О росте влияния Турции на иерусалимских мусульман

До с 1917 года Османская Турция на протяжении нескольких веков контролировала Иерусалим. В то время турецкий султан был одновременно халифом, считавшимся главой всех мусульман-суннитов в мире. Теперь, сотню лет спустя президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган пытается вернуть своей стране статус лидера мусульманского суннитского мира и региональной ближневосточной сверхдержавы. Одним из элементов направленной на достижение этих целей активности турецких государственных органов является их деятельность среди мусульманского населения столицы Израиля. Традиционно покровителем святых для ислама мест Иерусалима, а также мусульман этого города считалась Иордания, которой (с молчаливого согласия Израиля) удавалось сохранить за собой этот статус в течение полувека, прошедшего со времен Шестидневной войны, в результате которой в частности Иордания утратила военный и политический контроль над Иерусалимом и его святынями. Однако в последние годы Турция активно действует среди иерусалимских мусульман, что ведет к ослаблению влияния Иордании среди них.

Об этом свидетельствует исследовательская статья под названием «Между Эрдоганом и бело-голубым флагом (то есть Израилем – В.Ч.): Восточный Иерусалим на перепутье», опубликованная советниками иерусалимского муниципалитета и иерусалимского мэра Нира Барката по делам Восточного Иерусалима доктором Давидом Кореном и Беном Авраами в журнале «Га-шилоах» (издается на иврите в Иерусалиме с 2016 года при финансовой поддержке американского еврейского фонда «Тиква». Имеет электронный вариант). По их мнению, Турция вытесняет Иорданию в качестве основной покровительницы мусульманских святых мест на Храмовой горе в Иерусалиме. Одновременно с этим Турция переводит миллионы долларов различным мусульманским общественным организациями и учреждениям Иерусалима с тем, чтобы укрепить свое влияние в арабских кварталах столицы Израиля за счет Иордании и за счет самого Израиля.

«В последние годы статус Иордании в городе постепенно ослабевает, — говорится в статье, — вплоть до того, что оно (влияние Иордании – В.Ч.) ограничивается лишь 144 дунамами (Принятая в ряде ближневосточных стран мера площади. 1 дунам = 10 соткам – В.Ч.) на Храмовой горе. Справедливости ради надо отметить, что и на Храмовой горе ее статус постепенно ослабевает, и в этот вакуум – и в городе, и на Храмовой горе входит Турция».

В данном контексте стоит напомнить о том, что в конце минувшего года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призывал мусульман «защитить Иерусалим», а в начале мая этого года он обрушился с резкой критикой на еврейское государство за то, что оно, якобы, осуществляет «бойню» палестинцев. Турецкий президент одновременно с этим призвал турок совершать паломничества в иерусалимскую мечеть Аль-Акса, а тот факт, что Иерусалим находится под контролем Израиля, Реджеп Тайип Эрдоган назвал «оскорблением» для мусульман. Он также раскритиковал намерение нового президента США Дональда Трампа перевести американское посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим.

По словам Давида Корена и Бена Авраами, «усиливающаяся активность режима Эрдогана служит сейчас главным решением проблем для движения «Братья-мусульмане» во всем мире. Это свидетельствует о том, что происходящее сейчас в Иерусалиме является частью более широкого плана создания региональной турецкой гегемонии за счет других игроков. Главным проигравшим от усиливающегося турецкого присутствия (в Иерусалиме – В.Ч.) является Иордания, которая на протяжении многих лет имела статус охранительницы святых мест и покровительницы жителей Восточного Иерусалима. Самая большая угроза Хашимитскому королевству на Храмовой горе проистекает со стороны Турции».

Давид Корен и Бен Авраами упомянули в своей статье о том, что 23 мая 2015 году прихожане мечети Аль-Акса, расположенной на Храмовой горе, сорвали проповедь главного иорданского кадия доктора Ахмада аль-Халиля и прогнали его, однако буквально за несколько дней до этого приняли там же с большим почтением турецкого министра по делам религий профессора Мухаммеда Гурмаза. «Турки направили за последние годы значительные суммы денег тем, кто работает на них в Храмовой горе, для проведения целого ряда мероприятий: групп по чтению Корана, подвозки молящихся в мечеть и из нее, трапезы месяца Рамадан, ремонтных работ и поддержания чистоты и т.д. Вообще можно сказать, что исламистские силы на Храмовой горе действуют намеренно или ненамеренно в пользу Турции и в ущерб Иордании. Возможно, с их точки зрения смена иорданского присутствия на турецкое присутствие будет положительным и приветствуемым шагом», — пишут Давид Корен и Бен Авраами.

Советники иерусалимского муниципалитета утверждают также, что Турция переводит деньги исламистам в Иерусалиме через свое консульство. «Согласно источникам в Восточном Иерусалиме, с которыми мы регулярно беседуем, турки финансируют значительную часть деятельности мусульманского благотворительного общества «Дауа» в столице Израиля, а также женские организации, культурно-развлекательные мероприятия, работу с молодежью и др. Иерусалимский шейх Акрама Цабари, под духовным надзором которого находится большая часть этих организаций и мероприятий, стал фактически наиболее идентифицируемой с Турцией и ее деятельностью личностью в столице Израиля. (…) Разнообразную активность и инвестиции в восточной части города Турция осуществляет при помощи (…) своего государственного инвестиционного агентства (TIKA – В.Ч.), турецкого консульства в Иерусалиме и целого ряда турецких организаций, имеющих местные филиалы в Израиле или в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией – В.Ч.)».

Основываясь на своем глубоком знакомстве с общественными процессами, происходящими в арабских кварталах Иерусалима и с настроениями иерусалимских арабов, авторы статьи подводят итог: «Турция Эрдогана пользуется сейчас беспрецедентной симпатией жителей Восточного Иерусалима. Флаги Турции нередко вывешиваются на крышах зданий в восточной части города и даже на площади, расположенной на Храмовой горе, а турецкая культура пользуется в городе популярностью, находящей своей выражение в изучении (турецкого – В.Ч.) языка и присутствии турецкой музыки и турецких блюд. Открытая поддержка турками палестинского дела и их внимание к Аль-Аксе, а также их решение перевести миллионы долларов в Восточный Иерусалим приносят им щедрые плоды в виде симпатии и поддержки. Их вмешательство (в происходящее в Иерусалиме – В.Ч.) становится возможным благодаря их сотрудничеству со сторонниками движения «Братья-мусульмане» в городе, которые нередко выступают в роли их союзников и исполнителей их воли».

Как явствует из заголовка статьи Давида Корена и Бена Авраами, они рассматривают в качестве основной дилеммы иерусалимских мусульман не выбор между Иорданией и Турцией, а выбор между Турцией и Израилем. Авторы однозначно дают понять, что Израилю следует активнее действовать в арабских кварталах своей столицы, среди прочего для того, чтобы по возможности ослабить влияние правительств зарубежных, в первую очередь мусульманских государств на их население. Однако складывается впечатление, что усиление турецкого влияния на иерусалимских мусульман и процесс их израилизации идут параллельно и отнюдь не исключают друг друга. С большой степенью вероятности та ситуация «перепутья», о которой пишут советники иерусалимского муниципалитета, может сохраняться еще долго.

52.25MB | MySQL:103 | 0,495sec