезный сегмент Республиканской партии, который стоит за ними.
  2. Эмоциональная нагрузка определения, которое дал Д.Трамп перспективе новой встречи с Р.Т.Эдоганом. Она сильно отличается от тех определений, которые он давал при характеристике своих встреч с руководством КСА, ОАЭ и Иордании, и подразумевает, что все основные вопросы уже были обсуждены во время встречи с турецким президентом 16 мая.

До чего же там договорились? Если мы отбросим личные оценки Д.Трампа (а у него встречи, которые он проводит являются, как минимум, «продуктивными»), то в сухом остатке остается следующее. Как мы и предполагали, Р.Т.Эрдогану не удалось решить ни одну из важных проблем, которые он ставил перед собой накануне поездки. Это, прежде всего, курдская проблема. Д.Трамп категорически отказался сворачивать поддержку и снабжение курдских отрядов из Партии демократического союза (ПДС). В качестве альтернативы он предложил турецкому коллеге сделать все возможное, чтобы после взятия Ракки добиться вывода из него курдских отрядов, а их снабжение оставить исключительно в рамках необходимой достаточности для пресечения возможных рецидивов со стороны Сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Если мы вспомним историю с захватом курдами Манбиджа, то поймем, что заставить их потом уйти оттуда фактически невозможно. Это не удалось сделать администрации Б.Обамы, а нынешняя администрация вообще закрыла глаза на то, что ПДС позволила сирийской армии встать буфером между курдами и турками в этом районе. То же самое справедливо и по отношению к материально-техническому снабжению. Оно будет продолжаться независимо от взятия Ракки, поскольку Пентагон окончательно сделал ставку на курдов, как свою опору в Сирии в среднесрочной перспективе. В качестве утешительного приза Р.Т.Эрдоган получил от Д.Трампа заверения в поставках Анкаре необходимого ей вооружения и данным космической разведки. Пока известно о возобновлении поставок ПТРК TOW, которые уже начали поступать в Идлиб. Эксперты не исключают и поставки в скором времени в Турцию авиабомб для ударов в гористой местности. Это пока все. Что же касается данных спутниковой разведки, то вряд ли турки увидят на них что-то новое для себя, поскольку американцы не будут предоставлять им, в отличие от саудовцев, снимки с большой степенью разрешения. Кроме того, в Вашингтоне, в общем-то, не очень разделяют концепцию Анкары о будущем Ирака и Сирии. По крайней мере, рассуждения турецкого президента о том, что «Ирак и Сирия уже не смогут существовать как единые государства, и поэтому надо вести диалог с уже сформировавшимися этническими и конфессиональными образованиями, а также крупными региональными игроками», большого отклика у Д.Трампа не получили. Намек Р.Т.Эрдогана, в общем, понятен: он ратует за независимость Иракского Курдистана (ИК), а также создание на севере Сирии (а в перспективе на большей части территории Сирии и Ирака) «современных модернизированных исламских государств». И создание зон деэскалации — первый шаг в этом направлении.

62.82MB | MySQL:102 | 0,425sec