О приобретении ВВС Пакистана партии самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления СААБ-2000: оценки китайских специалистов

По данным СМИ КНР, 20 мая 2017 г. ВВС Пакистана и шведская компания СААБ подписали контракт стоимостью 1,35 млрд шведских крон (155,6 млн долл. США) на поставку четырех самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления  (ДРЛОиУ) СААБ-2000, оснащенные радиолокационной станцией (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) PS-890 ERIEYE.

В отношении данного самолета известно, что он обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

– длина 27.28 м;

– высота 7,73 м;

– размах крыла 24,76 м;

– чистый вес:13800 кг;

– максимальный взлетный вес 22800 кг;

В качестве силовой установки использованы два двигателя Allison AЕ-2100A мощностью по  4152 л.с. (3096 кВт) каждый, которые приводят самолет в движение благодаря шестилопастным винтам производства компании Dowty Rotol. Скоростные характеристики рассматриваемого самолета следующие:

– максимальная скорость 682 км/ч;

– крейсерская скорость 594 км/ч;

– максимальная дальность полета на максимальной скорости 2185 км;

– максимальная дальность полета на крейсерской скорости 2868 км;

– практический потолок 31000 футов.

РЛС с АФАР PS-890 ERIEYE позволяет обнаруживать воздушные цели на максимальной дальности 450 км, принимает их на автоматическое сопровождение на дальности 300 км.  Угол обзора 300 градусов. Максимальная высота обнаружения цели составляет 25 км. Вес станции составляет 900 кг. Передает данные на пять боевых постов.

Кроме СААБ-2000, указанная РЛС устанавливается на самолеты ERJ-145 (пр-во бразильской компании «Эмбрайер») и СААБ-340. Самолеты РЛС созданные на базе ERJ-145 приняты на вооружение ВВС Индии, Бразилии, Греции, а СААБ-340 приобрели ВВС Королевства Таиланд.

По словам начальника Главного штаба ВВС Пакистана – маршала авиации Сухаила Амана, первый самолет будет передан в подразделение в декабре 2017 г., две машины будут поставлены в 2018 г. и еще один самолет в 2019 г.  Следует отметить, что ВВС Пакистана еще в 2005 г приобрели партию из трех самолетов ДРЛОиУ СААБ-2000. Эти самолеты были приняты на вооружение в период с 2009 по 2011 гг. и из них была сформирована 3-я эскадрилья ДРЛО.

Однако в августе 2012 г. в ходе террористической атаки на авиационную базу (АвБ) «Минхас» два самолета были серьезно повреждены.  Для ремонта они были перевезены на АвБ «Камра», где располагается крупнейшее авиастроительное и авиаремонтное предприятие Пакистана. После долгих консультаций со специалистами компании СААБ пакистанские инженеры смогли провести ремонт фюзеляжей и крыльев самолетов с использованием композитных материалов. В результате только в 2016 г самолеты были возвращены в состав эскадрильи.

Подобный контракт не совсем логичен в условиях достаточно плотного военно-технического сотрудничества между Пекином и Исламабадом, особенно когда на протяжении последних трех лет ВВС Пакистана успешно эксплуатируют самолеты ДРЛОиУ под обозначением ZDK-03 (экспортный вариант «Кунцзин-500», принят на вооружение НОАК).

Как отмечают китайские специалисты, ZDK-03 (пр-во КНР) обладает большей максимальной скоростью – 670 км/ч и максимальной дальностью полета 7800 км/ч. Соответственно время нахождения ZDK-03 в воздухе также больше чем у шведского самолета.  В герметичном отсеке располагается почти в полтора раза больше боевых постов для офицеров разведки ВВС. Кроме того, на борту китайского самолета созданы более комфортные условия для экипажа.

Китайские конструкторы отмечают, что ZDK-03 также оснащен РЛС с АФАР во вращающемся обтекателе, который обеспечивает освещение воздушной обстановки на 360 градусов. Именно благодаря механизму поворота антенны уменьшается размер «слепых зон» для РЛС, которые у шведского самолета больше из-за неподвижной антенны станции PS-890 и большой площади оперения.

Вполне вероятно, что пакистанских военных привлекла низкая стоимость самолетов шведского производства. Для сравнения стоимость  четырех самолетов ZDK-03 составляет 278 млн долл. США. Кроме того технические специалисты ВВС Пакистана уже обладают навыками эксплуатации и ремонта самолетов марки «СААБ».  Третий довод к приобретению СААБ-2000 это использование аппаратуры связи типа Link 16, которая позволяет передавать информацию о тактической обстановке на истребители F-16 ВВС Пакистана. Очевидно, что китайские самолеты ZDK-03 не оснащаются такой аппаратурой и могут взаимодействовать только с истребителями JF-17.

Конечно, с одной стороны, данный контракт наносит ущерб репутации китайских самолетостроитей и изготовителей радиолокационной техники, которые надеются расширить географию поставок самолетов ZDK-03, а также предлагают собственный аналог шведского самолета ДРЛО, который был представлен на выставке вооружений и военной техники в августе 2016 г. в г.Чжухай под обозначением ZDK-06.

С другой стороны, китайские специалисты могут получить доступ к аппаратуре СААБ-2000, и после анализа возможностей РЛС PS-890мспециалисты в области тактики ВВС НОАК выработают тактику борьбы с данной станцией, которая входит в комплект оснащения самолетов ERJ-145 ВВС Индии. Кроме того, вполне вероятно, что на новой модификации СААБ-2000, предназначенной для ВВС Пакистана будут установлены обновленные системы радиотехнической разведки и самообороны самолета, анализ которых позволит китайским конструкторам продвинуть свои разработки в этой области.

Данный контракт – уже не первый пример военно-технического сотрудничества Пакистана с другими странами. За последние два года ВС Пакистана подписали несколько контрактов на поставку новых боевых  кораблей, легких ударных вертолетов, модернизацию подводных лодок  с турецкими компаниями.

По данным китайских источников, ВВС Пакистана не оставляют надежды подписать контракт с США на модернизацию партии истребителей F-16. Кроме того, пакистанские военные подписали контракт на поставку партии автоматических винтовок с чешской компанией CZ. Очевидно, что официальный Исламабад взял курс на диверсификацию поставок вооружений и военной техники  с целью снизить зависимость от китайского оборонно-промышленного комплекса, стоимость продукции которого постепенно повышается.

Вполне вероятно, что китайские предприятия ОПК неохотно передают техническую документацию даже пакистанским партнерам, поскольку низкая стоимость продукции ОПК Пакистана позволяет привлекать большую часть клиентов из стран третьего мира, которые ранее приобретали ВВТ в Китае.

52.27MB | MySQL:103 | 0,471sec