Вступление НАТО в коалицию против ИГ и Турция

25 мая 2017 г. страны-участницы НАТО на саммите в Брюсселе приняли решение о формальном вступлении альянса в коалицию по борьбе с «Исламским государством» (ИГ,  запрещено в РФ). Об этом заявил в четверг генсек НАТО Йенс Столтенберг. По его словам, НАТО приняло решение о создании при штаб-квартире подразделения по обмену разведданными и назначении координатора по антитеррору. Также принято решение о дополнительных полетах самолетов НАТО для поддержки коалиции по борьбе с террористами (речь идет о выделении средств по дозаправке в воздухе). Однако, как отметил Й.Столтенберг, НАТО не будет принимать участия в боевых действиях коалиции, но после официального в нее вступления сможет участвовать в дискуссиях[i]. Напомним, что накануне саммита НАТО в Брюсселе на стадионе в Манчестере произошел теракт, в результате чего погибли более 20 человека, еще около 120 человека были  госпитализированы.

Лидеры стран-членов НАТО в четверг познакомились с президентом США Дональдом Трампом, который впервые участвовал в саммите НАТО. Главный итог саммита — это, безусловно, сугубо политическое решение, согласно которому НАТО как структура в целом присоединяется к антитеррористической коалиции. Известно, что Соединенные Штаты давно призывали к этому руководство Североатлантического альянса, но часть его членов (Германия, Франция) выступают против непосредственного присоединения к боевым действиям против ИГ. Повторим, что НАТО не собирается осуществлять прямые военные операции против террористов. Это остается прерогативой каждой страны. Йенс Столтенберг заявил: «Мы также решили расширить нашу поддержку международной коалиции по борьбе с ИГ. Наши самолеты дальнего радиолокационного обнаружения AWACS помогут облегчить использование коалицией воздушного пространства, несколько союзников пообещали мощности для дозаправки этих AWACS в воздухе. Мы будем делиться большим количеством информации, осуществлять больше полетов и обеспечивать дозаправку в воздухе»[ii].

Очевидно, что это решение НАТО повлияет как на отношения между США и Турцией, так и между Германией и Турцией. До саммита НАТО — 9 мая, американская администрация одобрила поставки тяжелого вооружения сирийским курдам для освобождения Ракки от боевиков ИГ. В Вашингтоне объяснили, что это решение позволит быстрее захватить оплот ИГ. США считают курдов наиболее эффективным союзником в борьбе с ИГ на севере и востоке Сирии. Поставкам тяжелого оружия противится Анкара, которая, в свою очередь, называет курдские организации «террористическими»[iii].

В связи с этим, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу призвал Вашингтон к смене спецпредставителя США Бретта Макгёрка в антитеррористической коалиции по борьбе с группировкой ИГ. По его словам спецпредставитель президента США «оказывает явную поддержку» террористам из Рабочей партии Курдистана (РПК) и курдским «Отрядам народной самообороны» (ОНС). «Необходимо сменить его на этом посту», — отметил турецкий министр. В интервью телеканалу NTV М.Чавушоглу сообщил, что в ходе недавнего визита в Вашингтон турецкая сторона получила заверения от американских партнеров, что оружие, передаваемое США сирийским курдам, не будет использовано против Анкары[iv]. Поддержка США ОНС, в особенности тяжелым вооружением, только усиливает напряжение в турецко-американских отношений. Теперь к этому прибавляется и поддержка НАТО.

Что касается турецко-германских отношений, то в мае Турция не позволила группе депутатов германского Бундестага посетить немецких военнослужащих, дислоцированных на военно-воздушной базе «Инджирлик». Об этом МИД ФРГ 15 мая проинформировал руководство фракции комитета Бундестага по обороне. Визит руководства комитета Бундестага по обороне к немецким военным на базе «Инджирлик» был запланирован на 16 мая и готовился уже многие недели. Турецкая сторона на протяжении долгого времени никак не реагировала на происходящее и проинформировала МИД ФРГ на рабочем уровне об отказе согласовать этот визит. В качестве причины Анкара сослалась на то, что Германия предоставила политическое убежище турецким офицерам, причастным к попытке переворота в июле 2016 года. На базе «Инджирлик» дислоцировано около 260 немецких военных. Они оказывают поддержку воздушным ударам по позициям ИГ в Сирии и Ираке, осуществляя воздушную разведку и дозаправку самолетов[v].

Напомним, что неделю назад впервые политическое убежище в Германии получили несколько турецких военнослужащих и их семьи. Во всех этих случаях речь идет о военных, которые до их увольнения из турецкой армии находились в составе размещенных в Германии сил НАТО. За период после попытки государственного переворота в Турции в июле 2016 г. до начала мая 2017 г. власти ФРГ получили прошения о предоставлении убежища от 414 турецких военнослужащих, дипломатов, судей и других госслужащих высокого ранга и членов их семей[vi].

После отказа Турции федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель подвергла критике решение Анкары о запрете на визит группы депутатов германского Бундестага немецких военных на военную базу «Инджирлик». «Бундесвер — парламентская армия, поэтому абсолютно необходимо, чтобы у наших депутатов была возможность посещения военнослужащих. Германия продолжит искать альтернативы перемещения немецкого военного контингента с базы «Инджирлик» в соседние страны», — отметила канцлер[vii].

Однако Германия еще в марте нашла возможную альтернативу военно-воздушной базе «Инджирлик» в Турции. «С военной точки зрения пригодными являются военные базы в Иордании, Кувейте и на Кипре», — говорится в ответе правительства ФРГ на запрос депутатов Бундестага от Левой партии, который 29 марта приводит газета Die Welt. Представители Бундесвера посетили по три военных объекта в Иордании и Кувейте, а также базы Акротири и Пафос на Кипре, уточняется в документе. Между тем, как подчеркивалось в нем, правительство Германии еще не вело с этими странами переговоров об использовании баз Бундесвером. В связи с новым обострением отношений между Турцией и ФРГ после запрета турецким политикам проводить в Германии предвыборную агитацию, ряд депутатов Бундестага, как от правящей коалиции, так и от оппозиции призвали Ангелу Меркель вывести контингент Бундесвера с базы в Инджирлике. В 2016 г. Анкара в течение нескольких месяцев запрещала депутатам Бундестага посещать немецких военнослужащих в Инджирлике в ответ на резолюцию немецкого парламента, в которой массовое убийство армян в Османской империи названо геноцидом. В октябре 2016 г. группа немецких депутатов все же смогла однажды посетить авиабазу «Инджирлик». После этого турецкие власти не выдали ни одного разрешения на посещение военнослужащих Бундесвера депутатами Бундестага, сообщил представитель федерального правительства[viii].

Итак, НАТО решил вступить в коалицию по борьбе с ИГ. Ясно, что президент Турции Р.Т.Эрдоган дал свое согласие, поскольку все решения НАТО принимаются на основе консенсуса, после обсуждения и консультаций среди стран-членов. Хотя это решение НАТО не благоприятно для Турции (об этом чуть позже), Р.Т.Эрдоган не наложил вето на него. Очевидно, что в случае вето, это означало бы, что Турция не желает присоединения НАТО к коалиции по борьбе с ИГ. Кроме того, Р.Т.Эрдоган оказался бы под большим давлением, и в особенности со стороны Дональда Трампа, по желанию которого НАТО принял такое решение.

Кстати, в конце апреля 2017 г. Р.Т.Эрдоган в Македонии заявил, что НАТО не нуждается в ОНС – «сирийском филиале террористической PПK», и что НАТО не должно вооружать террористические группы[ix]. А за две недели до саммита НАТО в Брюселле он заявил, что поддержка членами НАТО ОНС неприемлема[x].

Турецкая пресса и эксперты реагировали на решение НАТО в основном негативно, и это в связано с факторами авиабазы «Инджирлика» и ОНС. Отставной генерал Али Эр, который ранее служил в НАТО, в беседе с газетой Sözcü, заявил, что решение о присоединении НАТО к коалиции по борьбе с ИГ, прокладывает путь для визита немецких депутатов в «Инджирлик». По его словам, решение НАТО нейтрализует козырную карту Турции против Германии, и после этого решения немецкие депутаты смогут посетить авиабазу. «В случае присоединения к коалиции по борьбе с ИГ НАТО сможет автоматически использовать «Инджирлик». Германия — член НАТО, она до сих пор присылала самолеты в «Инджирлик» в рамках двусторонного договора. Турция, имея и используя свои суверенные права, запретила визит немецких депутатов в Инджирлик. Однако Германия после нового решения НАТО может в рамках Североатлантического блока присылать солдат и самолетов в «Инджирлик». Теперь немецкие депутаты тоже могут прямо из Германии приезжать «Инджирлик» (базу НАТО) без входа ( на остальную) территорию Турции», — добавил он[xi].

Отметим, что уже 27 мая президент Турции Р.Т.Эрдоган (после встречи с Меркель в Брюселле, где переговоры прошли за закрытыми дверями, и продолжались около получаса) заявил, что Турция готова допустить немецких депутатов на базу «Инджирлик». По его словам, главы МИД Турции и Германии рассмотрят вопрос о допуске немецких депутатов на авиабазу «Инджирлик», но среди депутатов не должно быть тех, кого Анкара обвиняет в поддержке терроризма. «Депутаты, которые открыто поддерживают террористов и практически действуют вместе с ними, не будут приветствоваться. Наши министры иностранных дел обсудят этот вопрос (о допуске немецких депутатов на базу «Инджирлик» – авт.) друг с другом, и мы примем решение», — заявил Р.Т.Эрдоган журналистам на борту самолета, возвращаясь в Турцию с саммита НАТО в Брюсселе. Он добавил, что Турция даст разрешение на визит немецких законодателей, если их список будет приемлемым для нее[xii].

Напомним, что днями ранее Р.Т.Эрдоган заявил, что Турция готова попрощаться с германскими военными, если те вдруг решат покинуть базу «Инджирлик». «Если правительство ФРГ решит вывести своих военных с территории турецкой военной базы «Инджирлик», мы просто скажем им «До свидания»», — сказал он перед отлетом на саммит НАТО в Брюсселе[xiii]. Все это означает, что предсказание Али Эра насчет «Инджирлика» сбывается.

Кроме того, Али Эр опасается, что НАТО может для борьбы против ИГ потребовать от Турции предоставить другие авиабазы кроме «Инджирлика». Он добавил, что имеет в виду авиабазы Диярбакыра и Малатии. Заметим, что 8-я авиабаза Диярбакыра и 7-я авиабаза Малатии  не очень далеки от границы с Сирией. Можно предположить, что НАТО может потребовать от Турции и авиабазу Коньи, которая в будущем станет мозговым центром ВВС Турции. Турция с 2014 г. имеет 4 самолета ДРЛОиУ/AWACS, которые в рамках программы «Мирный орел» были переброшены в Конью.

Что касается других беспокойств турецких СМИ по поводу решения НАТО, отметим, что они опасаются, что НАТО теперь станет союзником «террористической организации ПДС и ее военным крылом ОНС». Турецкие провластные СМИ (газета Daily Sabah, агентство Anadolu) называют сотрудничество США и ПДС/ОНС (контролируют 1/5 территории Сирии) «нарушением договора НАТО» и отмечают, что США, по-видимому, не выполняют свои обязательства по статьям 3 и 5 договора НАТО, поддерживая «террористические группы ПДС/ОНС» в борьбе с ИГ в Сирии[xiv].

Колумнист турецкой газеты Hürriyet Фикрет Била, оценивая решение НАТО присоединиться к антитеррористической коалиции, писал, что это положительно отразится на борьбе Турции против ИГ, однако отрицательно отразится на борьбе Турции против ОНС, поскольку НАТО в дальнейшем будет прямо поддерживать ОНС. «Теперь НАТО, поддерживая действия США в Сирии, также будет поддерживать ОНС. Для Турции важен ответ на следующий вопрос — «Каковыми будут отношения между НАТО и ОНС?». НАТО может предоставить разведданные ОНС, и из-за этого между Турцией и НАТО может возникнуть недоверие. Поддержка НАТО к ОНС может в итоге усилить политическое сотрудничество между США и ОНС»[xv].

Отметим еще, что теперь Турция вынуждена новое решение НАТО совместить с сотрудничеством с Россией и с Ираном по Сирии. И, по всей вероятности, не случайно, что после решения НАТО президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган в ходе телефонного разговора обсудили Сирию и отметили важность скорейшего согласования аспектов Меморандума о создании зон деэскалации. Об этом 27 мая сообщала пресс-служба Кремля. «При обсуждении сирийского кризиса подчеркнута важность скорейшего согласования практических аспектов применения Меморандума о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике», — говорилось в сообщении. Отмечается, что это позволит укрепить режим прекращения боевых действий, повысить эффективность межсирийских переговоров в женевском и астанинском форматах[xvi].

Итак, решение НАТО вступить в коалицию по борьбе с ИГ в общем-то неблагоприятно для Анкары. Это решение может привести к следующим последствиям для Турции.

  1. Приблизить освобождение города Рака от ИГ силами ОНС.
  2. Еще больше усилить ПДС и ОНС в военном и политическом (признательном) плане.
  3. Приблизить общее поражение ИГ в Сирии и Ираке, что в свою очередь может понизить важность Турции для США и НАТО (в итоге США сможет переместить авиабазу из Инджирлика в Грецию[xvii]).
  4. Создать проблемы для Турции внутри НАТО (возможное использование новых авиабаз в Турции со стороны НАТО, возможное посещение немецких депутатов авиабазы «Инджирлик», возможная разведподдержка НАТО ОНС).
  5. Создать проблемы для Турции в плане сотрудничества с Россией и с Ираном по вопросу Сирии. Анкара в некотором плане находится между молотом и наковальней, и для нее становится все сложнее лавировать между США и Россией в сирийском конфликте и вместе с этим продвигать свои собственные интересы.

[i] НАТО вступило в коалицию против ИГ, МК, 25.05.2017

[ii] НАТО решила расширить поддержку коалиции по борьбе с ИГ, РИА Новости, 25.05.2017

[iii] США поставят сирийским курдам тяжелое вооружение для борьбы с ИГ, Lenta.ru, 09.05.2017

[iv] Турция предложила заменить представителя США в коалиции против ИГ, Lenta.ru, 18.05.2017

[v] Турция не пустила депутатов бундестага на базу «Инджирлик«, DW, 15.05.2017

[vi]  ФРГ впервые предоставила убежище военнослужащим из Турции, DW, 08.05.2017

[vii] Меркель подвергла критике решение Анкары по базе «Инджирлик», AnadoluAjansı, 15.05.2017

[viii] ФРГ нашла восемь баз в качестве альтернативы базе «Инджирлик» в Турции, DW, 15.05.2017

[ix] Erdogan: NATO does not need YPG, Anadolu Agency, 28.04.2017

[x] Cumhurbaşkanı Erdoğan: NATO üyelerinin YPG’ye desteği Kabul edilemez, Akşam, 11.05.2017

[xi] NATO’nun hamlesi Türkiye’nin Almanya karşısında kozunu boşa çıkaracak, Sözcü, 25.05.2017

[xii] Турция готова допустить немецких депутатов на базу «Инджирлик», РИА Новости, 27.05.2017

[xiii] Erdoğan’dan Almanya’ya: Güle güle deriz, Kanal A Haber, 24.05.2017

[xiv] US, PYD/YPG coalition in violation of NATO treaty, Daily Sabah, 02.05.2017,   ‘US-PYD/PKK cooperation violates NATO treaty’, Anadolu Agency, 30.04.2017

[xv] Fikret Bila, NATO’yla YPG’nin ilişkisi nasıl olur?, Hürriyet, 27.05.2017

[xvi] Путин и Эрдоган провели телефонные переговоры, РИА Новости, 27.05.2017

[xvii]Габриелян Айк, Турция: о планах перевода авиабазы США из Инджирлика в Грецию, 20.04.2017, Институт Ближнего Востока

 

52.23MB | MySQL:103 | 0,647sec